Слайд 2
Любовь – всепроникающая тема и один из универсальных
мотивов в творчестве Лермонтова, выступающий в своём конкретном воплощении
к отечеству, к природе, детям(«Ребёнку», «Казачья колыбельная песня»), к родным(«Прости! Увидимся ль мы снова?», «Ужасная судьба отца и сына») и прежде всего – как любовь к женщине в её различных проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества.
К любви во всех её формах Лермонтов предъявляет требование высокой ответственности, верности, полного понимания.
не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! - любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.
«1831 июня 11 дня».
Любовь у Лермонтова нередко проявляется в целом комплексе
чувств и порывов, таких, как восхищение, благодарность, сострадание. Любовь может зарождаться «от скуки, от досады, от ревности»; она может быть осуществлением всегда жившего в душе идеала; любовь – это и прибежище от одиночества.
Любовь героев Лермонтова с их крайней гордостью способна порождать вражду и переходить в ненависть _ прежде всего через ревность(«Тростник», «Маскарад», у Демона, у Печорина).
В зрелой лирике Лермонтова любовь, даже отвергнутая или безнадёжная, выступает как светлое, одухотворяюще-нравственное начало.
Слайд 5
М.Ю. Лермонтов и его Музы
У всех поэтов есть
стихи о любви и женщинах. И М.Ю. Лермонтов не
исключение. В его жизни было много женщин, которых он любил и кому посвящал стихи . В них он и воспевает, и укоряет, и показывает истинное лицо возлюбленных.
М.Ю. Лермонтов – лирический герой почти всех своих стихов и произведений. Он почти всегда писал о себе – и в то же время всегда готовился писать не о себе.
В своей жизни М. Ю. Лермонтов испытывал сильные чувства к нескольким женщинам. Кто же они - вдохновительницы и мучительницы поэта? Это Сушкова Е. А., Иванова Н. Ф., Лопухина В. А., Щербатова М. А. и Быховец Е. Г.
Слайд 6
Екатерина Сушкова
Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать
всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман, родилась 18
марта 1812 года в Симбирске.
Е.А. Сушкова обращалась с М.Ю. Лермонтовым как
с мальчиком, но отдавала должное его уму.
Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха её не привлекал: слишком юн. Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья и близкие.
Слайд 7
А он спорил с ней до слез, доказывая
свою правоту. Свои первые стихи Лермонтов посвящает, конечно, Екатерине
Александровне. Сушкова постоянно напоминала, что Лермонтов ещё ребёнок, что стихи его – первая и не слишком удачная проба пера.
Это, несомненно, сильно ранило сердце молодого поэта.
Расстались мы; но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный – все храм,
Кумир поверженный – все бог!
«Расстались мы...»
Слайд 8
Сушковский цикл
(1830-1831)
Лирический дневник
юноши Лермонтова:
зарождение чувства, которое сам поэт
ещё не решается
назвать любовью, и дальнейшее его нарастание, вылившееся в горечь неразделённой любви.
Основные мотивы цикла:
неразделённая любовь, память, разлука, смерть.
Стихотворения, посвящённые Е.А.Сушковой:
«К Сушковой»;
«Благодарю!»;
«Зови надежду сновиденьем»;
«Нищий»;
«Стансы»;
«Ночь»;
«У ног других не забывал»;
«Я не люблю тебя, страстей…»
Слайд 9
Нищий.
У врат обители
святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и
страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
1830г.
Слайд 10
Наталья Иванова
После Сушковой Лермонтов увлекся Натальей Федоровной Ивановой.
Она – дочь писателя и драматурга Ф.Ф. Иванова.
Слайд 11
Знакомство произошло в Москве в 1830 г.
Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её приязнью и
вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность.
Отношения закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости, обострённое ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него.
Слайд 12
Ивановский цикл
Большой цикл юношеской любовной лирики Лермонтова 1830-1832
годов.
Большинство стихотворений цикла объединяет сквозной мотив
напрасной, «обманутой» «жажды любви»;
однако внутри цикла можно выделить две группы:
стихи, написанные поэтом в период духовного подъёма, вызванного первыми встречами с Натальей Фёдоровной, и стихи, темой которых становится «вероломство» возлюбленной.
Стихотворения, посвящённые Н.Ф.Ивановой:
«Н.Ф.И…вой»;
«Романс к И…»;
«К***»(«Всевышний…»);
«К Н.И…….»;
«Я не унижусь…»
Слайд 13
«Я не унижусь пред тобой…»:
Лермонтов надеялся, что Ивановой
не так легко будет его забыть, что он будет
отомщен – хотя бы ценою раскаяния. Любовь к Ивановой уходила в нелегкое забвение, как уходило увлечение Сушковой.
…Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил;
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку –
Безумец! – лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала – я тебя не знал!
« Я не унижусь пред тобою...»
Слайд 14
Варвара Александровна
Лопухина
Одна из самых глубоких сердечных
привязанностей
Лермонтова.
Встреча с Варенькой(младшей сестрой своего
друга Алексея) произошла
в 1831 году.
