Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Цивилизации Древнего мира

Для эпохи Древнего мира основополагающими являются следующие явления: формирование родовых отношений, создание письменности, оформление религиозных культов. На основе родовых территорий формируются первые государственные образования. Появление письменности приводит к совершенствованию абстрактного мышления, выводит коммуникацию за пределы памяти
Цивилизации Древнего мира Для эпохи Древнего мира основополагающими являются следующие явления: формирование родовых отношений, создание Мифы одномерной вселенной, тотемные мифы и мифы инициации, в отличие от календарных Сидящий Будда из Катре. Эпоха Кушан. II в. В изобразительном искусстве Египта, Гробница Сети I. XIX династия. Долина царей, Луксор Изображения на потолке гипостиля Развертка вселенной-линии путем все возрастающего перечня вещных феноменов в древнем искусстве проявляется Архетип мировой горы стал общей базисной моделью для разных типов пирамид, зиккурата В композиции храмовых комплексов геометрическая абстракция луча реализуется в виде идеи страстного Врата отделяли нижний мир от верхнего, а хранители защищали их от непосвященных В Луксоре и Карнаке храм становится архитектурным оформлением двойного Пути Солнца – Согласно логике мифа первоначально происходило освоение низа и внутреннего ядра космоса. Путь В Древнем мире принцип орнаментальности как основы композиционной и ритмической организации изобразительного В Египте в качестве оси выступают: знаки «анх» (бессмертие) и «джед» (столб Идея вертикального творящего луча в танце наиболее наглядно воплотилась в космическом танце Презентация подготовлена Е. Князевой  на основании материала Е. Медковой Журнал «Искусство»
Слайды презентации

Слайд 2 Для эпохи Древнего мира основополагающими являются следующие явления:

Для эпохи Древнего мира основополагающими являются следующие явления: формирование родовых отношений,

формирование родовых отношений, создание письменности, оформление религиозных культов.
На

основе родовых территорий формируются первые государственные образования.

Появление письменности приводит
к совершенствованию абстрактного мышления, выводит коммуникацию за пределы памяти одного человека, позволяет осознать связь времен и причинно-следственных закономерностей.

Создание специализированной коммуникативной системы и переход от первобытной магии
к религии освобождает изобразительное искусство от информационных функций.

Эпохе Древнего мира соответствует модель «одномерной вселенной», в которой на первое место выдвигаются связи линейного типа.


Слайд 3 Мифы одномерной вселенной, тотемные мифы и мифы инициации,

Мифы одномерной вселенной, тотемные мифы и мифы инициации, в отличие от

в отличие от календарных мифов, обладают линейной композиционной структурой.

Тотемные мифы повествуют о начале рода. В мифах об инициации воспроизводится ритуал приобщения взрослого члена общины к тайне своего происхождения от тотема-первопредка и обретения от умерших предков сокровенного знания.

На базе «основного мифа» и мифов инициации в эпическом жанре литературы складывается классическая структура архисюжета. Эпос о Гильгамеше – первый пример архисюжета.

Гильгамеш с львенком в руках
Ок. 721–705 гг. до н. э.

Сцена из эпоса о Гильгамеше на цилиндрической печати


Слайд 4 Сидящий Будда из Катре. Эпоха Кушан. II в.

Сидящий Будда из Катре. Эпоха Кушан. II в. В изобразительном искусстве


В изобразительном искусстве Египта, Двуречья, Индии, Китая, Мезоамерики абстрактный

принцип линии воплощается через развертывание ритуала поклонения мировому древу.

В основу композиции произведений изобразительного искусства отныне кладется двучленность изображаемого – объект почитания и ритуал почитания.

Для буддийской иконографии характерны симметричные композиции. В них Будду или заменяющие его изображения справа и слева фланкируют фигуры поклоняющихся.

Стела Нарамсина, царя Аккада. XXIII в. до н. э.


Слайд 5 Гробница Сети I. XIX династия. Долина царей, Луксор

Гробница Сети I. XIX династия. Долина царей, Луксор Изображения на потолке

Изображения на потолке гипостиля Храм Хатхор в Дендере
Гипостиль храма

Хатхор
в Дендере. Рисунок XIX в.

В древнеегипетском искусстве происходит разрастание двучленной схемы до бесконечности фризовых образований за счет повторяющихся блоков ритуала почитания с персонажами, поклоняющимися или приносящими дары.


Слайд 6 Развертка вселенной-линии путем все возрастающего перечня вещных феноменов

Развертка вселенной-линии путем все возрастающего перечня вещных феноменов в древнем искусстве

в древнем искусстве проявляется в своеобразной боязни пустоты. В

Египте пустоты заполняются ковром иероглифических надписей или декоративными элементами пейзажа . В Мезоамерике существуют примеры сплошного коврового покрытия целых архитектурных сооружений.

Стела Хенену. XXI в. до н.э.

Тутанхамон с женой в саду
Рельеф на крышке ларца, XIV в. до н. э.


