Слайд 2
«Не покажи я фигуру
Рахметова, …Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались бы большинству публики
героями, лицами высшей натуры, пожалуй, даже лицами идеализированными... Нет, друзья мои, …это не так…» - пишет Чернышевский.
«Я изображал их с любовью и уважением, потому что каждый порядочный человек стоит любви и уважения. Но где я преклонялся перед ними? Где проглядывает у меня хоть малейшая тень мысли, что они бог знает как высоки и прекрасны, что я не могу представить себе ничего выше и лучше их, что они – идеалы людей? Как я о них думаю, так они и действуют у меня, - не больше, как обыкновенные порядочные люди нового поколения. Что они делают превыспреннего? Не делают подлостей, не трусят, имеют обыкновенные честные убеждения, стараются действовать по ним…»
Слайд 4
Принцип :надо, нужно, должен.
-Рахметов.
Слайд 5
« Нет друзья мои,… не
они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко.
Вы видите теперь, что они стоят просто на земле; это от того казались они вам парящими на облаках, что вы сидите в преисподней трущобе. На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди, …тем людям, которых я изображаю вполне, вы можете быть равными, если захотите поработать над своим развитием. Кто ниже их, тот низок. Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет; славно жить на нём, и путь лёгок и заманчив, попробуйте: развитие, развитие. Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их – их книги радуют сердца, наблюдайте жизнь- наблюдать её интересно, думайте- думать завлекательно. Только и всего, жертв не требуется, лишений не спрашивается. Их не нужно. Желайте быть счастливыми – только, только это желание нужно. Для этого вы будете с наслаждением заботиться о своём развитии: в нём счастье. О, сколько наслаждений развитому человеку! Даже то, что другой чувствует как жертву, горе, он чувствует как удовлетворение себе, как наслаждение, а для радостей так открыто его сердце, и как много их у него! Попробуйте: хорошо!»
Слайд 6
Если бы г. Чернышевскому пришлось изображать
новых людей, поставленных в положение Базарова, то его Лопухов,
Кирсанов, Рахметов стали бы держать себя почти совершенно так, как держит себя Базаров.
Под рукою г. Чернышевского новый тип вырос и выяснился до той определенности и красоты, до которой он возвышается в великолепных фигурах Лопухова, Кирсанова и Рахметова.
Новые люди считают труд абсолютно необходимым условием человеческой жизни, и этот взгляд на труд составляет чуть ли не самое существенное различие между старыми и новыми людьми. По-видимому, тут нет ничего особенного. Кто же отказывает труду в уважении? Кто же не признает его важности и необходимости?
Основные особенности нового типа, о которых я говорил до сих пор, могут быть сформулированы в трех главных положениях, находящихся в самой тесной связи между собою.
I. Новые люди пристрастились к общеполезному труду.
II. Личная польза новых людей совпадает с общею пользою, и эгоизм их вмещает в себе самую широкую любовь к человечеству.
III. Ум новых людей находится в самой полной гармонии с их чувством, потому что ни ум, ни чувство их не искажены хроническою враждою против остальных людей.
Д.Писарев
Слайд 7
Желая убедительнее доказать своим читателям, что
Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна действительно люди обыкновенные, г.
Чернышевский выводит на сцену титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет "особенным человеком".
Такие люди, как Рахметов, только тогда и там бывают в своей сфере и на своем месте, когда и где они могут быть историческими деятелями; для них тесна и мелка самая богатая индивидуальная жизнь; их не удовлетворяет ни наука, ни семейное счастие; они любят всех людей, страдают от каждой совершающейся несправедливости, переживают в собственной душе великое горе миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать.
При известных условиях развития эти люди обращаются в миссионеров и отправляются проповедовать евангелие дикарям различных частей света. При других условиях они успевают убедиться, что в образованнейших странах Европы есть такие дикари, которые глубиною своего невежества и тягостью своих страданий далеко превосходят готтентотов или папуасов. Тогда они остаются на родине и работают над тем, что их окружает.
В общем движении событий бывают такие минуты, когда люди, подобные Рахметову, необходимы и незаменимы, минуты эти случаются редко и проходят быстро, так что их надо ловить на лету.
