Слайд 2
История венецианских масок
Главным действующим лицом, а точнее персонажем,
Венецианского карнавала конечно же, является венецианская маска. Немногие знают,
что давным давно карнавальный костюм состоял лишь из белой маски, черной накидки и черной треуголки, а размалеванные лица и фигуры из комедии дель арте появились значительно позже.
Одной из причин популяризации венецианских масок можно считать свирепствовавшую в 11 веке эпидемию чумы. Жители Венеции считали, что если лицо закрыто маской, то смерть может не узнать избранного ею человека и пройти мимо. Маски с длинными носами имели также и медицинское назначение: в нос вставляли ткань, пропитанную эфирными маслами, позволявшим владельцу маски избежать заражения, по крайней мере древние люди так считали. В этих масках часто ходили врачи, обследующих больных.
Привыкнув, в маске стали ходить на рынки, в гости, театры. Благодаря ей, стирались все иерархические социальные различия. Желание измениться и спрятать свое лицо под "личиной" (от фр. masque лат. - mascus) родилась из желания преобразить действительность. В венецианской маске воплощено игровое начало, которое помогает выйти из рамок реальной жизни. Эта виртуальная действительность удовлетворяет человеческую потребность в радости, в общении, в отдыхе. Италия "гуляла" и карнавальная стихия оправдывала любые превращения. Скрытое под венецианской маской лицо позволяет раскованно открывать свои чувства окружающим.
Слайд 3
Спрос на маски в Венеции способствовал созданию многих
мастерских, занимающихся их изготовлением и продажей. К концу XV
века профессия масочника была официально зарегистрирована и пользовалась большим почетом у горожан.
Формально, маски можно разделить на два вида. Одни маски пришли к нам из уличного венецианского театра комедии Дель Арте(commedia dell’arte)— комедия масок — уличный театр итальянского Возрождения, возникший к середине 16 в. Эта итальянская импровизация с ее острыми шутками и акробатическими этюдами — родилась в чреве карнавала, и достигла своего расцвета в Венеции. К маскам театра относятся — Пульчинелла, Коломбина, Пьеро, Арлекин, Пьедролино, Бригелла, Дзанни. Второй вид масок — Баута, Венецианская дама, Джокер,Кот, Доктор Чума и Вольто, образовались в результате многовекового развития венецианского карнавала, на которое большое влияние оказали древние смеховые обряды.
Слайд 4
Маски комедии Дель Арте
Персонажи итальянской Комедии Дель Арте
- Арлекин, Коломбина, Пьеро, Пульчинелла и другие персонажи, каждый
из которых отличался определенным характером, стилем и манерой одеваться, развлекали своими представлениями жителей городов. Они пользовались огромной популярностью и на несколько веков стали народными любимцами. Поэтому один раз в год, во время знаменитого венецианского карнавала, каждый желающий поучаствовать в завораживающей феерии обзаводился собственной маской одного из героев и, скрыв свое истинное лицо, погружался в море безудержного многодневного веселья.
Количество масок в комедии Дель Арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями. К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок — Северного (Венецианского) и Южного (Неаполитанского). Венецианскую составляли Доктор, Панталоне, Бригелла и Арлекин. Неаполитанскую — Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья.
Существует мнение, что они стали продолжением карнавала. Другие источники, в частности последний великий Арлекин современности, посвятивший свою жизнь реставрации и популяризации театра комедии Дель Арте, Ферруччо Солери, утверждают, что и маски, и сам театр имеют другие корни.
Слайд 5
Венеция всегда была городом торговым. Торговые прилавки стояли
вдоль набережных залива и по площадям. Публика, заинтересованная в
покупках или просто лавирующая, проплывала вдоль торговых рядов, выбирая или разглядывая витрины. Местные бездельники не нашедшие работы молодые люди, частенько скапливались у какого-нибудь прилавка и начинали словесные баталии. Иногда между собой, иногда беззлобно задевая прохожих или просто рассказывая анекдоты. Среди таких групп нередко отыскивался лидер – молодой человек, язык которого был подвешен более ловко. Послушать такого остроумца находилось много желающих. Вокруг прилавка собиралась толпа. Торговля становилась бойче. Хитрые торговцы быстро поняли, какой выгодой могут обернуться подобные «рекламные акции», и стали специально зазывать к себе талантливых молодых людей, а чуть позже стали и нанимать их на постоянной основе, прося только говорить громче, смешнее и делать паузы, чтобы зеваки смогли обратить внимание на товары.
Наиболее привлекательны для покупателей, конечно же, были смешные репризы. Для увеличения комического эффекта, для того чтобы «черты лица» персонажа было лучше видно, а также для усиления его голоса, появилась первая маска – Дзанни (венецианский вариант произнесения популярного в Италии имени Джанни), нерадивого слуги-пройдохи, вечно попадавшего в какие-то нелепые истории.
Слайд 6
Наряд Дзанни состоял (да и до сих пор
состоит) из двугорбой шапочки, полумаски с огромным длинным носом
(почти птичьим клювом) и просторного «крестьянского» костюма. Поначалу этот Дзанни в одиночку разыгрывал перед почтенной публикой лацци – короткие шутливые сценки. Потом стало понятно, что сценка, показанная или рассказанная вдвоем или втроем, смотрится куда лучше, чем театр одного актера. Так появились второй, а потом и третий участники: Бригелла и Арлекин.
Бригелла получил свое имя от итальянского слова Briga – неприятность. Его маска скрывала примерно две трети лица, была курноса и слегка смахивала на кошачью морду, а голову покрывал белый колпак, похожий на поварской.
Арлекин – самый популярный персонаж комедии Дель Арте – сначала был Дзанни-простаком, а потом переквалифицировался в Дзанни-пройдоху. Его костюм покрыт яркими заплатками, лицо скрывает черная мало-рельефная маска, а на голове плотно прилегающая шапочка-колпак, длинный конец которого закручивается под подбородком и заправляется под маску. Все это делается не только ради визуального эффекта. Все персонажи комедии Дель Арте отличаются только им свойственным способом передвижения по сцене. Арлекин – первый и единственный персонаж - акробат. Ни маска, ни колпак не должны слететь, пока их обладатель кувыркается и делает сальто перед зрителями.
Кроме персонажей - Дзанни в Венецианской комедии Дель Арте существовали персонажи-старики и персонажи - псевдо-интеллектуалы: Магнифико, он же Панталоне (так презрительно называли венецианцев), Дотторе (псевдо доктор-юрист, подчеркивающий свою полуобразованность постоянно прижатой к толстому животу книгой) и Капитан. Естественно, вся эта толпа уже не занималась привлечением покупателей к прилавкам торговцев, а перебралась сначала на площади, чтобы развлекать горожан во время праздников, а потом и в театры, специально построенные для них щедрыми или, наоборот, меркантильными и понимающими свою выгоду венецианцами.