Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Церковные реформы XVIII века: от учреждения синода до секуляризации

Содержание

Культурные противоречия«… в Петровскую эпоху возникает разрыв между дворянством и народом разрыв не столько имущественный и сословный, сколько культурный. По воле царя и под давлением государства чрезвычайно скоро – на протяжении жизни одного поколения – происходит
Церковные реформы XVIII в.: от учреждения Синода до секуляризации Культурные противоречия«… в Петровскую эпоху возникает разрыв между дворянством и народом разрыв Отказ от патриаршестваНовый календарьБрадобритиеЕвропейское платьеЭмансипация женщинСветские формы искусства и европеизация языкаФактическое внедрение «Из двух путей – столицы как сосредоточия святости и столицы, осененной тенью 1658 г. – родился в Львовской области 1680-е гг. – обучается в «Идите от моих, любезны книги, рук, / Из коих почерпал я сладости О святых иконахО Знамении Честного КрестаО Святых МощахО Святейшей ЕвхаристииО призывании святыхО 1681 г. – Елисей родился без отца в Киеве, но вскоре потерял 1722 год – публикация «Правды воли монаршей»:Обоснование изменения в порядке наследования царского Церковные реформы Петра Великого Преобразование высшего церковного управления (14.02.1721)Что есть духовное Коллегиум, и каковыя суть важныя «Между многими, по долгу Богоданныя Нам власти, попеченьми о исправлении народа Нашего, Причины:Главная – опасность совместного существования двух властейПри соборной форме дела идут быстрее, Нестроения:Некачественное литургическое творчество«Агиографическая чехарда»«Явное и стыдное» идолослужениеМощи-обманщикиВыдуманные «явления» иконМногогласиеНеобразованность и духовенства, и мiрян Решение: Священное Писание содержит в себе все необходимые для спасения законы, но ФактологияПервое заседание Духовной коллегии (февраль 1721)Как поминать новый орган за Богослужением?Как сносится ФактологияПервое заседание Духовной коллегии (февраль 1721)Как поминать новый орган за Богослужением?Как сносится «Мѣрность наша, благодатію и властію Всесвятаго, Животворящаго и Совершенноначальствующаго Духа, узаконяетъ, утверждаетъ ФактологияПервое Духовной коллегии (февраль 1721)Как поминать новый орган за Богослужением?Как сносится он . ФактологияПервое Духовной коллегии (февраль 1721)Как поминать новый орган за Богослужением?Как сносится он 34 Апостольское правило:«Епископам всякого народа подобает знать первого у них и признавать Фактология11 мая 1722 г. – введение чина обер-прокурора: «Выбрать из офицеров доброго Тексты: Хондзинский Павел, свящ. Священное Писание в богословии школы преосвященного Феофана Прокоповича.//
Слайды презентации

Слайд 2 Культурные противоречия
«… в Петровскую эпоху возникает разрыв между

Культурные противоречия«… в Петровскую эпоху возникает разрыв между дворянством и народом

дворянством и народом разрыв не столько имущественный и сословный,

сколько культурный. По воле царя и под давлением государства чрезвычайно скоро – на протяжении жизни одного поколения – происходит европеизация русского дворянства. Кроме того, петровская табель о рангах фактически кладёт основание для нового сословия, формируется бюрократия… Этот процесс ведёт к закреплению нарастающего разрыва между «верхами» и «низами».
Происходит деление на народ, включающий разные сословия – крестьян, мещан, солдат, и общество, которое составили дворянство родовитое и служилое, поместное и безземельное, а также бюрократия. Народ оставался пассивны объектом воздействия со стороны государства и общества в лице его отдельных представителей. Общество же оказалось важным субъектом общественной жизни, хотя и зависимым от воли самодержца. Русское духовенство, раннее занимавшее почетное место в социальной иерархии, было «опущено» вниз, занимая промежуточное положение, поскольку мировоззренчески оно оставалось частью народа, а по уровню образования приближалось к обществу» (А. И. Яковлев. Очерки истории русской культуры XIX века. С. 43-44).



