Слайд 5
Образ - картина человеческой жизни.
Слайд 9
Художественный образ является одной из важнейших категорий
эстетики, определяющих суть искусства, его специфику.
Слайд 10
«Художественный образ,
- по мнению
А. М. Горького,
-
почти всегда шире и глубже идеи, он берёт
человека со всем его разнообразием его духовной жизни, со всеми противоречиями его чувствований и мысли».
Слайд 12
Для понимания образа необходимо, прежде всего выяснить: что
же интересует художника в действительности, на чём он останавливает
своё внимание среди жизненных явлений?
Слайд 14
Образ - обобщённое отражение действительности в форме единичного,
индивидуального.
Слайд 17
Литературный образ - словесный образ, оформленный в слове,
та своеобразная форма отражения жизни, которая присуща искусству.
Слайд 22
Самые основные черты - обобщённость и индивидуализированность. Обе эти
черты существенны и важны. Они присутствуют в любом литературном
произведении.
Слайд 23
Например, в образе Печорина показаны общие черты молодого
поколения того времени, в котором жил М.Ю. Лермонтов, и в
то же время очевидно, что Печорин - индивид, изображённый Лермонтовым с предельной жизненной конкретностью.
Слайд 25
Отражать жизнь при помощи образов - значит, рисовать
картины человеческой жизни людей, т.е. поступки и переживания людей,
характерные для данной области жизни, позволяющие судить о ней.
Слайд 26
Архаическое мышление, а точнее говоря, образное отражение и
моделирование действительности является основным в художественном творчестве. И не
только в творчестве.
Слайд 28
Образное "мышление" составляет основу человеческого мироощущения, в
котором образно - фантастически отражается действительность.
Слайд 29
Образность - центральное понятие теории литературы, оно отвечает
на самый основной её вопрос: в чём сущность литературного
творчества?
Слайд 31
Каждый из нас привносит в представляемую им картину
мира некоторую долю своего воображения. Не случайно исследователи глубинной
психологии от З. Фрейда до Э. Фромма так часто указывали на близость сновидений и художественных произведений.
Слайд 35
Без конкретной картины жизни нет искусства. Но сама
конкретность - не самоцель художественного изображения. Она необходимо вытекает
из самого его предмета, из той задачи, которая стоит перед искусством: изображение человеческой жизни в её целостности.
Слайд 38
Художественный образ есть конкретно - чувственная форма воспроизведения
и преобразования действительности. Образ передает реальность и в то
же время создает новый вымышленный мир, который воспринимается нами как существующий на самом деле.
Слайд 42
Произведение искусства вызывает у читателя чувство непосредственного волнения,
сочувствия к героям или негодования. И читатель относится к
нему как к чему-то лично затрагивающему его, непосредственно к нему относящемуся.
Слайд 44
Это - эстетическое чувство. Цель искусства - эстетически
осмыслить действительность, чтобы вызвать у человека эстетическое чувство.
Слайд 46
Эстетическое чувство связано с представлением об идеале. Вот
это восприятие воплощённого в жизни идеала, восприятие прекрасного и
вызывает у читателя эстетические чувства: волнения, радости, наслаждения.
Слайд 49
Значение искусства в том, что оно должно вызывать
у человека эстетическое отношение к жизни. Таким образом, существенная
сторона образа - его эстетическое значение.
Слайд 51
«Образ многолик и многосоставен, включая все моменты органического
взаимопревращения действительного и духовного; через образ, соединяющий субъективное с
объективным, сущностное с возможным, единичное с общим, идеальное с реальным, вырабатывается согласие всех этих противостоящих друг другу сфер бытия, их всеобъемлющая гармония»
(Литературный энциклопедический словарь ).
Слайд 53
Образ представляет собой картину человеческой жизни, то, что
в нём она отражена синтетично, целостно, т. е. «личностно»,
а не какой - либо одной своей стороной.
Слайд 54
Образ - конкретная и в то же время
обобщённая картина человеческой жизни.
Слайд 57
Писатель изучает действительность на основе определённого мировоззрения; в
процессе его жизненного опыта у него накапливаются наблюдения, выводы;
он приходит к определённым отражающим действительность и вместе с тем выражающим его взгляды обобщениям.
Слайд 60
Обобщения, сделанные писателем, показываются читателю в живых, конкретных
фактах, в судьбах и переживаниях людей.
Слайд 61
Говоря о художественных образах, имеют в виду образы
героев, действующих лиц произведения и, разумеется, прежде всего, людей.
