Слайд 2
Надежда Тэффи
Настоящая фамилия – Лохвицкая, по мужу –
Бучинская (1872–1952), русская писательница.
Слайд 3
Немного биографии
Псевдонимом Тэффи подписаны первые юмористические рассказы и
пьеса Женский вопрос (1907). Стихотворения, которыми в 1901 дебютировала
Лохвицкая, печатались под ее девичьей фамилией.
Излюбленный жанр Тэффи – миниатюра, построенная на описании незначительного комического происшествия. Своему двухтомнику она предпослала эпиграф из Этики Б.Спинозы, который точно определяет тональность многих ее произведений: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе – благо».
В конце 1918 вместе с популярным писателем-сатириконовцем А.Аверченко Тэффи уехала в Киев и после продолжавшихся полтора года скитаний по югу России (Одесса, Новороссийск, Екатеринодар) добралась через Константинополь до Парижа.
Слайд 4
Свое отношение к Октябрьской революции она определила с
самого начала событий: «Конечно, не смерти я боялась. Я
боялась разъяренных харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла».
В прозе и драматургии Тэффи после эмиграции заметно усиливаются грустные, даже трагические мотивы. «Боялись смерти большевистской – и умерли смертью здесь, – сказано в одной из ее первых парижских миниатюр «Ностальгия» (1920).
Слайд 5
Истинными ценностями для Тэффи остаются детская неискушенность и
естественная приверженность нравственной правде – эта тема преобладает во
многих рассказах, составиших книгу «Июнь» и сборник «О нежности», – а также самоотверженная любовь.
«Все о любви» (1946) озаглавлен один из последних сборников Тэффи, в котором не только переданы самые прихотливые оттенки этого чувства, но много говорится о любви христианской, об этике православия, выдержавшей те тяжелые испытания, что были ей уготованы русской историей 20 в.
Под конец своего творческого пути – сборник «Земная радуга» (1952) она уже не успела сама подготовить к печати – Тэффи совсем отказалась от сарказма и от сатирических интонаций.
Слайд 6
Вторую мировую войну и оккупацию Тэффи пережила, не
покинув Париж. Время от времени она соглашалась выступить с
чтением своих произведений перед эмигрантской публикой, которой становилось все меньше с каждым годом. В послевоенные годы Тэффи была занята мемуарными очерками о своих современниках – от Куприна и Бальмонта до Г.Распутина.
Умерла Тэффи в Париже 6 октября 1952.
Слайд 7
Михаил зощенко
Русский писатель, сатирик и драматург. В рассказах
20-х годов преимущественно в форме сказа создал комический образ
героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее.
Слайд 8
В 1894 году, в возрасте 20 лет, прервав
учебу в университете, Зощенко ушел на фронт, где был
командиром взвода, прапорщиком и командиром батальона. За личную храбрость был награжден пятью орденами, среди которых был редчайший - солдатский Георгиевский крест. Тогда же был ранен, отравлен газами, получил порок сердца и депрессию, обострявшуюся во время крутых переломов его судьбы. После Февральской революции, при Временном правительстве, работал начальником почты и телеграфа, комендантом Главного почтамта в Петрограде, секретарем полкового суда в Архангельске.
Желание стать профессиональным писателем привело Зощенко (1921) в группу «Серапионовы братья».
Слайд 9
«Я всегда, — писал он Максиму Горькому в
1930 году, — садясь за письменный стол, ощущал какую-то
вину, какую-то, если так можно сказать, литературную вину. Я вспоминаю прежнюю литературу. Наши поэты писали о цветках и птичках, а наряду с этим ходили дикие, неграмотные и даже страшные люди. И тут что-то страшно запущено. И все это заставляло меня заново перекраивать работу и пренебречь почтенным и удобным положением».
Он избрал краткую форму в 100-150 строк, которая надолго стала канонической формой его сатирических рассказов. Он хотел писать языком, где был бы воспроизведен «синтаксис улицы... народа». Себя он считал человеком, временно замещающим «пролетарского писателя».
Слайд 10
Новый тип стал открытием Михаила Зощенко. Его часто
сравнивали с «маленьким человеком» Николая Васильевича Гоголя, Федора Михайловича
Достоевского, позже — с героем Чарли Чаплина.
Но зощенковский тип сам себя маленьким человеком уже не считает. Зощенко пародирует эпоху: «Сами понимаете: то маленько выпьешь, то гости припрутся, то ножку к дивану приклеить надо... Жена тоже вот иной раз начнет претензии выражать».
Так в литературе 1920-х сатира Зощенко образовала особый, «отрицательный мир», как он говорил, — с тем, чтобы он был «осмеян и оттолкнул бы от себя».