Слайд 3 Отказ от патриаршества
Новый календарь
Брадобритие
Европейское платье
Эмансипация женщин
Светские формы искусства

Отказ от патриаршестваНовый календарьБрадобритиеЕвропейское платьеЭмансипация женщинСветские формы искусства и европеизация языкаФактическое

и европеизация языка
Фактическое внедрение в быт верхнего слоя общества

второго языка
Новая столица

Слайд 5
«Из двух путей – столицы как сосредоточия святости

«Из двух путей – столицы как сосредоточия святости и столицы, осененной

и столицы, осененной тенью императорского Рима, – Петр избрал

второй… В этом контексте наименование новой столицы Градом Святого Петра неизбежно ассоциировалось не только с прославлением небесного покровителя Петра Первого, но и с представлением о Петербурге как Новом Риме …
Подлинность Петербурга как нового Рима состоит в том, что святость в нем не главенствует, а подчинена государственности. Государственная служба превращается в служение отечеству и одновременно ведущее ко спасению души поклонение Богу. Молитва сама по себе, в отрыве от «службы», представляется Петру ханжеством, а государственная служба – единственной подлинной молитвой» (Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции «Москва – Третий Рим» в идеологии Петра Первого)


Слайд 6 1658 г. – родился в Львовской области
1680-е

1658 г. – родился в Львовской области 1680-е гг. – обучается

гг. – обучается в Киево-Могилянской Академии
1684 г. – принимает

униатство и путешествует по «университетам»
1687 г. – покаяние и возвращение в Киев, принятие пострига, преподавательский путь
Январь 1700 г. – случайно замечает император
Октябрь 1700 г. – он становится местоблюстителем
Умер в Москве 24 ноября 1722 года

Слайд 7 «Идите от моих, любезны книги, рук, / Из

«Идите от моих, любезны книги, рук, / Из коих почерпал я

коих почерпал я сладости наук, / Идите, и других

умы уже питайте, / И в них сладчайший свой вы нектар изливайте. / Богатство, слава, честь и счастье дней моих / Зависело от вас, возлюбленных мне книг: / Чрез вас я приобрел почтение Синода, / Любовь Царя, вельмож, и града, и народа…»

Слайд 8 О святых иконах
О Знамении Честного Креста
О Святых Мощах
О

О святых иконахО Знамении Честного КрестаО Святых МощахО Святейшей ЕвхаристииО призывании

Святейшей Евхаристии
О призывании святых
О входе святых душ, вышедших из

тела, в небесные обители и причастии небесной славы прежде второго пришествия Христа
О благотворении преставившимся, то есть о молитвах, милостынях, постах и особенно бескровных жертвах, приносящихся за умерших
О преданиях
О Святейшей Литургии
О Святых Постах
О добрых делах, способствующих вечному спасению
О наказании еретиков

Слайд 9 1681 г. – Елисей родился без отца в

1681 г. – Елисей родился без отца в Киеве, но вскоре

Киеве, но вскоре потерял и мать. Его дядя (Феофан),

ректор Киево-Братской коллегии, принял его и воспитал в монастыре
1701 г. – принимает униатство, получает образование в Римской коллегии свт. Афанасия. Он был очень образован, что обратило на него внимание папы римского, который предложил ему остаться в Риме, но он вернулся в Киев
1711 г. – ректор Киево-Могилянской академии
1716 г. – вызван в Санкт-Петербург
1721 г. – вице-президент Святейшего Синода
С 1725 г. – архиепископ Великого Новгорода
1726 г. – первенствующий член Синода
1736 г. – умирает в Санкт-Петербурге

Слайд 11 1722 год – публикация «Правды воли монаршей»:

Обоснование изменения

1722 год – публикация «Правды воли монаршей»:Обоснование изменения в порядке наследования

