Слайд 2
Особенность художественного образа в лирике.
Лирический образ в поэзии
– это образ-переживание, непосредственное отражение мыслей и чувств.
«Что
такое мысль в поэзии? –писал Белинский. – Это не рассуждение, не описание, не силлогизм, - это восторг, радость, грусть, тоска, отчаяние, вопль!»
Художественный образ в лирике, так же как образ в эпосе и драме, имеет обобщенный, типический характер. Но лирика отличается от эпоса и драмы определенными особенностями типизации.
Слайд 3
Восприятия поэзии.
Лирические образы в поэзии вызывают разные ассоциации.
В
рационалистической поэзии классицизма образы должны были вызывать у читателя
вполне определенные представления (Марс – военное могущество, Венера –любовь и т.д.)
Для романтической поэтики характерна многозначность слова. Кроме своего прямого значения, оно получает дополнительные оттенки. Пластический образ становится многомернее. Теперь поэт рассчитывал на воображение читателя, который должен был создать свой, индивидуальный образ.
У поэтов-реалистов образы свободнее, в их лирических стихах воплощаются самые различные оттенки чувств и мыслей автора.
Еще сложнее образный язык, глубже и прихотливее подтекст у поэтов xx века. У них тот или иной образ только намекает на что-то, помогая разбудить воображение читателя.
Слайд 4
Символика в поэзии.
Тяготение к символике – родовое свойство
поэзии разных эпох. В поэзии Пушкина целый ряд символов
связан с мотивами свободы-несвободы: образ свободной стихии» - море, птичка, узник. Сквозная символика самовластья воплощается в образах анчара, Медного всадника. Через всю поэзию Пушкина проходит образ поэта-пророка.
Для поэзии Лермонтова характерны образы-символы, рисующие мятежные порывы человеческого духа, одиночество человека в мире («Парус», «Утес», «Дубовый листок» и т.д.)
Символы раннего Блока – средство уйти из мира действительности в мир фантазии, в мир таинственных видений.
Характерная для любого поэта символика теснейшим образом связана с внутренним содержанием всего его творчества, а в конечном счете – с объективной действительностью, с окружающим миром, с общественной обстановкой эпохи.
Слайд 5
Анализ композиции, языка и стиля стихотворения.
Композиция произведения тесно
связана с его жанровой природой. В собственно лирическом стихотворении
развернутая фабула – цепь взаимосвязанных событий – отсутствует. Движение авторской мысли в лирике осуществляется через соотношение художественных образов, мотивов, элементов языка и стиха.
Ключевыми словами стихотворения часто становятся эпитеты и тропы как некие звенья единой художественной системы – стиля поэта. Для каждого поэта характерно обращение к своему определенному кругу эпитетов и троп.
Слайд 6
Некоторые эпитеты как лейтмотивы в поэзии С.А.Есенина.
У Есенина
это эпитеты голубой, синий, золотой, которые обычно рисуют картины
родной природы. «Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным», «Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь», «Пройдут голубые года…», «Все истлело в дыму голубом…» и др.
Эпитет золотой чаще всего позволяет поэту опоэтизировать явления обыденной жизни: «Все равно я остался поэтом Золотой бревенчатой избы».Другой оттенок эпитета золотой идет от красок осени и переносится на собственную жизнь поэта: «Увяданья золотом охваченный Я не буду больше молодым».
Слайд 7
Тропы.
Тропы способны вызвать в сознании читателя целый ряд
ассоциаций. Однако для этого необходимо войти в духовный мир
поэта, знать особенности его стилистики. Для Блока , который стремился воссоздать сложную симфонию звуков жизни, чрезвычайно важно обращение к тропам, связанным с музыкой и пением. Точно так же в поэзии Блока можно найти систему тропов, связанных с мотивами вьюги, возмездия, родины и т.п. Движению поэтической мысли соответствует и мелодия стихотворения.
Слайд 8
Целостный анализ лирического стихотворения.
Рассматривая картину художника, мы прежде
всего охватываем ее единым взглядом и уже затем всматриваемся
в отдельные фрагменты, детали, все время имея перед собой целое. А в завершение вновь вбираем в себя картину как единый художественный образ. Именно эти наблюдения над отдельными деталями сделали этот образ богаче и многоцветнее. Таким же путем нужно идти и при анализе лирического произведения.
