ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ»
Русская церковь была устроена в виде особой
митрополии Константинопольского патриархата. В 1051 г. собором русских епископов митрополитом был поставлен Илларион, русский родом. Этот акт имел очень большое значение не только для развития русской церкви. Он подчеркивал силу великокняжеской власти, ее противоборство политическим и религиозным притязаниям Византии.
Илларион был образованнейшим человеком своего времени. Он – автор великолепного литературного произведения «Слово о законе и благодати», основной темой которого было установление равноправия между народами, право русской церкви на самостоятельность.
Три части «Слова» прославляют землю Русскую, «кагана» (царя, князя) Владимира и князя Ярослава.
В первой части поднимается церковная тема, Илларион создает свою, патриотическую концепцию всемирной истории. Он говорит о всемирном характере христианства, выраженного в «Благодати» Нового Завета. «Благодати» противостоит закон Ветхого Завета с его национальной ограниченностью, теорией богоизбранности.
Вторая часть «Слова» восторженно рассказывает о распространении христианства на Руси. Илларион обращается к русичам, говорит об исторической миссии великого нашего народа, о том времени, когда все народы примут истинную веру.
Последняя, третья часть «Слова» наполнена патриотизмом огромной силы и гордостью за свой народ, за Русскую землю. Эта часть – похвала Владимиру Святославовичу и Ярославу. Про всех князей, предшествующих Ярославу, Иларион говорит так: «Не в плохой стране и не в неведомой земле были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».
«Слово о законе и благодати» Илариона направлено против попыток Византии навязать Руси свою волю в церковных и политических делах, против притязаний греков на вселенский характер ее церкви и империи. «Слово» – это памятник, раскрывающий великое чувство гордости русского человека за свою Родину, за свой народ.