в порядке наследования царского престола: император как абсолют
Обоснование

теории «общественного договора»
Размытие представления о богоизбранности царя

Слайд 12 Церковные реформы Петра Великого

Церковные реформы Петра Великого

Слайд 13 Преобразование высшего церковного управления (14.02.1721)
Что есть духовное Коллегиум,

Преобразование высшего церковного управления (14.02.1721)Что есть духовное Коллегиум, и каковыя суть

и каковыя суть важныя вины таковаго правления
Дела, управлению сему

подлежащая
Самых управителей должность, действо и сила

Слайд 14 «Между многими, по долгу Богоданныя Нам власти, попеченьми

«Между многими, по долгу Богоданныя Нам власти, попеченьми о исправлении народа

о исправлении народа Нашего, и прочих подданных Нам Государств,

посмотря и на Духовный чин, и видя в нем много нестроения и великую в делах его скудость, не суетный на совести Нашей возымели Мы страх, да не явимся неблагодарни Вышнему, аще толикая от Него получив благопоспешества во исправлении как Воинскаго, так и Гражданскаго чина, пренебрежем исправление и чина Духовнаго. И когда нелицемерный Он Судия, воспросит от нас ответа о толиком Нам от Него врученном приставлении, да не будем безответни. Того ради образом прежних, как в Ветхом, так и в Новом Завете, Благочестивых Царей, восприяв попечение о исправлении чина Духовнаго, а не видя лучшаго к тому способа, паче Соборнаго Правительства. Понеже в единой персоне не без страсти бывает; к тому ж не наследственная власть, того ради вящше не брегут. Уставляем Духовную Коллегию, то есть Духовное Соборное Правительство, которое по следующем зде Регламенте, имеет всякия Духовныя дела во Всероссийской Церкви управлять. И повелеваем всем верным подданным Нашим, всякаго чина, Духовным и мирским имети сие за важное и сильное Правительство, и у него крайния дел Духовным управы, решения и вершения просить, и судом его определенным довольствоватися, и указов его слушать во всем, под великим за противление и ослушание наказанием, против прочих Коллегий».


Слайд 15 Причины:
Главная – опасность совместного существования двух властей

При соборной

Причины:Главная – опасность совместного существования двух властейПри соборной форме дела идут

форме дела идут быстрее, так как личность может заболеть

и проч.
В коллективе не может быть коварства и мздоимства
Коллектив свободен, так как всех запугать невозможно
Истина «легче взыскуется соборным сословием», а не одним человеком
Коллегиум станет школой, из которой достойные могут стать архиереями



Слайд 16 Нестроения:
Некачественное литургическое творчество
«Агиографическая чехарда»
«Явное и стыдное» идолослужение
Мощи-обманщики
Выдуманные «явления»

Нестроения:Некачественное литургическое творчество«Агиографическая чехарда»«Явное и стыдное» идолослужениеМощи-обманщикиВыдуманные «явления» иконМногогласиеНеобразованность и духовенства, и мiрян

икон
Многогласие
Необразованность и духовенства, и мiрян



Слайд 17 Решение:
Священное Писание содержит в себе все необходимые

Решение: Священное Писание содержит в себе все необходимые для спасения законы,

для спасения законы, но не все умеют пользоваться им,

поэтому необходимо «руководство совершеннейших мужей» - толкования и нравоучения, но они написаны на греческом, а переводы на славянский темны и трудны, сверх того они имеют много «высоких богословских тайн»
Избрание и поставление достойных архипастырей, искусных в Писании и догматах, которые могли бы толковать учение Церкви для всех её чад
Общее образование («три книжицы» и школа)

Слайд 18 Фактология
Первое заседание Духовной коллегии (февраль 1721)
Как поминать новый

ФактологияПервое заседание Духовной коллегии (февраль 1721)Как поминать новый орган за Богослужением?Как

орган за Богослужением?
Как сносится он с Сенатом и коллегиями?

