Слайд 2
Рождение поэта
Михаил Юрьевич Лермонтов
родился дождливой ночью со 2 на 3 октября 1814
года в Москве, недалеко от Красных ворот.
Слайд 3
Бабушка М. Ю. Лермонтова -
Елизавета Алексеевна Арсеньева
Вскоре после рождения мальчика
семья Лермонтовых переехала в село Тарханы - имение бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.
Слайд 4
Мама М. Ю. Лермонтова –
Мария Михайловна
Арсеньева
Мать
Лермонтова умерла, когда ему не было и 3 лет.
После ее смерти все заботы по воспитанию мальчика взяла на себя бабушка.
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя под конец.
В слезах угасла мать моя;
От них остался только я.
М. Ю. Лермонтов
Слайд 5
Отец М. Ю. Лермонтова –
Юрий Петрович
Лермонтов
Отца Миши, Юрия
Петровича Лермонтова, бабушка не любила и запретила ему видеться с сыном, в противном случае всё её движимое и недвижимое имущество должно было перейти в род Столыпиных.
Ужасная судьба отца и сына
В разлуке жить и розно умереть…
М. Ю. Лермонтов
Слайд 6
Детство Лермонтова прошло
в селе Тарханы Пензенской губернии
Елизавета Алексеевна так любила
своего внука, что для него не жалела ничего, ни в чем ему не отказывала. Всё ходило кругом да около Миши. Все должны были угождать ему, забавлять его. Зимою устраивалась гора, на ней катали Михаила Юрьевича, и вся дворня, собравшись, потешала его. Святками каждый вечер приходили в барские покой ряженые из дворовых, плясали, пели, играли, кто во что горазд. При каждом появлении нового лица Михаил Юрьевич бежал к Елизавете Алексеевне в смежную комнату и говорил: «Бабушка, вот еще один такой пришел», - и ребенок делал ему посильное описание. Все, которые рядились и потешали Михаила Юрьевича, на время святок освобождались от урочной работы. Праздники встречались с большими приготовлениями, по старинному обычаю. К Пасхе заготовлялись крашеные яйца в громадном количестве. Начиная с Светлого Воскресенья зал наполнялся девушками, приходившими катать яйца. Михаил Юрьевич все проигрывал, но лишь только удавалось выиграть яйцо, то с большой радостью бежал к Елизавете Алексеевне и кричал:
- Бабушка, я выиграл!
- Ну, слава Богу, - отвечала Елизавета Алексеевна. - Бери корзинку яиц и играй еще.
«Уж так веселились, - рассказывают тархановские старушки, - так играли, что и передать нельзя. Как только она, царство ей небесное, Елизавета Алексеевна-то, шум такой выносила!
Слайд 8
В детстве мальчик переболел
корью. Эта болезнь долго сказывалась на его общем физическом
состоянии: «… оставила его в совершенном расслаблении: он не мог ходить». В ногах Михаила Юрьевича появилась кривизна, которая осталась на всю жизнь. Бабушка, чтобы поправить здоровье мальчика, три раза возила его ребёнком на Кавказ, на серные ванны: 1818 г., 1820 г., 1825 г.
Слайд 9
Обучение в Благородном пансионе
Когда
Лермонтову было 13 лет, бабушка решила переехать в Москву,
чтобы продолжить образование внука.
С 1828 по 1832 год он учится в университетском Благородном пансионе, куда принимались только дети из богатых семей.
Слайд 10
Учеба в Университете
В 1832
году Лермонтов поступил на словесное отделение Московского университета.
Но через год из-за участия в выступлении студентов против консервативно настроенных преподавателей ему пришлось оставить университет.
Слайд 11
Годы жизни в Москве
Годы
жизни в Москве имели большое значение для развития таланта
Лермонтова.
Москва, Москва… Люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно! М. Ю. Лермонтов
Слайд 12
Начало творчества
Он жадно читает
произведения поэтов-декабристов, Пушкина, Байрона, немецких романтиков.
Определяются такие важные черты лермонтовской лирики, как вольнолюбие и гражданственность.
Но никогда Лермонтов не опускается до беспощадного подражания.
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром
странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит,
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит…
М. Ю. Лермонтов
Слайд 13
Начало военной карьеры
В ноябре 1832 года Лермонтов был зачислен в школу
гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в лейб-гвардии гусарский полк (юнкера, находившиеся в школе, числились в полках и носили мундир своего полка).
