Слайд 2
Объект исследования:
повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Предмет исследования:
библейские
мотивы в повести «Станционный смотритель»
Слайд 3
Актуальность работы заключается в том, что полученные нами
знания могут использоваться в процессе изучения творчества А. С.
Пушкина
Цель нашей работы:
выяснить роль и значение библейских образов на страницах повести «Станционный смотритель»
Методы исследования теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Слайд 4
Задачи:
изучить библейские образы, положенные в основу повести;
сопоставить
их с образами героев.
Слайд 5
«Тут он принялся прописывать мою подорожную, а я
занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель.
Они изображали историю блудного сына…»
Слайд 6
Евангельская притча рассказывает, как юноша, получив свою часть
отцовского достояния, покидает отчий дом, как на чужбине «он
расточил имение свое, живя распутно» (Евангелие от Луки, 15, 13), как, нанявшись пасти свиней и не получая даже той пищи, какую получали они, молодой человек познал раскаяние и вернулся домой.
Слайд 7
Содержанию этих картин Пушкин как благочестивому обману в
своем рассказе противопоставляет живую правду
Слайд 8
Там почтенный старик в колпаке и шлафроке и
беспокойный юноша, его сын; здесь - смиренная, но опрятная
обитель, занавески на кровати, горшки с бальзамином; станционный смотритель, человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, в длинном зеленом сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах,- и его дочь, хорошенькая Дуня, кокетка, легко дарящая в сенях поцелуй проезжему офицеру.
Слайд 9
Дальнейшие картины правды, - а Пушкин показывает их
столько же, сколько было на стене: счетом четыре,- нисколько
не похожи на легенду.
Слайд 10
В притче герой - блудный сын, у Пушкина
- отец, смотритель; и картины повествуют о нем.
Слайд 11
Картина вторая: в доме смотрителя на окнах уже
нет цветов и все кругом показывает ветхость и небрежение
Слайд 12
…блудная дочь, по его собственному рассказу, цветет
любовью, счастьем, богатством.
«В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в
задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле.»
Слайд 13
Картина третья: смотритель окончательно спился, идет из кабака,
а мальчишки за ним: "Дедушка, дедушка,орешков!"
Слайд 14
Не случайно автор называет своего героя Самсоном –
это еще один библейский образ – Самсон (Сампсон) странноприимец,
который добровольно возложил на себя крест бедности, затворничества, служа людям.
Слайд 15
Наконец, последняя сцена правды, полный контраст с последней
картиною притчи: прекрасная барыня
Слайд 16
…барыня долго лежит на могиле и плачет, потом
идет в село, зовет священника и дает ему денег
на панихиду.
Дочь возвращается, но некому уже ее простить
Слайд 17
Пушкин как бы говорит читателям: «Такова она, настоящая
жизнь…»
А почему она именно такая? Почему рвутся связи между
людьми? Почему дети уходят и не возвращаются? Почему мир так жесток? И почему человек несчастен?.. На эти вопросы ответить должен сам читатель.