Слайд 2
До безумной гордости волнует не только обилие талантов,
рожденных в России в 19 веке, но и поражающее
разнообразие их.
М Горький
Слайд 3
Как вы понимаете слова М.Горького?
О каких талантливых писателях
и поэтах говорит М.Горький?
Задание.
Вспомните и назовите наиболее значимые произведения,
созданные в 18 и начале 19 века.
Слайд 4
Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась
передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на
все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически.
Слайд 5
Тем не менее русская литература достигла в XIX
в. изумительно яркого расцвета и заняла одно из первых
мест в Европе.
Крепостнический режим вызывал недовольство широких крестьянских масс. В течение всего XIX в. в России зрела могучая демократическая революция.
Лучшие произведения русской литературы и искусства возникли на гребне этого демократического подъема; в них косвенно, а иногда и прямо отразилось
недовольство народных масс, их возмущение крепостным гнетом.
Слайд 6
Русская литература росла в напряженной идейной борьбе. Прогрессивные
писатели и художники, одушевленные идеями вольнолюбия, вели постоянную борьбу
с литераторами реакционно-монархического, а потом и буржуазно-либерального направления, защищавшими современный им общественный строй или склонными его лишь слегка реформировать.
Декабристы на Сенатской площади.
Слайд 7
В начале XIX в. литература становится ведущей
областью русской культуры, чему способствовала прежде всего ее тесная
связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.
Слайд 8
В формировании русской национальной культуры все более активно
участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных
сословий — духовенства и дворян. Если в XVIII — первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то
во второй половине XIX в. — разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической
буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.
Разночинец
Слайд 9
Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская
литература прошлого века — исключительное явление. Можно было бы
сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании псе новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн. говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций».
Слайд 10
А. Пушкин был основателем русского реализма, его
роман в стихах «Евгений Онегин», который В. Белинский назвал
энциклопедией русской жизни, ярился наивысшим выражением реализма в творчестве великого поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», « Дубровский » и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе
М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.
.
Слайд 11
Традиции Пушкина продолжил его младший
современник и преемник М. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»,
во многом созвучный с пушкинским романом «Евгений Онегин», считается вершиной лермонтовского реализма. Творчество М. Лермонтова явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы. Его основным эстетическим ориентиром является творчество Байрона и Пушкина периода «южных поэм» (пушкинского романтизма).
Для русского «байронизма» (этого романтического индивидуализма) характерны культ титанических страстей и экстремальных ситуаций, лирическая экспрессия, сочетавшаяся с философским самоуглублением. Поэтому понятно тяготение Лермонтова к балладе, романсу, лиро-эпической поэме, в которых особое место принадлежит любви. Сильное влияние на последующую литературу оказал лермонтовский метод психологического анализа, «диалектики чувств».
Слайд 12
В направлении от предромантических и романтических форм к
реализму развивалось и творчество Гоголя, которое оказалось решающим фактором
последующего развития русской литературы. В его «Вечерах на хуторе близ Диканьки» художественно осуществлена концепция Малороссии — этого славянского древнего Рима — как целого материка на карте вселенной, с Диканькой как своеобразным его центром, как средоточием и национальной духовной специфики, и национальной судьбы. Вместе с тем Гоголь является основателем «натуральной школы» (школы критического реализма); не случайно 30-е — 40-е годы прошлого века Н. Чернышевский называл гоголевским периодом русской литературы.
Слайд 13
«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — образно
заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя па развитие русской литературы.
В начале XX в. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества.
Слайд 14
В 50-е годы журнал «Современник» объединял вокруг
себя крупнейших демократических и либерально настроенных писателей. К концу
50-х годов писатели умеренного направления окончательно порывают с журналом, и он становится органом революционной демократии. Идейным руководителем журнала стал Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин. Им противостояли литераторы, тяготевшие к либеральным и умеренно монархическим взглядам. Наиболее значительными из них были Тургенев и Гончаров. Однако назревшая необходимость буржуазно-демократических преобразований и наличие демократического подъема в стране помогали в ряде случаев и этим художникам сохранить в своем творчестве глубину и силу социальной критики.