Д.Писарев
Слайд 8
Те Рахметовы, которым удается увидать на своем веку
такую минуту, развертывают при этом случае всю сумму своих
колоссальных сил; они несут вперед знамя своей эпохи, и уже, конечно, никто не может поднять это знамя так высоко и нести его так долго и так мужественно, так смело и так неутомимо, как те люди, для которых девиз этого знамени давно заменил собою и родных, и друзей, и все личные привязанности, и все личные радости человеческой жизни. В эти минуты Рахметовы выпрямляются во весь рост, и этот колоссальный рост как раз соответствует величию событий; если бы в эти минуты могли выступить из толпы десятки новых Рахметовых, то все они нашли бы себе работу по силам; но их вообще мало, и, по недостатку в таких людях, все великие минуты в истории человечества до сих пор обманывали общие ожидания, приводили за собою горькое разочарование и сменялись вековою апатиею.
Д.Писарев
Слайд 9
Чернышевский описывает жизнь новых людей и
то, как разрешают они разные жизненные проблемы. При этом
он дает два основных урока — относительно новой морали и великого искусства любви, любви между мужчиной и женщиной, которую Чернышевский рассматривал не только как величайший показатель культуры, не только как источник наслаждения и жизненной бодрости, но и как ключ к раскрепощению женщины, как культурное равенство между всеми людьми.
А.В.Луначарский
Рахметова называют ригористом. Рахметов отказывает себе во всем, кроме сигар. Рахметов говорит о себе: «Мы требуем таких условий комфорта для человека, о которых никаким барам и не снится, и мы хотим огромного счастья для человека, и только потому, что я сторонник человеческого счастья, я и пошел на эту борьбу. Если бы я хотел добиваться счастья и удобств для себя, это бы меня стеснило, это разбросало бы мои силы, расщепило бы меня. Мне нужно сжаться, чтобы целиком устремиться к цели. Я должен привести как можно ближе и скорее к тому времени, когда расцветет человеческое счастье».
Какая духовная деликатность!
Слайд 10
Несколько слов о снах.
Четвертый сон рисует историю
любви, историю отношений между мужчиной и женщиной от древнейших
времен, от варварства до будущего человечества. Это серия совершенно блестящих по своей живописности и по верности изображения эпохи картин, которые показывают, как животная чувственность превращается в нечто благородное и более богатое в силу роста независимости женщины и в силу того, что это любовь двух равных существ.
О второй великой награде, которую история даст человеку, когда он победит в своем стремлении к социализму, говорит в этом сне старшая сестра:
«В моей сестре, царице, высшее счастье жизни, — говорит старшая сестра, — но ты видишь, здесь всякое счастие, какое кому надобно. Здесь все живут, как лучше кому жить, здесь всем и каждому — полная воля, вольная воля».
«То, что мы показали тебе, нескоро будет в полном своем развитии, какое видела теперь ты. Сменится много поколений прежде чем вполне осуществится то, что ты предощущаешь; по крайней мере, ты видела его, ты знаешь будущее. Оно светло, оно прекрасно. Говори же всем: вот что в будущем, будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести». Было бы ошибкой думать, что за это стремление приблизить будущее к настоящему мы считаем Чернышевского утопистом.
Слайд 11
Конечно, Чернышевский не великий писатель, — если под
великими разуметь десять — двенадцать величайших гигантов мировой литературы,
но лучшие его произведения выдерживают сравнение почти со всем, что имеется в литературе.
Чернышевский знал, что читатели его расслоены на классы, что в них есть разные группы, и он кончает это изумительное предисловие таким образом:
«Но есть в тебе, публика, некоторая доля людей — теперь уже довольно значительная доля, — которых я уважаю. С тобою, с огромным большинством, я нагл, — но только с ним, и только с ним я говорил до сих пор. С людьми, о которых я теперь упомянул, я говорил бы скромно, даже робко. Но с ними мне не нужно было объясняться. Их мнениями я дорожу, но я вперед знаю, что они за меня. Добрые и сильные, честные и умеющие, недавно вы начали возникать между нами, но вас уже не мало, и быстро становится все больше. Если бы вы были публика, мне уже не нужно было бы писать; если бы вас еще не было, мне еще не было бы можно писать. Но вы еще не публика, а уже вы есть между публикою, — потому мне еще нужно и уже можно писать».
Это объяснение с публикой, это ясное понимание своего достоинства, своего места подкупает само по себе. Прекрасная беседа с проницательным читателем, который догадывается, возражает, сердится! Чернышевский играет, как кошка с мышкой, с этим обывателем, который, читая «Что делать?», старается о чем–то догадаться. Чернышевский заранее угадывает все чувства, все мысли, которые возникнут у него при чтении той или другой страницы, подтрунивает над ним, — и вдруг с размаху дает ему пощечину.