в ноябре 1834 года Лермонтов был произведён в корнеты лейб-гвардии гусарского полка.
Слайд 14
Наконец-то поэт отделался от стеснительных
условий учебных заведений – он свободен!
Свет обратил внимание на блестящего гвардейского офицера. Многие девушки заинтересовались и увлеклись им. Он стал желанным гостем на всех балах.
Бабушка радовалась успеху внука в свете. 31 декабря 1834 года она писала своей приятельнице: «…Гусар мой по городу рыщет и я рада, что он любит по балам ездить: мальчик молоденький, в хорошей компании и научится хорошему, а ежели только будет знаться с молодыми офицерами, то толку не будет много».
Слайд 15
Жизнь в Петербурге
Увы, как скучен этот город,
С своим туманом и водой…
М. Ю. Лермонтов
Вначале Петербург увлек юношу блеском светской жизни, балами, маскарадами, но вскоре он понял свет, где под маской приличия скрывались равнодушие, лицемерие, стремление к власти.
Слайд 16
«Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, разбудил Лермонтова».
В. Г. Белинский
Известность пришла к Лермонтову в дни трагической гибели Пушкина.
Потрясенный гибелью Пушкина, Лермонтов написан стихотворение «Смерть поэта».
Слайд 17
«Погиб поэт! – невольник чести
-
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув
гордой головой».
М. Ю. Лермонтов
В этом стихотворении Лермонтов открыто обвинил высшее общество в смерти Пушкина, назвал придворных «палачами Свободы, Гения и Славы».
Слайд 18
Арест Лермонтова и первая ссылка на Кавказ
«Вступление к этому сочинению дерзко, а конец – бесстыдное
вольнодумство, более чем преступное!»
А. Х. Бенкендорф
«Тогда напрасно вы прибегнете к злословью,
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!»
М. Ю. Лермонтов
Благодаря этому произведению, Лермонтов унаследовал не только всенародную славу Пушкина, но и личную неприязнь царя.
Вскоре Лермонтов (1837 г.) был арестован и сослан на Кавказ в действующую армию.
Слайд 19
Служба на Кавказе
На
Кавказе Лермонтов участвовал в боях и зарекомендовал себя как
храбрый офицер.
Его не раз представляли к наградам, но Николай I каждый раз вычеркивал его имя из списка награжденных.
Слайд 20
Отпуск Лермонтова в Петербурге
В 1840 году благодаря хлопотам бабушки Лермонтов снова приезжает
в Петербург.
Теперь он известный поэт, автор таких произведений, как «Смерть поэта», «Бородино», «Родина», романа «Герой нашего времени».
Слайд 21
Вторая ссылка на Кавказ
На
балу у графини Лаваль сын французского посланника Барант потребовал
у Лермонтова объяснения по поводу дошедших до него слухов о нелестном отзыве о нём, де баранте, Лермонтова. Не удовлетворённый ответом Лермонтова, Барант вызвал его на дуэль.
18 февраля 1840 года, утром, дуэль состоялась, но кончилась благополучно: Лермонтов был слегка ранен в грудь. Когда же противники сошлись на пистолетах, Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в сторону.
Вскоре слухи об этой дуэли поползли по городу, Лермонтов был арестован и отправлен на Кавказ.
Слайд 22
Дуэль и гибель поэта
По
пути на Кавказ Лермонтов остановился в Пятигорске.
Там произошла его ссора с офицером Мартыновым.
15 июля 1841 года Лермонтов был убит на дуэли Мартыновым у подножия горы Машук.
В жизни иногда бывают удивительные совпадения. За несколько минут до дуэли надвигалась на Машук со стороны Бештау огромная тёмная туча, «…и, как нарочно, - рассказывает Меринский, - сильная гроза разразилась ударом грома в то самое мгновение, как выстрел из пистолет поверг Лермонтова на землю…» Казалось, что само небо отозвалось на гибель поэта стоном скорби и горючими слезами: после раската грома полил сильный дождь.
Слайд 23
На третий день после дуэли
хоронили Лермонтова. Гроб несли на плечах товарищи, представители всех
полков, в которых служил Лермонтов. При полной тишине, общем молчании, со слезами на глазах опустили тело поэта в могилу на городском кладбище.
Слайд 24
2. Характеристика творчества.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) — поэт
совсем другой эпохи. Под эпохой следует понимать как политическое
время, так и дальнейшее литературное развитие.
