Слайд 2
Введение
Проблема: при изучении произведений устного народного творчества на уроках
литературного чтения мы познакомились с колыбельными песнями. Нас очень
заинтересовала эта тема. Захотелось узнать больше о том, какие колыбельные пели и поют мамы своим детям, кто сочиняет эти песни, зачем их поют. Ведь проще включить магнитофон или телевизор. В учебнике материала мало. Решили обратиться за помощью к библиотекарям, к мамам, к бабушкам, посмотреть в других учебниках, в толковом словаре.
Актуальность: наука и техника в наше время развиваются быстрыми темпами, но ничто не заменит живого общения ребёнка с матерью. Потому что первые годы жизни оказывают огромное значение на всю последующую жизнь человека. Очень важно, чтобы современные дети знали устное народное творчество, понимали его роль в воспитании. Тема исследовательского проекта актуальна. Работа активизирует общение детей с родителями, бабушками и дедушками, научит добывать информацию в различных источниках.
Цель: создание тематического альбома «Колыбельные».
Задачи:
- узнать, какие колыбельные пели и поют в семье своим детям;
- найти информацию о том, что такое колыбельная песня, кто их сочиняет и почему колыбельные поют детям;
- проанализировать найденную информацию, обобщить.
Слайд 3
Колыбель: детская кроватка – подвесная (люлька) или качающаяся
на округлых опорах.
Колыбельная песня – песня, которой убаюкивают ребёнка.
Это небольшое музыкальное вокальное лирическое произведение
Слайд 4
Устная народная литература потому и называется устной, что веками, из
поколения в поколение передавалась из уст в уста, хранилась лишь в
памяти народа.
Само слово «фольклор» в переводе с английского означает народоведение, народознание. Это путь познания народа через народное творчество. Познание народа, а значит самого себя. Недаром тех, кто отрывается от своих корней, сам народ называет «Иванами, не помнящими родства».
Но фольклор – это не только одна из форм литературы (устной, безымянной). Фольклор – основа воспитания детей. Фольклор – это художественная педагогика!
В фольклоре первые месяцы и первые годы жизни ребёнка имеют значение едва ли не больше, чем вся последующая жизнь. Как утверждают специалисты, «происходит решающая закладка звуковой информации». Решающая – на всю жизнь!
Всё начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово «баять», «убаюкивать» означает не только «говорить», но и «заговаривать». Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.
Слайд 5
С первых же минут земного бытия ребёнок оказывается
во власти слова и музыки. Колыбельные настраивают на определённый
гармоничный музыкально-поэтический лад. В детских колыбельных песнях сохранилось детство самого человечества.
Слайд 6
Все взрослые – бывшие дети. Но не следует
забывать и о том, что все дети – будущие
взрослые. Важно, чтобы они пели своим детям не сиюминутные телехиты, а проверенные временем и полезные для детской психики колыбельные. То, что закладывается в детстве, остаётся затем с человеком и в человеке на всю жизнь. Сейчас появилось много изданий, посвящённых воспитанию детей. Однако лишь их малая часть основана на народных традициях, на фольклоре.
Колыбельные песни существовали во все времена, но современный человек знает 2-3 текста, не более. А их только в России несколько сотен.
Слайд 7
В них важен не только сам звукоряд, но
и та информация, которая в песнях. Например, о коте,
который вовсе не случайно так часто упоминается в колыбельных. Петух, собачка, волчок – по разу-другому, а кот – везде. И всем-то его заманивают, и всего-то ему сулят, лишь бы только пришёл «дитятку качать, прибаюкивать». Известно, что кот лучше экстрасенса и прибора определит благоприятное место в доме. Именно поэтому его первым впускали раньше в новый дом и на место, котом облюбованное, ставили кровать, а после рождения ребёнка – колыбель. Конечно, и ласковое убаюкивающее мурлыканье, и тёплая шёрстка тоже сыграли свою роль. Чтобы дети сладко спали, иногда кота клали в колыбель.
Слайд 8
Оказывается, звуки тоже несут в себе информацию, которая
определяет отношение ребёнка к языку, к мелодии, к произношению.
Вероятно, не случайно на протяжении столетий отбирались именно такие слова. Запев «люли» наиболее благоприятно, успокаивающе воздействует на психику; запев «баю» берёт своё начало от слова «баять» - говорить, заговаривать.
Слайд 9
Колыбельные входят в нашу жизнь с первым словом
матери. Они наполнены её любовью. Убаюкивая младенца, мать рассказывает
в песнях о «ясном месяце, ветре, солнце», которые помогут уснуть ребёнку.
Эти песни спокойные, добрые. Они очень похожи на сказки. Младенец слушает голос мамы и засыпает. Колыбельные просты. Каждая мать поёт песню по-своему.
Колыбельные бывают народные и авторские. Собиратели устного народного творчества ходили, ездили по стране, слушали, сравнивали, записывали. Прежде чем напечатать в книге записанные произведения, их часто изменяют, обрабатывают. Вот поэтому на книгах есть пометка, которая указывает, кто собрал или пересказал. Колыбельные песни сочиняли и поэты.
Слайд 10
Оценка результатов
Цель достигнута. Мы узнали много нового и
интересного о колыбельных песнях. Информацию получили от мам, бабушек,
из разных учебников, из художественных книг, из толкового словаря. Понравилось изучать культуру своего народа. Мы думаем, что для молодых мам нужно выпускать сборники колыбельных песен. Мы создали свой альбом. Дополнили его рисунками. Все наши гости с удовольствием перечитывают его. Альбом можно использовать учителям на уроках литературного чтения, на классных часах. Ведь так мало литературы именно о колыбельных песнях.
Работу над проектом начали во 2 классе, закончим в 3 классе. Планируем систематически дополнять альбом колыбельными песнями.