Слайд 2
Владимир I - великий князь Киевский, креститель Руси.
Составной частью его образ вошел в былинного «Владимира Красно
солнышко», в народное представление об идеальном государе.
Слайд 3
В истории каждого народа есть такой правитель, которого народ
почитает как своего просветителя и устроителя своей духовной бытности. В русской
истории таким человеком по праву считается Владимир I Святой (960-1015 гг.). Герой былин и сказаний, он вышел из зари российской истории язычником, просияв христианским просветителем Русской Земли.
Слайд 4
Сын князя Святослава — Владимир появился на свет около 960 г.
(точная дата нам не известна). Первоначально отец пожаловал Владимиру Новгород —
согласно летописям, уже в 970 г.
Слайд 5
Владимир был новгородским князем, когда от рук печенегов погиб
его отец князь Святослав (972). Началась усобица между двумя
старшими сыновьями — Ярополком и Олегом, в результате которой последний погиб. Воевода Добрыня, дядя Владимира по матери, посоветовал юному княжичу бежать к варягам, так как Ярополк стремился избавиться от всех конкурентов в борьбе за единовластие. В 978 г. князь Владимир вернулся с варяжским войском и сверг брата, превратившись в полновластного правителя.
Слайд 6
Заботясь о целостности страны и желая упорядочить сферу религиозной жизни
своих подданных, Владимир в 983 г. создал в Киеве пантеон важнейших славянских
богов. Однако подобное нововведение не давало результатов, так вновь присоединенные племена (вятичи, например) продолжали поклонятся своим местным богам. Владимир начинает склоняться к принятию новой веры.
Слайд 7
Жители Киевской Руси были знакомы с христианством, иудейством и мусульманством.
Слайд 8
Наиболее активно отношения развивались с христианским миром — Западной Европой
и Византией. Именно поэтому, после удачного похода на Херсонес в 988 г. князь
принимает христианство и женится на византийской царевне Анне.
Слайд 9
По преданию, после взятия Херсонеса Владимир потерял зрение, которое
вернулось к князю после обряда крещения.
Слайд 10
Сила христианской веры настолько поразила князя, что он решил
распространить ее на всю Русь.
Слайд 11
По возвращении в Киев князь Владимир построил Десятинную церковь, в которой
равноапостольный князь и был похоронен в 1015 г.
[
Слайд 12
Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная
церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины русских первомучениковФеодора
и его сына Иоанна[
Слайд 13
С тех давних пор князь Владимир стал символом
христианской России, с которым связаны многие памятники и памятные места
Слайд 14
Князь Владимир. Семь литературных воплощений
Слайд 15
1. ССОРА ИЛЬИ С ВЛАДИМИРОМ
Это самая бунтарская былина из тех,
что связаны с центральным героем русского эпоса — Ильёй Муромцем. На
пиру гостеприимный князь не узнаёт в лицо самого заслуженного своего богатыря и сажает его в конце стола, поскольку все почетные места заняты другими блистательными витязями и боярами.
2. СУХМАН
Этот фрондёрский сюжет не столь популярен, но памятен. Владимир несправедливо обошелся с самым скромным из богатырей — Сухманом. Поверил клевете — и:
Посадил его Владимир стольно-киевской
Во тыи погреба во глубоки,
Во тыи темницы темныи:
Железными плитами задвигали,
А землей его призасыпали,
А травой его замуравили,
Не много ли не мало лет то на тридцать…
Слайд 16
3. ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ. ВЛАДИМИР, ТРАГЕДОКОМЕДИЯ
Прославляя Владимира, Феофан агитировал
за петровские преобразования. Язычество показано в трагедокомедии как бастион
невежества. Владимир — как первый русский просветитель.
4. ЯКОВ БОРИСОВИЧ КНЯЖНИН. ВЛАДИМИР И ЯРОПОЛК, ТРАГЕДИЯ
В 1772-м году Яков Княжнин пишет классицистическую (и весьма кровавую!) трагедию из русской истории. Примером для него служила расиновская «Андромаха». Разумеется, герои говорят стихами
5. А. С. ПУШКИН. РУСЛАН И ЛЮДМИЛА
Кого только не собрал Пушкин в свою программную сказочную поэму! Но вспомним: всё начинается со знаменитого стольнокиевского застолья. А кто во главе стола? В народной памяти в качестве могущественного правителя остался именно князь Владимир.
Слайд 17
.
6. А. К. ТОЛСТОЙ. ПЕСНЯ О ПОХОДЕ ВЛАДИМИРА
НА КОРСУНЬ
Тонкий мастер исторической баллады не мог обойти вниманием
образ князя Владимира. Толстому хорошо удавались стилизации былин. Причем он использовал для этого привычный рифмованный силлабо-тонический стих, и редко щеголял антикварными славянизмами
7. А. К. ТОЛСТОЙ. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Уже не баллада, но стихотворение. Ставшее хрестоматийным. Его нередко переиздают для детей, с завлекательными иллюстрациями. Старый богатырь едет прочь от Киева и с обидой вспоминает княжеское гостеприимство:
И ворчит Илья сердито:
«Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты проживёшь?
Двор мне, княже, твой не диво!
Не пиров держусь!
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кус!
Слайд 18
ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ. БОГАТЫРИ
Эта пьеса — скомороший мюзикл в
революционном духе — шла в московском Камерном театре, в
постановке режиссёра Александра Таирова. Музыка великого Бородина, декорации по палехским мотивам… Демьян Бедный показал отсталую Древнюю Русь, слабохарактерного Владимира, а богатырей вывел в виде пьянчуг. И крещение Руси интерпретировал в духе антирелигиозных кампаний предыдущего десятилетия… Положительными героями стали «социально близкие» разбойники. Но в 1936-м шарж на князя Владимира советскому государству уже не требовался. Вячеслав Молотов ушёл после первого акта, воскликнув: «Безобразие! Богатыри ведь были замечательными людьми!»
БОРИС ВАСИЛЬЕВ. ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
Появлялся Владимир и в исторических романах — как правило, почтительных по отношению к князю. Борис Васильев в 1970-е был одним из самых читаемых писателей в СССР. Но исторические романы он принялся писать довольно поздно, подхватив знамя Анатолия Ладинского и Всеволода Н. Иванова. И ушёл в былинные времена с головой. Киевская Русь для Васильева — своего рода утраченный рай, счастливая европейская альтернатива для России.