Тридцатые годы, в которые укладывается творчество Лермонтова, — эпоха сомнений, отрицания, тревожных размышлений о будущем. Хронологические рамки этого периода раздвинуты и начинаются после поражения восстания декабристов, когда вечный вопрос российской действительности "что делать?" потребовал иного ответа. Ответ формулируется как неприемлемость окружающего или его отрицание. Через отрицание начинался новый путь к философским и политическим проектам. Первым на тот путь вступил Лермонтов. Литературная характеристика тридцатых годов связывается с утверждением в литературе реализма, но Лермонтов в своем творчестве до конца дней сочетал романтическую и реалистическую ориентацию, они не мешали — они дополняли друг друга.
Слайд 25
В этом плане творчество Лермонтова — уникальный образец русской литературы.
Лермонтов — гениальный художник, создавший шедевры в поэзии, прозе, драматургии. После
Пушкина такого всеобъемлющего таланта, как Лермонтов в русской литературе XIX в. не было.
Лирика Лермонтова условно делится на два периода — юношеский (1828-1834) и зрелый (1835-1841). Особенностью его лирической поэзии является ярко выраженный индивидуализированный характер лирического героя, по определению Белинского - внутреннего человека. Это романтик по характеру взаимоотношений с окружающим миром. В поисках идеала он обращается к общеизвестным образцам (Байрон), но очень скоро определяет свою непохожесть, иную избранность. Любовная тема решается трагически, дружеская отсутствует. Размышления о жизни приводят к представлениям об одиночестве. Именно тема одиночества становится у Лермонтова главной, отличает его поэзию от творчества Пушкина, проходит эволюцию от чисто романтического решения к реалистическому осмыслению.
Слайд 26
Необходимо обратить внимание на характерное обстоятельство: в основе конфликта с жизнью
романтически настроенного героя лежит российская действительность, ее " черный
год«. Постепенно романтические переживания попадают под контроль реальной действительности. Этим объясняется возрастающее трагическое начало лирической поэзии Лермонтова. В отличие от Баратынского, в лирике Лермонтова нет скептицизма и пессимизма. Внутренний человек, находясь в полном одиночестве, зная свой трагический финал, не останавливается в движении, в развитии, он по-своему высоким смыслом наполняет нравственные ценности.
Идеалы внутреннего человека недосягаемо прекрасны в понимании общественных отношений («Отрывок»: Теперь я знаю — пышный свет не для людей был сотворен), в утверждении «странной любви» к отечеству, в анализе любовного чувства. (Мне грустно, потому что я тебя люблю), в требовании счастья (Когда волнуется желтеющая нива). Внутренний человек принимает облик поэта, и тогда Лермонтов прямо говорит о непонимании его обществом.
Слайд 27
" Пророк" Лермонтова продолжает путь пушкинского Пророка, поэта,
и с этого пути не сойдет. В лирике Лермонтова рядом с внутренним человеком появляется
герой, которого не было ни в предшествующей русской поэзии, ни у современников поэта. Исследователь Д. Максимов называет его " простым человеком" (Сосед, Соседка, Казачья колыбельная песня, Бородино, Завещание). Его присутствие — свидетельство демократических тенденций лермонтовского творчества. С этим связана оценка его Достоевским как возможного "печальника горя народного".
Новаторской чертой лермонтовской поэтики стал оформившийся в лирике образ, позже названный образом — символом. Неслучайно русские символисты ведут свое происхождение. От его творчества. Параллелизм воспроизведения чувства и состояния природы, начинающийся с фольклора, становится у Лермонтова основой лирического образа. Следует обратить внимание на проявление этой особенности уже в ранней лирике поэта ("Парус" — 1832). Образ — символ создай в следующих стихотворениях: Утес, На севере диком..., Тучки небесные и т. д.
Слайд 28
Помимо характеристики лирики Лермонтова с точки зрения присутствия в ней
лирического персонажа возможно исследование ее мотивов. К ним относятся свобода и воля,
память и забвение, обман, мщение, покой, земля и небо, библейские мотивы и т. д. Мотивы эти взаимосвязаны, переплетены, просвечивают один через другой, но каждый представляет грань художественного мира поэта и звено в общей эволюции мотивов русской лирики XIX в. Основной пафос поэзии Лермонтова, по словам. Белинского, заключается в нравственных вопросах, о судьбах и правах человеческой личности. Поэзия такого содержания бессмертна и всегда востребована.