В

результате преобразования появился Святейший Правительствующий Синод

Слайд 19 Фактология
Первое заседание Духовной коллегии (февраль 1721)
Как поминать новый

ФактологияПервое заседание Духовной коллегии (февраль 1721)Как поминать новый орган за Богослужением?Как

орган за Богослужением?
Как сносится он с Сенатом и коллегиями?

В

результате преобразования появился Святейший Правительствующий Синод

То есть обладающий статусом святейшего (патриарха)


Слайд 21 «Мѣрность наша, благодатію и властію Всесвятаго, Животворящаго и

«Мѣрность наша, благодатію и властію Всесвятаго, Животворящаго и Совершенноначальствующаго Духа, узаконяетъ,

Совершенноначальствующаго Духа, узаконяетъ, утверждаетъ и провозглашаетъ, отъ Благочестивѣйшаго и

Тишайшаго Самодержца, Святаго Царя, всея Московіи, Малыя и Бѣлыя Россіи, и всѣхъ Сѣверныхъ, Восточныхъ, Западныхъ и иныхъ многихъ странъ Обладателя, Государя, Государя Петра Алексѣевича Императора, по Духу Святому Намъ возлюбленнаго и превожделѣннаго, въ Россійскомъ Святомъ великомъ Царствѣ учрежденный Сѵнодъ. Есть и нарицается онъ Нашимъ во Хрістѣ Братомъ, Святымъ и Священнымъ Сѵнодомъ, отъ всѣхъ благочестивыхъ и православныхъ Хрістіанъ, священныхъ и мірскихъ, начальствующихъ и подначальныхъ и отъ всякаго лица сановнаго: и имѣетъ власть творити и совершати, елика четыре Апостольскіи, Святѣйшіи Патріаршіи Престоли. Воспоминаемъ, завѣщаваемъ и уставляемъ ему, да хранитъ и содержитъ неколеблемы обычаи и правила Священныхъ, Вселенскихъ, Святыхъ седми Соборовъ и и содержитъ неколеблемы обычаи и правила Священныхъ, Вселенскихъ, Святыхъ седми Соборовъ и прочая, елика содержитъ Восточная Святая Церковь. И да пребываетъ во вся вѣки неколебимъ. Божія же благодать, и молитва, и благословеніе Нашея мѣрности да будетъ съ Вами»

Слайд 22 Фактология
Первое Духовной коллегии (февраль 1721)
Как поминать новый орган

ФактологияПервое Духовной коллегии (февраль 1721)Как поминать новый орган за Богослужением?Как сносится

за Богослужением?
Как сносится он с Сенатом и коллегиями?

В результате

преобразования появился Святейший Правительствующий Синод

То есть равный Сенату


Слайд 24 Фактология
Первое Духовной коллегии (февраль 1721)
Как поминать новый орган

ФактологияПервое Духовной коллегии (февраль 1721)Как поминать новый орган за Богослужением?Как сносится

за Богослужением?
Как сносится он с Сенатом и коллегиями?

В результате

преобразования появился Святейший Правительствующий Синод

Отголоски «соборности»


Слайд 25 34 Апостольское правило:
«Епископам всякого народа подобает знать первого

34 Апостольское правило:«Епископам всякого народа подобает знать первого у них и

у них и признавать его, как главу, и ничего,

превышающего их власть, не творить без рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии и до мест, к ней принадлежавших. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух»

Слайд 26 Фактология
11 мая 1722 г. – введение чина обер-прокурора:

Фактология11 мая 1722 г. – введение чина обер-прокурора: «Выбрать из офицеров

«Выбрать из офицеров доброго человека…»
13 июня 1722 г.

– инструкция (в поздней редакции) для обер-прокурора
«Смотреть накрепко, чтобы Синод свою должность хранил»
Держать Канцелярию (Конъцеллярыи) Синода
Принимать фискалов
Получает «чин, яко око Наше и стряпчий о делах государевых»

  • Имя файла: tserkovnye-reformy-xviii-veka-ot-uchrezhdeniya-sinoda-do-sekulyarizatsii.pptx
  • Количество просмотров: 109
  • Количество скачиваний: 0