Слайд 12
Чернышевский, конечно, рационалист, конечно, интеллектуальный писатель, конечно, умственные
сокровища, которые лежат в его романах, имеют самое большое
значение; но он имеет силу остановиться на такой границе, когда эти умственные сокровища одеваются плотью высокохудожественных образов. И такого рода интеллектуальный роман, может быть, для нас важнее всякого другого.
А.В.Луначарский
Слайд 13
Лидия Михайловна Лотман — советский и российский литературовед,
исследователь русской литературы XIX века. Доктор филологических наук. Сестра
Юрия Михайловича Лотмана.
Именно Чернышевский, создавший «модель»
будущего гармонического общества и показавший, что «новые» люди вносят в современную жестокую действительность отношения братства, веру в гуманную природу человека, уважение к личности, по характеру литературной задачи, разрешаемой в его романе, оказался наиболее близким предшественником Достоевского.
Оба писателя стремились изобразить реальный, живой, современный русский тип, «представляющий вместе с тем лучшие надежды людского рода, характер, бросающий свет на отдаленное будущее человечества.
Основное содержание романа «Что делать?» социалистическим идеалом, его утопия рисует пути социального переустройства общества.
Обоих писателей волновал вопрос об исторических путях приближения к идеалу братства людей.
Слайд 14
России такого успеха, как «Что делать»,- писал Г.В.
Плеханов.
Слайд 15
Проблематика романа
В «Что делать?» автор предложил открытую Тургеневым
в «Отцах и детях» тему нового общественного деятеля (в
основном из разночинцев), сменившего тип «лишнего человека».
Нигилизму Е. Базарова противостоят взгляды «новых людей», его одиночеству и трагической смерти – их сплоченность и стойкость.
«Новые люди» – главные герои романа.
Проблемы романа:
Здорового (разумного) эгоизма,
появления «новых людей»;
социально-нравственных пороков;
любви
эмансипации
семейных отношений
отношения к искусству
созидательного труда
целеустремленности (достижения мечты)
низости и пошлости человека
благодарности родителям
Слайд 16
Повторение.
Какого взгляда придерживался Чернышевский на значение искусства в
жизни человечества?
(оно должно стать учебником жизни, но не просто
учить, а выносить приговор над жизнью. Искусство лишь доходчивее науки.)
Почему Чернышевский в своем творчестве обратился к поискам нового человека в России в начале 60-х годов?
Слайд 17
!!! этого требовала сама жизнь. Литература разочаровалась в
«лишних людях», требовался герой – боец.
-
Что нового несли с собой герои романа «Что делать?» Какую надежду они вселяли в изверившихся современников?
«Подлинное счастье состоит в удовлетворении всех подлинных запросов человека. «Будет время, когда все потребности натуры каждого человека будут удовлетворяться вполне, это мы с тобою знаем: но мы оба одинаково твердо знаем, что время еще не пришло…».
Как расценить эти слова Кирсанова?
Слайд 18
Чернышевский – утопист. Он не предполагал в людях
зла:
«Сменится много поколений, прежде чем осуществится то, что ты
предощущаешь… Ты знаешь будущее, оно светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести».
Слайд 19
Чего не предвидел Чернышевский? В чём его ошибки?
Чернышевский
сказал много правильного, красивого, создал хрустальный дворец будущего, но
не сказал, как переносить из будущего в настоящее свои мечты.
Что призвано объединить людей по Чернышевскому?
Цель, идея светлого будущего.
Слайд 20
Кто виноват, по мнению Чернышевского, в нынешнем положении?
Бедная
обстановка делает душу бедной.
Достоевский был в корне не согласен
с мировоззрением Чернышевского.
Прочитаем «Легенду о великом Инквизиторе».
Слайд 21
Когда ты не согласен с мнением кого-то, что
ты делаешь?
Сказать открыто или намекнуть.
Таких намеков в романе Ф.М.
Достоевского предостаточно.
Слайд 22
Связь романов Чернышевского «Что делать?» и Достоевского «Преступление
и наказание»
«Деятельность человека бесплодна и ничтожна, пока не одушевлена
высокою идеею… Идея получает ценность в действительности только тогда, когда в человеке, посвящающем себя служению высокой идее, есть достаточные силы для ее удовлетворительного осуществления»,-Чернышевский