Слайд 29
Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности
в лирике Лермонтова
Русская литература - литература пророческая. И одним
из самых известных ее пророков был М. Ю. Лермонтов, но сознание своего великого предназначения пришло к нему не сразу, поэтому его творчество делится на несколько периодов. С 1828 по 1832 годы Лермонтов очень увлекался романтическими стихами Байрона. Многие стихотворения этого периода - грустные, мрачные, в них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях в жизни и в людях, скорбит о ничтожности мира и человека. Во всех этих чувствах была доля юношеской рисовки и следы влияния Байрона, который был "властителем дум" молодого поэта. Но Байрона Лермонтов не просто копирует. Он переводит его то предельно точно, то вольно, пишет подражания, сочиняет вариации. Байрон не только давал пищу романтическим мечтам юного Лермонтова, но и учил истинному языку страстей.
Слайд 30
Михаила Юрьевича привлекали герои английского поэта, гордые, независимые
личности, жаждущие безграничной свободы, относящиеся с презрением ко всем
окружающим, но вместе с тем страдающие от внутреннего разлада. На юного поэта начинают смотреть как на кандидата в "русские Байроны". Но вскоре Лермонтов осознает свою индивидуальность и пишет стихотворение "Нет, я не Байрон, я другой…" (1832 год), которое завершает период увлечения творчеством поэтов-романтиков: Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник…. С 1833 по 1836 год продолжается второй период развития поэта. В это время Лермонтов мучительно ищет свой неповторимый путь, осознает предназначение поэта и его задачи, поэтому в этот период поэтом было написано очень немного стихотворений, большинство из которых не пользовались популярностью у читателей. И с 1837 года до самой смерти поэта длится последний этап - его зрелость. Началом этого этапа можно считать стихотворение "Смерть поэта" (1837 год), с которым молодой Лермонтов вошел в литературу.
Слайд 31
Это стихотворение было написано после того, как он
получил известие о смерти Пушкина, которая вызвала раскол среди
дворянской интеллигенции. Одни защищали Пушкина и негодовали на Дантеса, другие, в основном в светских кругах, оправдывали убийцу. Ответом последним и стало стихотворение "Смерть поэта", в котором Лермонтов обвинял представителей придворной аристократии, убивших поэта: А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! За последние шестнадцать строк Лермонтова обвинили в подстрекательстве к восстанию и сослали на Кавказ. Поэт без сожаления прощается с Родиной, надеясь "за хребтом Кавказа" творить, не опасаясь царя: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ…
На этом этапе Лермонтов полностью осознает свое предназначение и свою судьбу, связанную с ним. Об этом стихотворение "Пророк" (1841 год).
Слайд 32
В нем Лермонтов как бы продолжает пушкинского "Пророка",
который заканчивается тем, что пророк осознает свое предназначение "глаголом
жечь сердца людей". Лермонтовский же пророк бежит от людей, не понимающих его: Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Пророк вынужден бежать в пустыню от людей: И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи… Но люди не забывают смельчака, бросившего им вызов, и даже спустя годы, когда пророк вынужден пробираться через город, старцы указывают на него детям, говоря: "Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами. Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами!" Таким образом, Лермонтов - поэт-пророк появился не сразу, долгое время "творческая дума" зрела на сердце у поэта, прежде чем появиться на свет в стихах зрелого периода.
Слайд 33
Основные мотивы лирики Лермонтова
Лирике Лермонтова свойственно разнообразие тем
и мотивов. Одной из главных характерных черт лирики Лермонтова
- резкое отрицание существующей действительности: если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчестве оно приобретает конкретное звучание ("Жалобы турка", 1829; "Умирающий гладиатор", 1835; "Прощай, немытая Россия...", 1840).
Главный образ темы отрицания - образ маски, внешне благополучной жизни современного поэту общества, под которой прячется бездуховность, пустота ("Исповедь", 1831; "Как часто, пестрою толпою окружен...", 1840; "Из-под таинственной, холодной полумаски...", 1841).
Слайд 34
В этой атмосфере маскарада и притворства лирический герой
тоже начинает скрывать свои чувства, стремления, помыслы - на
первый план выходит тема гордого одиночества, непонятности ("Одиночество", 1830; "Исповедь", 1831; "Чаша жизни", 1831; "Парус", 1832; "Узник", 1837; "Никто моим словам не внемлет... я один...", 1837; "Сосед", 1837; "Соседка", 1837;"Пленный рыцарь", 1840).