Слайд 63
В понятие "художественный образ" включаются также различные предметы
или явления, изображенные в произведении.
Слайд 68
Образ - конкретная картина человеческой жизни, т.е.
индивидуализированное её изображение.
Слайд 70
Для отечественного литературоведения "особенно характерен подход к образу
как к живому и целостному организму, в наибольшей степени
способному к постижению полной истины бытия... В сравнении с западной наукой понятие "образа" в русском литературоведении само является более "образным", многозначным, имея менее дифференцированную сферу употребления. ...«
(Литературный энциклопедический словарь ).
Слайд 72
По характеру обобщенности художественные образы можно разделить на
индивидуальные, хара́ктерные, типические, образы - мотивы, топосы и архетипы.
Слайд 75
Индивидуальные образы характеризуются самобытностью, неповторимостью. Они обычно являются плодом
воображения писателя.
Слайд 78
Индивидуальные образы чаще всего встречаются у романтиков и
писателей – фантастов: Квазимодо в "Соборе Парижской Богоматери" В.
Гюго, Демон в одноименной поэме М. Лермонтова, Воланд в "Мастере и Маргарите" М. Булгакова.
Слайд 79
Характерный образ, в отличие от индивидуального, является обобщающим. В
нем содержатся общие черты характеров и нравов, присущие многим
людям определенной эпохи и ее общественных сфер: персонажи "Братьев Карамазовых" Ф. Достоевского, пьес А. Островского, "Саги о Форсайтах" Дж. Голсуорси.
Слайд 80
Типичный образ представляет собой высшую ступень образа характерного. Типичное
– это наиболее вероятное, так сказать, образцовое для определенной
эпохи.
Слайд 82
Изображение типичных образов было одной из главных целей
реалистической литературы XIX века: отец Горио и Гобсека О.
Бальзак, Анна Каренина и Платон Каратаев Л. Толстого, мадам Бовари Г. Флобера …
Слайд 84
В художественном образе могут быть запечатлены как социально
- исторические приметы эпохи, так и общечеловеческие черты характера
того или иного героя (так называемые вечные образы) – Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Обломов, Тартюф...
Слайд 88
Образы - мотивы и топосы выходят за рамки индивидуальных образов -
героев.
Слайд 89
Образ - мотив – это устойчиво повторяющаяся в
творчестве какого - либо писателя тема, выраженная в различных
аспектах с помощью варьирования наиболее значимых ее элементов : "деревенская Русь" у С. Есенина, "Прекрасная Дама" у А. Блока.
Слайд 93
Топос (греч. topos – место, местность, букв, значение – общее место)
обозначает общие и типичные образы, создаваемые в литературе целой
эпохи, нации, а не в творчестве отдельного автора.
Слайд 94
Пример - образ "маленького человека" в творчестве
русских писателей – от А. Пушкина и Н. Гоголя
до М. Зощенко и А. Платонова.
Слайд 95
В последнее время в науке о литературе очень
широко используется понятие "архетип" (от греч. arc he – начало и typos – образ).
Слайд 97
Впервые этот термин встречается у немецких романтиков в
начале XIX века, однако подлинную жизнь в различных сферах
знания дали ему работы швейцарского психолога К. Юнга (1875–1961).
Слайд 98
К. Юнг понимал архетип как общечеловеческий образ, бессознательно
передающийся из поколения в поколение.
Слайд 100
Чаще всего архетипами являются мифологические образы. Последними, по
Юнгу, буквально "нашпиговано" все человечество, причем архетипы гнездятся в
подсознании человека, независимо от его национальности, образования или вкусов.
Слайд 102
"Мне как врачу, – писал К. Юнг,
– приходилось выявлять образы греческой мифологии в бреду чистокровных
негров".
Слайд 104
Гениальные ("визионарные", по терминологии Юнга) писатели не только
носят в себе эти образы, как и все люди,
но и способны их репродуцировать, причем репродукция не является простой копией, а наполняется новым, современным содержанием. В этой связи К. Юнг сравнивает архетипы с руслами пересохших рек, которые всегда готовы наполниться новой водой.
Слайд 105
В значительной степени к юнгианскому пониманию архетипа близок
широко распространенный в литературоведении термин "мифологема" (в англоязычной литературе – "мифема").
Мифологема, подобно архетипу, включает в себя как мифологические образы, так и мифологические сюжеты или их части.
Слайд 107
Много внимания в литературоведении уделяется проблеме соотношения образа
и символа. Проблема эта ставилась еще в средние века,
в частности Фомой Аквинским (XIII в.).
