Слайд 2
Этнографические группы марийцев.
Со времён
противостояния Казани и Москвы среди марийцев сформировались две сильно
отличающиеся друг от друга этнографических группы .В противостоянии Казани и Москвы вставшие на сторону Москвы горномарийцы (в их фольклоре любимый герой князь Акпарс, возглавлявший марийские отряды в войске Ивана Грозного) и луговые марийцы, воевавшие на стороне татар против Ивана Грозного, и сопротивление продолжалось ещё 50 лет после падения Казани (их любимый фольклорный герой князь Болтуш, возглавлявший борьбу с русскими).
Слайд 3
Горномарийцы без сопротивления
Принимали православие. Они давно и
Прочно приняли христианство, утратили
Языческую память и сегодня в
Горномарийском крае довольно много
Православных священников-горномарийцев,
Кое-где в богослужении используется
Марийский язык.
Луговые марийцы с упорством сохраняли
Верность язычеству, несмотря на иногда очень жестокую политику
христианизации, осуществлявшуюся
русским правительством.
Всенародные моления мари,
Собиравшие всех картов
(жрецов) и тысячи паломников,
Продолжались до 1887 г.,
Когда царским властям удалось
Подавить массовые проявления язычества.
Слайд 4
Марийская вера.
Чистые марийцы , считали себя людьми высшего
сорта, даже не вступали в браки с крещёными.
Вот как
в одном из своих интервью описал религиозную картину мира верховный жрец А.. Юзекайн: «Марийская вера — самая чистая, лучше всех от века сохранила духовные истины. Верховный бог-творец Ош Поро Кугу Юмо (Большой Белый Бог) имеет образ человека и является царём богов. От Верховного Бога исходит живительная сила, энергия-Ю, гармонизирующая и одухотворяющая Вселенную. Кроме Кугу Юмо существует иерархия десятков богов и множества духов; наиболее почитаемые : Каво-Юмо (Бог Неба), Кече-Юмо (Бог-Мать, она же Солнечный Бог), Шо-Чинава (верховная Богиня Земли). Существуют природные боги-духи (наиболее почитаемые священные деревья, духи леса). Необходимо поклоняться духам предков и легендарных героев.» . Среди героев наиболее почитаем князь XI в. Чимблат, к XVI в. признанный божеством и считающийся покровителем марийского народа.
Слайд 5
Моления и религиозные обряды
Моления и
религиозные обряды никогда не проводились в помещении, но только
на открытом воздухе. Моления по уровню их организации условно можно разделить на 6 уровней: "семейные", "родовые", "деревенские" (проводятся 2 раза в год), "тышты" ( т.е. 3-7-ми деревень, проводятся раз в 2-3 года), "мер комалтыш" (т.е. нескольких десятков деревень, раз в 5 лет) и"мировые" (т.е. всего марийского народа, когда-то проводились приблизительно раз в 10 лет, но с 1991 г. — ежегодно).В каждой деревне есть несколько"картов", наиболее уважаемых крестьян, знающих наизусть молитвы.Моления сопровождаются многочисленными
жертвоприношениями (бык, конь,
овца,гусь, утка).
Слайд 6
По данным этнографов, марийцы,
как и другие коренные народы Поволжья, поклонялись духам природы.
Этих духов они называли керемет и отождествляли их с силами и явлениями окружающей природы, душами давно умерших предков. К тому же марийцы верили в существование вечной, неистощимой жизненной субстанции и силы, обеспечивающей сохранение и возрождение жизни, мира, спокойствия на земле, взаимопонимания в обществе. Всё это могло дать им великое божество, по их мнению, сотворившее вселенную и давшее жизнь на земле, - Ош Кугу Юмо (Великий светлый бог).
Согласно древним языческим верованиям марийцев, с образами добрых духов и злых демонов могли отождествляться одиноко стоящие деревья (обычно с двумя разветвлёнными вершинами), а также реки, ручьи, животные, птицы и возвышенности, в том числе камни и валуны. Черемисы верили, что духи могли обладать и злой силой, принося человеческим общинам беды и несчастья. Чтобы хоть как-то умилостивить и задобрить духов, люди собирались на всеобщие языческие моления, где приносили духам жертвы. Места, где проходили жертвоприношения, находились в священных рощах на так называемых жертвенниках.
Обряд обычно проходил так. Марийцы вставали возле почитаемого ими священного дерева (берёзы, липы, дуба) лицом к полуденному солнцу и обращались к духам с просьбами участвовать в обряде. Рядом с деревом над жертвенным костром подвешивали большой железный котёл. Марийский старейшина (карт) просил божества, якобы восседавшие на священном дереве, принять от людей жертвы.
В качестве жертв приносились блины, лепешки, мёд, пиво, коровы, лошади, бычки, овцы, утки и гуси. После ритуального очищения животное валили на землю и перерезали жертве горло. Первыми каплями крови обрызгивали священное дерево, снимали с жертвенного животного шкуру и вешали на его ветви.
Чтобы жертва дошла до божества и воскресла
в ином мире, сердце, печень, легкие, язык, хрящи
и связки животного, в которых, по марийским
поверьям, содержалась жизненная сила животного,
варили в котле, а затем вместе с костями сжигали
в костре.
Марийцы обращались к духу огня, чтобы он
помог доставить их жертву богам и выполнить
их просьбы, а после этого наконец устраивалась
совместная общинная трапеза.