Она расширяется и дополняется мотивами усталости и безысходности ("И скучно и грустно", 1840; "Из Гёте" ("Горные вершины..."), 1840; "Выхожу один я на дорогу...", 1841).
Мысли поэта о современном ему обществе преломляются в теме судьбы молодого поколения ("Монолог", 1829; "Дума", 1838). Поэт задумывается о будущем своей родины, в поисках идеала углубляется в историческое прошлое России, обращается к жизни простых людей ("Новгород", 1830; "Поле Бородина", 1831; "Бородино", 1837; "Родина", 1841).
Слайд 35
Пейзажная лирика, неразрывно связанная с темой родины, у Лермонтова
наполнена одухотворенной красотой - источником духовных сил; в природе
отражаются, как в зеркале изменения человеческой души, трагические моменты жизни ("Кавказ", 1830; "Вечер после дождя", 1830; "Когда волнуется желтеющая нива...", 1837; "Дары Терека", 1839; "Тучи", 1840; "На севере диком стоит одиноко...", 1841; "Утес", 1841).
Лермонтовской лирике свойственна и передача глубокого и емкого понятия любви, но его часто сопровождают страдания и метания("К друзьям", 1828; "Ужасная судьба отца и сына...", 1831; "Я не люблю тебя ; страстей...", 1831; "Подражания Байрону", 1831; "Памяти А. И. Одоевского", 1839; "<М. А. Щербатовой>", 1840; "А. И. Смирновой", 1840; "Нет, не тебя так пылко я люблю...", 1841).
Слайд 36
Тема самопознания приобретает в лирике Лермонтова вселенские масштабы: личность -
центр всего сущего, и в лирике возникаюткосмические мотивы, мотивы
противоборства земных и небесных сил, олицетворяющих борьбу добра и зла как внутри человека, так и вовне его ("Мой демон", 1829, 1831; "Молитва" ("Не обвиняй меня, Всесильный..."), 1829; "Небо и звезды", 1831; "Земля и небо", 1831; "Когда б в покорности незнанья...", 1831; "Ангел", 1831; "Мой дом", 1831; "Бой", 1832).
Тема избранности, мотив внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона - ("Наполеон", 1829; "1830. Мая 16 числа"; "Отрывок" ("Три ночи я провел без сна - в тоске..."), 1831; "Св. Елена", 1831;"Нет, я не Байрон; я другой...", 1832; "Воздушный корабль", 1840; "Последнее новоселье", 1841; "Пророк", 1841).
Слайд 37
Продолжает эту тему раздумья о судьбе одаренной личности в
несовершенном обществе, ее взаимоотношения с окружающими, роль поэзии как особого
рода оружия в борьбе за высокие идеалы - мотивы, звучащие в лермонтовских произведениях ("Я жить хочу! Хочу печали...", 1832; "Смерть поэта", 1837; "Кинжал", 1837; "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), 1837; "Журналист, Читатель и Писатель", 1840; "Пророк", 1841).
Слайд 39
Судьба М. Ю. Лермонтова удивительна и трагична. Он
стал известен читающей России после стихотворения «Смерть поэта», в
котором открыто обвинил в гибели Пушкина светское общество и власть. В этом обличительном стихотворении прозвучал голос нового гениального поэта. Никто, наверное, представить себе не мог, что Лермонтову дано всего лишь на четыре года пережить Пушкина. Несмотря на короткую жизнь и небольшое творческое наследие, Лермонтов с полным правом занимает в русской классике место рядом с Пушкиным. Лермонтов сформировался как личность в мрачные годы политической реакции после восстания декабристов. Если в творчестве Пушкина властвует гармония, светлое начало, жизнерадостность, то в произведениях Лермонтова мы ощущаем постоянную грусть, одиночество человека, не желающего сливаться с пошлой толпой, стремление к свободе. Это заметно уже в ранних поэтических образах Лермонтова: одинокий парус, ищущий бури; разбитый волнами челнок; томящаяся в земной жизни душа. Размышляя о назначении поэта, Лермонтов пишет своеобразное «продолжение» пушкинского «Пророка».
