Слайд 2
Первый концентр
Основная цель – формирование у учащихся понимания
самоценности культуры каждого народа, каждой эпохи.
Раздельный либо интегрированный курсы
отечественной и всеобщей истории при приоритете истории России (2:1).
Сочетание событийно-хронологического и проблемно-блочного принципов оформления содержания.
Слайд 3
Второй концентр
К историко-хронологическому делению добавляется структурное историческое рассмотрение
основных компонентов общества.
Переход от изучения фактов к их осмыслению
и сравнительно-историческому анализу фактов.
Ориентация на развивающее обучение.
Приоритет отечественной истории не за счет увеличения объема знаний, а посредством включения проблем российской истории при анализе глобальных исторических проблем.
Культурологический подход к историческому процессу, внимание к социокультурным тенденциям.
Слайд 4
Существует только одна история – история Человека, и
это история в самом широком смысле слова.
Люсьен Февр
Слайд 5
Геродот Галикарнасский (между 484 и 425 гг.)
«Обычно, когда какому-нибудь
городу или народу предстоят тяжкие бедствия, божество заранее посылает
знамения»
(Геродот. История. Книга 6)
Слайд 6
Святой Августин (Августин Аврелий, епископ Гиппонский, (354-430 гг.))
«Итак,
при отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие
разбойничьи шайки; так как и сами разбойничьи шайки есть не что иное, как государства в миниатюре».
Августин. «О граде Божьем» (книга IV, гл. 4)
Слайд 7
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778 гг.)
«Большинство великих мира
сего живут так, как если бы они были атеистами:
всякий, кто прожил жизнь и был наблюдателен, знает, что познание Бога, его присутствие и правосудие не имеют ни малейшего влияния на войны, союзы, а также на объекты тщеславия, выгоды, удовольствий, похищающих каждое мгновение жизни этих людей; однако нет того, чтобы они грубо попирали правила, установленные в обществе, и потому гораздо более приятно проводить свою жизнь рядом с ними, нежели с суеверными людьми и фанатиками. Правда, я ожидаю большей справедливости от того, кто верит в Бога, чем от того, кто в него не верит; но от суеверных людей я жду только горечи и преследований. Атеизм и фанатизм – два чудовища, способные разодрать на части и пожрать общество…».
(Вольтер. Статьи из «Философского словаря». «Атеист»)
Слайд 8
«Любовь к отечеству может быть физическая, моральная и
политическая. Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия
привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества… С кем мы росли и живем, к тем привыкаем. Сия любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная, любовь к отечеству, столь же общая, как и первая… Но физическая и моральная привязанность к отечеству, действие натуры и свойств человека не составляют еще той великой добродетели, которою славились греки и римляне. Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения – и потому не все люди имеют его… Не говорю, чтобы любовь к отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всем лучше; но русский должен по крайней мере знать цену свою. Согласимся, что некоторые народы вообще нас просвещеннее: ибо обстоятельства были для них счастливее; но почувствуем же и все благодеяния судьбы в рассуждении народа российского; станем смело наряду с другими, скажем ясно имя свое и повторим его с благородною гордостию».
Н.М. Карамзин. О любви к отечеству и народной гордости
Слайд 9
С.М. Соловьев (1820-1879 гг.)
«Если к каждому частному человеку можно
обратиться с вопросом: «Скажи нам, с кем ты знаком,
и мы скажем тебе, кто ты таков», – то к целому народу можно обратиться со следующими словами: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем тебе, кто ты таков». В настоящее время, когда у нас обнаружилась такая сильная потребность познать свое прошедшее, познать, кто мы таковы, я не решился занять ваше внимание изложением событий внешней отечественной истории, но счел более приличным представить в сжатом очерке важнейшую сторону нашей внутренней истории, именно постепенное установление государственного порядка, или, как выражались наши предки, наряда в Русской земле. Где, при каких природных влияниях действовал народ и с какими чужими народами и государствами изначала и преимущественно должен был иметь дело – вот первые вопросы в истории каждого народа».
( С.М. Соловьев. Взгляд на историю установления государственного порядка в России до Петра Великого // Чтения и рассказы по истории России. Чтение первое).
Слайд 10
В.О. Ключевский (1841-1811 гг.)
«…народ становится государством, когда чувство
национального единства получает выражение в связях политических, в единстве
верховной власти и закона. В государстве народ становится не только политической, но и исторической личностью с более или менее ясно выраженным национальным характером и сознанием своего мирового значения… складываясь из союзов кровного родства, общественный состав государства подвергался обратному процессу внутреннего расчленения по разнообразным частным интересам, материальным и духовным. Так возникали многообразные частные союзы, которые входят в состав гражданского общества».
В.О. Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Лекция I.
Слайд 11
Основные черты новой исторической науки
1) перед историками открыта
вся сфера человеческой деятельности,
2) социальный и культурный анализ
специфики времени и места, а не описание судеб империй и институтов власти,
3) акцентирование внимания не на биографиях великих, а на народной культуре, на отношениях, вере и ритуалах простых людей,
4) новые источники позволили услышать тех, кто прежде не имел письменной истории,
5) синтезирование и интерпретация разных точек зрения вместо поиска окончательных объяснений,
6) историки отвергают объективность и научную детерминированность и признают, что они в не меньшей степени зависят от культуры, пола, класса, к которым принадлежат, чем те, о ком они пишут
Слайд 12
План.
1. Понятие «история».
2. Особенности исторического познания.
3.История в системе
гуманитарных наук.
4.Исторические источники.
5. Периодизация всеобщей истории.
Слайд 13
Понятие «история»
Изучение любой научной дисциплины начинается с определения
основополагающих понятий. По мнению известного русского историка В.О.Ключевского (1841
- 1911), "в научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах" . Сегодня, говоря об истории, имеют в виду: 1) рассказ о прошлом, 2) последовательное развитие действительности, 3) науку, изучающую прошлое. История - это не просто повествование о случившемся, а наука, основой которой являются собирание, систематизация, обобщение фактов, рассмотрение их в тесной взаимосвязи и совокупности
Слайд 14
2. Особенности исторического познания.
Знание истории предполагает обобщение, осмысление
и анализ прошлого опыта.
Слайд 15
2. Особенности исторического познания.
Главной задачей исторической науки является изучение
конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов
прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Как отмечал известный римский политический деятель Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.), первая задача истории - воздерживаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности
Слайд 16
3.История в системе гуманитарных наук.
Археология и
этнология
история
экономика
религиоведение
социология
психология
философия
Политология
и
право
Филология
и лингвистика
Вспомогательные
Исторические
дисциплины
Слайд 17
4.Исторические источники.
Между реально существовавшей действительностью, т.е. прошлым, и
результатом исследования ученого – научно-воссозданной картиной мира – стоит
промежуточное звено. Его называют историческим источником. Изучение истории начинается с документа. Лишь с помощью свидетельств прошлого возможна его конкретно-историческая реконструкция
Слайд 18
4.Исторические источники.
Исторический источник – это все остатки прошлой
жизни, все свидетельства о прошлом. Существуют разные классификации исторических
источников. Например Л.Н. Пушкарев историк и филолог выделяет следующие семь типов источников:
1. письменные;
2. вещественные;
3. этнографические;
4. устные;
5. лингвистические;
6. фотокинодокументы;
7. фонодокументы1.
Слайд 19
4.Исторические источники
В 1985 г. С.О. Шмидтом была предложена
другая схема классификации источников по типам и подтипам.
Вещественные источники
Изобразительные источники
Словесные источники:
Конвенционные источники
Поведенческие источники.
Звуковые или аудиальные источники.