Художественное произведение неисчерпаемо, и задача анализа состоит в том, чтобы сказать о нем все, а в том, чтобы дать относительно законченное, целостное представление о произведении, избегая при этом бессистемности и излишней детализации над отдельными компонентами художественного произведения.
Слайд 9
Возможные пути анализа стихотворения.
1.Через раскрытие специфики лирического образа.
2.Через
рассмотрение композиции.
3.Через анализ языка.
Часто этих наблюдений вполне достаточно, чтобы
дать представление о стихотворении.
Основная задача при изучении лирического стихотворения – обогащение нравственного мира школьников, приобщение их мыслям и чувствам поэта.
Говорить на уроке с учащимися должен сам поэт, а учитель лишь организовывает встречу с ним.
Слайд 10
Формы и методы работы над отдельным лирическим произведением.
1.Метод
творческого прочтения.
2.Эвристический метод.
3.Исследовательский метод.
4.Метод проектной деятельности.
Слайд 11
Метод творческого прочтения.
Выразительное чтение сопровождает изучение стихотворения на
всех этапах. Вначале оно вводит в атмосферу стихотворения, затем
перечитывание отдельных отрывков поддерживает эмоциональный тонус анализа. Заучивание наизусть и чтение учащимися ( от подражания до самостоятельного, творческого прочтения) – заключительный и весьма важный этап работы. Таким образом, выразительное чтение органически входит в систему изучения стихотворения. Важно обратить внимание школьников на возможность различных прочтений стихотворения. Этот метод рассчитан прежде всего на школьников, уже обладающих культурой восприятия художественного слова.
Слайд 12
Эвристический метод.
Имеет свои отличительные особенности. Учащимся предлагаются более
частные, локальные поисковые задания при изучении отдельных стихотворений. Например,
после самостоятельного прочтения стихотворения Н.Некрасова «В дороге» можно предложить учащимся ответить на вопросы: «Почему Белинский дал самый высокий отзыв об этом стихотворении? Чем оно могло
так привлечь критика-демократа?» Вопрос предполагает знакомство с эстетическими и социальными взглядами Белинского, элементарное знакомство с литературной жизнью изучаемой эпохи (рождение так называемой «натуральной школы» в литературе и искусстве).
Слайд 13
Исследовательский метод.
Предполагает овладение теми формами и приемами анализа,
которые характерны для научного исследования. К ним относятся: сопоставление
художественного произведения с теми источниками, от которых отталкивался писатель (например, летописный рассказ о смерти Олега и «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина); работа над различными вариантами стихотворения; сопоставление различных точек зрения на произведение и, наконец, собственные поиски и решение посильных для учащихся научных проблем. Данный метод предполагает предварительный этап подготовки – постановку перед учащимся определенных заданий и известную самостоятельность их решения.
Слайд 14
Проектная деятельность.
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл
которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками
учебного материала в процессе выполнения проектов.
Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их.
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности.
Проект пробуждает учащегося проявить свои интеллектуальные способности, коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, целеполагание, способность к саморазвитию и самоорганизации.
Слайд 15
Литература – это прежде всего искусство слова.
Необходимо помнить,
что в школе мы изучаем литературу как искусство, прежде
всего раскрывая эмоциональное, образное содержание. Рассмотренные формы работы – выразительное чтение, комментарий учителя, эвристическая беседа, самостоятельная работа учащихся – входят в целостный анализ лирического стихотворения как элементы этого анализа. Их выбор и соотношение обуславливаются своеобразием стихотворения и задачами, которые ставит перед собой учитель.
Слайд 16
Живопись и музыка при изучении лирического стихотворения.
Анализируя художественное
произведение, мы исходили из того, что оно является звеном
единой художественной системы. Но эта система включает в себя не только литературу, но и музыку, и искусство театра и кино и т.д. Поэзия особенно близка двум видам искусства - изобразительному искусству и музыке. Уже при изучении пролога к поэме Пушкина «Руслан и Людмила» можно отправиться в путешествие в сказочную страну Лукоморье. Войти учащимся в эту страну помогут иллюстрации И.Н.Крамского и Д.Буторина. Атмосфера рисунка Крамского –мрачная, таинственная, ночная. На переднем плане – тела погибших витязей. Колорит миниатюры Буторина – праздничный: преобладают яркие, золотистые тона. Радуют глаз узорные терема, диковинные деревья, праздничные одежды.
Так мы подведем учащихся к мысли о возможности различных прочтений литературного произведения. Можно предложить учащимся устно нарисовать картины Лукоморья.