Слайд 40
Получивший дар божественного слова, пророк в стихотворении Лермонтова пытается
проповедовать
«любви и правды чистые ученья», но в ответ ему
летят
камни. Пророк удаляется в пустыню и обращает свои речи к звездам. Только они слушают пророка - люди не верят ему, относятся к божественным словам с насмешкой и презрением. Как и для Пушкина, поэтический талант был для Лермонтова божественным даром, а поэт - пророком, призванным сказать людям истину. В стихотворении
«Поэт» Лермонтов сравнивает современного ему стихотворца с грозным некогда кинжалом, превратившемся в игрушку, и восклицает:
«Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!»
Трагично воспринимает Лермонтов и чувство любви. Мотив разлуки, разрыва, невозможности найти в жизни идеал женщины проходит через любовную лирику Лермонтова. Уже в раннем стихотворении «К***» (1832) лирический герой объявляет бывшей возлюбленной:
Слайд 41
«Знай: мы чужие с этих пор». Он обвиняет
ее в измене, в потерянных мгновеньях, отнятых у вдохновенья. Искренняя
привязанность людей друг другу не выдерживает испытания временем: Любить... но кого же? \ На время - не стоит труда, а вечно любить невозможно. В поздних стихотворениях Лермонтов все чаще говорит о любви к идеалу, который не существует в жизни: «люблю мечты моей созданье... », «... бесплотное виденье ношу в душе моей, ласкаю и люблю». Настоящей дружбе тоже не находится места в поэтическом мире Лермонтова. Его лирический герой всегда одинок:«... и некому руку подать в минуту душевной невзгоды...» Одной из причин изгнания героя может стать «друзей клевета ядовитая». Трудно назвать это преувеличением, если вспомнить, что Лермонтов погиб на дуэли от руки недавнего приятеля. Беспощадным приговором поколению звучит лермонтовская «Дума». Поэт обвиняет современников в разочарованности, равнодушии, пресыщенности, бесплодности.
Слайд 42
Это стихотворение - своеобразный «поэтический конспект» романа «Герой нашего
времени», в котором Лермонтов дает развернутый психологический портрет современника. Свое отношение к
родине поэт называет «странною любовью».
Ни слава предков, «купленная кровью», ни история страны не вызывают в нем теплого чувства. Поэт не может объяснить, почему он любит родину. Ему просто милы ее бескрайние и печальные просторы, ее степи, леса, реки. Поэт заявляет о своей внутренней близости к народу, он способен понять и разделить простые крестьянские радости: «полное гумно», «пляску с топаньем и свистом». Есть только одно, что смиряет тревогу в душе поэта, - природа. Наедине с ней лирический герой Лермонтова забывает о «горечи и злости». Он любуется «желтеющей нивой», «ландышем серебристым », прислушивается к «таинственной саге» лесного ручейка и ощущает покой и гармонию:
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Слайд 43
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» природа
распахивается до размеров вселенной. Лирический герой остается наедине со звездами и
слышит их разговор. Ему не хочется возвращаться в мир людей, где душе «так больно и так трудно». Герой желал бы навеки заснуть среди величественной природы, раствориться в мировой гармонии. Лирический герой Лермонтова вечно одинок, потому что он ощущает высшее предназначение человека и не хочет сливаться с пошлой толпой. Обществу не нужны поэты-пророки, оно пропитано фальшью и эгоизмом, в нем нет места настоящим чувствам. Только наедине с природой человек сбрасывает маску и открывает душу. Поэтический мир Лермонтова печален, трагичен, но одновременно прекрасен. Обличая человеческие пороки, поэт напоминает людям о том, что в мире есть высший идеал и они должны обратиться к нему.
Слайд 44
Лирика
Видение
Воздушный корабль
Воля
Выхожу один я на дорогу...
Глупой красавице
Гляжу на
будущность с боязнью...
Графине Ростопчиной
Гусар
Дары Терека
Демон
Договор
Додо
Дума
Есть речи - значенье...
Желанье (Отворите
мне темницу...)
Заблуждение Купидона
Три пальмы
Тростник
Тучи
Ты мог быть лучшим королем...
Уварово
Ужасная судьба отца и сына...
Узник
Утес
Щербатовой
Эпитафия
Я видел раз ее в веселом вихре бала...
Я видел тень блаженства; но вполне...
Я жить хочу! хочу печали..
Я не для ангелов и рая...
Слайд 45
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он
в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны
- ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Слайд 46
Нищий
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть
живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И
взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!