Слайд 109
Фома Аквинский считал, что художественный образ должен
отражать не столько видимый мир, сколько выражать то, что
нельзя воспринять органами чувств. Так понятый образ фактически превращался в символ.
Слайд 110
В понимании Фомы Аквинского этот символ был призван
выражать прежде всего божественную сущность.
Слайд 113
Позже, у поэтов - символистов XIX–XX веков,
образы - символы могли нести и земное содержание: "глаза
бедняков" у Ш. Бодлера, "желтые окна" у А. Блока.
Слайд 116
Художественный образ не обязательно должен быть "сухим"
и оторванным от предметной, чувственной реальности, как это прокламировал
Фома Аквинский.
Слайд 117
Блоковская Незнакомка – пример великолепного символа и одновременно
полнокровный живой образ, отлично вписанный в "предметную", земную реальность.
Слайд 119
Функции, выполняемые художественным образом, многочисленны и чрезвычайно важны.
Они включают в себя эстетические, познавательные, воспитательные, коммуникативные и
др. возможности.
Слайд 121
Функции художественного образа:
- основной функцией образа является функция
иконическая.
Слайд 124
Функции художественного образа:
- эстетическая функция выражения и воздействия:
художественный образ может выдвигать собственный референт как особо значимый
в тексте благодаря соответствующему контексту и просодии.
Слайд 127
Функции художественного образа:
- коммуникативная функция: художественная образность служит
формой художественного или мифологического представления, языком ритуала, мифа, художественного
творчества и вместе с тем его высказыванием.
Слайд 129
Произведение искусства лишь тогда полноценно, когда оно заставило
читателя или зрителя поверить в себя как в явление
человеческой жизни либо внешней, либо духовной.
Слайд 130
Иногда созданный гениальным художником литературный образ активно воздействует
на саму жизнь. Так, подражая гётевскому Вертеру ("Страдания юного
Вертера", 1774), многие молодые люди, как и герой романа, кончали жизнь самоубийством.
Слайд 132
Структура художественного образа одновременно и консервативна, и изменчива.
Любой художественный образ включает в себя как реальные впечатления
автора, так и вымысел, однако по мере развития искусства соотношение между этими составляющими меняется.
Слайд 133
Очень большую роль в изображении играет вымысел.
Слайд 135
Образ - конкретная и в тоже время обобщённая
картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла.
Слайд 138
Без творческого воображения художника не было бы единства
индивидуального и обобщённого, без которого нет образа. На основе
своего знания и понимания жизни художник воображает такие жизненные факты, по которым лучше своего можно было бы судить об изображаемой им жизни. В этом - значение художественного вымысла.
Слайд 141
В то же время вымысел художника не произволен,
он подсказан ему его жизненным опытом. Только при этом
условии художник сумеет найти настоящие краски для изображения того мира, в который он хочет ввести читателя.
Слайд 143
Вымысел представляет собой средство отбора писателем наиболее характерного
для жизни, т.е. является обобщением собранного писателем жизненного материала.
Слайд 146
Художественный вымысел не противостоит действительности, а является особой
формой отражения жизни, своеобразной формой её обобщения.
Слайд 149
Так, в образах литературы эпохи Возрождения на первый
план выдвигаются титанические страсти героев, в эпоху Просвещения объектом
изображения преимущественно становится "естественный" человек и рационализм.
Слайд 153
В реалистической литературе XIX века писатели стремятся к
всестороннему охвату действительности, открывая для себя противоречивость человеческой натуры,
и т. д.
Слайд 155
Если говорить об исторических судьбах образа, то едва
ли есть основание отделять древнее образное мышление от современного.
Вместе с тем для каждой новой эпохи возникает потребность нового прочтения образов, созданных прежде.
Слайд 157
"Подвергаясь многочисленным истолкованиям, проецирующим образ в плоскость
определенных фактов, тенденций, идей, образ продолжает свою работу отображения
и преображения действительности уже за пределами текста – в умах и жизнях сменяющихся поколений читателей" (Литературный энциклопедический словарь).
Слайд 159
ОБРАЗ - КОНКРЕТНАЯ И В ТОЖЕ ВРЕМЯ ОБОБЩЁННАЯ
КАРТИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, СОЗДАННАЯ ПРИ ПОМОЩИ ВЫМЫСЛА И ИМЕЮЩАЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Слайд 161
Художественный образ – одна из самых многогранных
и сложных литературоведческих и философских категорий. Образ исследуется не
только литераторами и философами, но и мифологами, антропологами, лингвистами, историками и психологами.