Слайд 7 Архетип мировой горы стал общей базисной моделью для

Архетип мировой горы стал общей базисной моделью для разных типов пирамид,

разных типов пирамид, зиккурата и ступ.
В Древнем Египте

луч и гора существовали как в раздельном, так
и в слитном виде.

Обелиск Сенусерта III в г. Иуну (Гелиополе)

Ступы в Индии являются моделью сакральной для индусов горы Меру, расположенной в центре мироздания.
В Мезоамерике актуальной была схема алтаря на вершине мировой горы.

Великая ступа в Санчи. III в. до н. э.

Пьедрас-Неграс. Культура майя. 600–810 гг. н. э.
Реконструкция Т. Проскуряковой

Пирамиды в Гизе. Египет


Слайд 8 В композиции храмовых комплексов геометрическая абстракция луча реализуется

В композиции храмовых комплексов геометрическая абстракция луча реализуется в виде идеи

в виде идеи страстного Пути Солнца по подземному миру.

В связи с тем что
в мифах творения развертка мира происходит от вод хаоса к небу, то есть снизу вверх, Священная Дорога тоже направлена от нижнего, земного, мира
к верхнему, небесному.

Дорога мертвых в Теотиуакане. II в.

Аллея священных баранов к храму Амона в Луксоре. XIV в. до н. э.

Аллея сфинксов к храму Амона в Карнаке. 1504–1492 гг. до н. э.


Слайд 9 Врата отделяли нижний мир от верхнего, а хранители

Врата отделяли нижний мир от верхнего, а хранители защищали их от

защищали их от непосвященных требованием знания «их истинного имени».


Дорога к воротам Иштар в Вавилоне 575 г. до н. э. Реконструкция

Лев бога Нергала. Вавилон


Слайд 10 В Луксоре и Карнаке храм становится архитектурным оформлением

В Луксоре и Карнаке храм становится архитектурным оформлением двойного Пути Солнца

двойного Пути Солнца – изначального, когда оно восстало из

вод Нуна (хаоса), и ежедневного. Свое продвижение к небу Солнце начинало из погруженной в темноту камеры, где хранилась Священная ладья с фигурой бога. За ней следовали помещения, где обязательно был многоколонный зал, символизировавший «тростниковые поля»,
в водах которых зародилось солнце.

Колонны храма Амона в Луксоре. XIV в. до н. э.

Вид на храмовый комплекс Карнак. 1504–1492 гг. до н. э.


Слайд 11 Согласно логике мифа первоначально происходило освоение низа и

Согласно логике мифа первоначально происходило освоение низа и внутреннего ядра космоса.

внутреннего ядра космоса. Путь первозданного Луча разворачивается в недрах

земли или мировой горы. Пирамида – это модель мировой горы
в чистом виде. В скальных храмах Египта и Индии сакральное ядро укрыто под толщей горы.

Д. Робертс
Интерьер храма Абу-Симбел
1830-е

Храм Аджанта. Вихара – зал для общего собрания
V в. Индия

Заупокойный храм Хатшепсут. 1482–1473 гг. до. н. э. Дейр эль-Бахри, Египет


Слайд 12 В Древнем мире принцип орнаментальности как основы композиционной

В Древнем мире принцип орнаментальности как основы композиционной и ритмической организации

и ритмической организации изобразительного искусства сохраняет свои позиции. Орнаментальность

изобразительных композиций остается знаком космических сверхъестественных сил, которые вносят порядок во Вселенную. В Египте орнаментальность символизирует вечность посмертного существования. В Месопотамии синкретизм сюжетного и орнаментального начал указывал на идентичность макро- и микромира. В Индии восхитительно прекрасный, бесконечно изменчивый, неуловимо-скользящий узор бытия ткет обманчивая «майя».

Переход роли образца вселенной от сосуда как вместилища бытия к архитектуре привел к размыканию круговой орнаментальной композиции и ее превращению в линейную. Обегающая сосуд спираль теряет свою четырехкратность, означающую замкнутый годовой или суточный цикл, и превращается в линию бесконечной плетенки.


Слайд 13 В Египте в качестве оси выступают: знаки «анх»

В Египте в качестве оси выступают: знаки «анх» (бессмертие) и «джед»

(бессмертие) и «джед» (столб Осириса), иероглиф «вэс» (посох), колонны

с диском на вершине, бутоны и цветы лотоса с солярным кругом в зародыше (миф о рождении Ра).

Джед

Анх

Вэс (в правой руке)


Слайд 14 Идея вертикального творящего луча
в танце наиболее наглядно

Идея вертикального творящего луча в танце наиболее наглядно воплотилась в космическом

воплотилась в космическом танце Шивы. Согласно мифу Шива исполнял

этот танец в срединной точке земли. «Космический танцор» изображается с четырьмя руками, попирающим правой ногой карлика Апасмару, демона невежества. В руках он держит барабан и пламя. Вся фигура окружена огненным кольцом. С точки зрения сакральной геометрии, акт творения реализуется круговой волной из одной точки на все четыре стороны.

Танцующий Шива. XI в.


  • Имя файла: tsivilizatsii-drevnego-mira.pptx
  • Количество просмотров: 137
  • Количество скачиваний: 0