«Будучи студентом,- пишет А.П.Шан-Гирей,-он был страстно влюблён…в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная…Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…»
Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он её.
Первая страсть Мишеля не исчезла, потому что, когда он узнал о замужестве Вареньки, то очень сильно расстроился
Слайд 15
Он любит ее одну и верен ей одной.
Это была глубокая привязанность, всю жизнь сопровождавшая поэта. Стихи,
связанные с В. Лопухиной, объединяют два взаимосвязанных мотива: возвышенность одухотворенной личности лирической героини и самопожертвование героя ради ее счастья.
Стихотворения, посвящённые Лопухиной:
«К Л.-»(«У ног других не забывал…»;
«К*»(«Мы случайно сведены судьбою…»;
«К*»(«Оставь напрасные заботы..»;
«Она не гордой красотою…»;
«Слова разлуки повторяя…».
Слайд 16
Она не гордой красотою...
Она не гордой красотою
Прельщает юношей
живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее-
не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако, все ее движенья,
Улыбка, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
Слайд 17
Мария Щербатова
М.А. Щербатова – новая возлюбленная Лермонтова. Она
была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах.
Зимой
1839 г. поэт был сильно заинтересован Щербатовой, Молодая вдова, красивая, образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, познакомилась с Лермонтовым.
Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном. Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться».
По свидетельству А.И.Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьёзное чувство «Сквозь слёзы смеётся. Любит Лермонтова.».
Слайд 18
Отчего
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И
знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый
светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.
«Печальной отчизны примеру,
В надеждах на бога
Хранит она детскую веру;
Как племя родное,
У чуждых опоры не просит
И в гордом покое
Насмешку и зло переносит;
От дерзкого взора
В ней страсти не вспыхнут пожаром.
Полюбит не скоро,
Зато не разлюбит уж даром».
Слайд 19
Евдокия Петровна Ростопчина
(1811/12-1858)
Графиня, русская писательница. Её знакомство с
Лермонтовым относится к началу 30-х годов. Ростопчина была сестрой
товарища Лермонтова пансионских лет С.П.Сушкова. Юный Лермонтов увлекался Ростопчиной и посвятил ей стихотворения «Крест на скале» (1830) и новогодний мадригал «Додо».Однако взаимное дружеское сближение произошло лишь в начале 1841 года.
Графиня была участницей прощального вечера 12 апреля 1841 перед отъездом Лермонтова на Кавказ, когда поэт, по её воспоминаниям, настойчиво говорил об ожидавшей его смерти ; уезжая, Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в который вписал посвящённое ей стихотворение «Я верю: под одной звездою».
Слайд 20
Ростопчина посвятила Лермонтову стихотворение «На дорогу!», а после
отъезда поэта на Кавказ передала Е.А.Арсеньевой свой сборник «Стихотворения»(1841)
с надписью: «Михаилу Юрьевичу Лермонтову в знак удивления к его таланту и дружбы искренней к нему самому. Петербург, 20-е апреля 1841».
На гибель Лермонтова поэтесса откликнулась стихотворением «Нашим будущим поэтам»; позднее она пишет стихотворения «Пустой альбом», «Поэтический день».
Евдокия Петровна, вспоминая Михаила Юрьевича, указала на сознательный «демонизм» и «донжуанство» юного Лермонтова и благодатность ссылки (как сурового испытания) для созревания его гения.
Слайд 21
Екатерина Быховец
Последней женщиной в жизни Лермонтова стала
Е.Г. Быховец- дальняя родственница Лермонтова. Бронзовый цвет
лица и черные очи… Она имела много поклонников из окружения Лермонтова. Они встретились, после разлуки, прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни. Поэтому именно Быховец? Да поэтому, что она была похожа на В. Лопухину.
В день дуэли утром она беседовала с Лермонтовым, потом ездила с поэтом и его друзьями на пикник в Каррас (Шотландку). Письмо ее от 5 августа 1841 года – взволнованный рассказ о взаимоотношениях Лермонтова с Н.С. Мартыновым, о дуэли, смерти, похоронах поэта.
***
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня
красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
1841г.
Слайд 23
Вместо заключения...
Лермонтов – мечущийся человек, ищущий ласку и
любовь. Он ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство
остается без ответа. М.Ю. Лермонтов искал женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть; ищет родную душу, ту единственную, которая будет ему помогать в нелегкие минуты, будет понимать, и уважать его.
К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными узами.
Любовь приносит ему горечь, разочарование и страдания!
Слайд 24
Русский философ В.Соловьёв указал на «миражность» как на
важнейший признак любовной лирики Лермонтова:
«…в этих
произведениях почти никогда не выражается любовь в настоящий, в тот момент, когда она охватывает душу и наполняет жизнь».
Не любви ищет поэт, а «иное» в любви. Отрицание – вот реакция поэта на чувство, живущее в нём «сейчас»:
«Она(любовь), как чумное пятно…»;
«Всё, что любит меня, то погибнуть должно»;
«Мне грустно, потому что я тебя люблю»;
«Нет, не тебя так пылко я люблю».
Любить…но кого же?..на время
– не стоит труда,
А вечно любить невозможно…