Н.А.Некрасов - редактор журнала "Современник".
Литературный журнал «Современник»
Слайд 15
Величайшим представителем революционно-демократического направления в
развитии эстетической
мысли и литературы был Николай
Гаврилович Чернышевский (1828—1889).
Эстетические взгляды Чернышевского носят материалистический характер и связаны с философией Фейербаха. Однако Чернышевский сделал решительный шаг вперед по сравнению с созерцательным материализмом Фейербаха. Он уже понимал революционную роль диалектики. Основным эстетическим произведением Чернышевского является его диссертация «Эстетические отношения искусства к
действительности» (1855 г.), в которой он полемизирует с идеалистической эстетикой последователей Гегеля. Отстаивая материалистическую точку зрения,
Чернышевский доказывал, что прекрасное есть жизнь.
Николай Гаврилович Чернышевский.
Слайд 16
Большое значение имел роман Чернышевского «Что делать?»
(1863 г.). В
нем Чернышевский показал представителей передовой интеллигенции, выдвинутых
эпохой
демократического подъема в России. Характерная черта творчества
Чернышевского—желание связать стремления людей к разумному общественному устройству с их реальными интересами и потребностями. Это находит выражение в так называемом «разумном эгоизме», который исповедуют герои романа. Через образы новых людей Чернышевский раскрывает в романе свое представление о социалистическом будущем, отражающее влияние идей Фурье.
Слайд 17
К революционно-демократическому лагерю, возглавляемому Чернышевским,
примыкали два великих художника—Некрасов
и Салтыков-Щедрин. Редактор «Современника» и «Отечественных записок» Николай Алексеевич Некрасов (1821—-1878) был другом и единомышленником Белинского и Чернышевского. В борьбе, которую революционные демократы вели против либерального лагеря, Некрасов держал сторону демократов, хотя и не всегда последовательно. В лице Некрасова русская литература выдвинула революционно-демократического поэта огромной идейной глубины и художественной зрелости. Гражданская тенденция его поэзии
выступает у него не в виде отвлеченной декларации, она целиком вытекает из реалистического отражения жизни.
Слайд 18
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889)— сатирик
мирового значения. Его сатира, проникнутая сознательной революционно-демократической тенденцией,
направлена против общественного строя самодержавной России, обнажает уродства этого строя, доводит их до карикатуры и гротеска. Щедрин проявляет большую свободу в выборе форм и жанров, прибегает к сатирическому очерку и фельетону, к роману и диалогу, к комедии и памфлету. В «Истории одного города» (1869—1870 гг.) он дает обобщенное сатирическое изображение царизма, верховной власти российской империи.
Слайд 19
Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого,
которое знаменовало новый этап в развитии русского и мирового
реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX в. и литературой XX в. Новизна и мощь толстовского реализма непосредственно связаны с демократическими корнями его искусства, его миросознания и его нравственных поисков, реализму Толстого свойственны особая правдивость, откровенность тона, прямота и, вследствие этого, сокрушительная сила и резкость в обнажении социальных противоречий. Особое явление в русской и мировой литературе — роман «Война и мир»; в этом уникальном феномене искусства Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и много -фигурностью эпической фрески.
И. Н. КРАМСКОЙ. портрет Л.Н. Толстого 1873г
Слайд 20
Поражает поистине титанический характер нравственных исканий и
другого великого русского писателя — Достоевского, который в отличие
от Толстого не дает анализа эпических масштабов. Он не дает описания происходящего, он заставляет «уходить в подполье», дабы увидеть, что же происходит в действительности, он заставляет нас видеть себя в самом себе. Благодаря потрясающей способности проникать в самую человеческую душу Достоевский одним из первых, если не самым первым, дал описание современного нигилизма. Достоевский искал избавления от нигилизма не в самоубийстве и не в отрицании, а в утверждении и радости. Ответом нигилизму, которым болен интеллигент, служит живительная «наивность» Дмитрия Карамазова, бьющая через край радость Алеши — героев романа «Братья Карамазовы». В невинности простых людей — опровержение нигилизма.
И.А. Иванов. Портрет Ф.М. Достоевского