Слайд 2
Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных
произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один
достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать – у нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театром Островского».
Из письма И.А.Гончарова
Слайд 3
Из истории создания пьесы «Гроза»
Литературная экспедиция по Верхней
Волге
1856-1857гг.
В 1856 году Морское министерство организовало литературно-этнографическую
экспедицию с целью “описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озёр и рек Европейской России”. В ней принял участие и А.Н. Островский, совершив поездку от истоков Волги до Нижнего Новгорода. В качестве исследователя драматург побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве — не случайно славу вымышленного Калинова оспаривали сразу несколько приволжских городков!
Сильный талантом художник не в состоянии был упустить благоприятный случай… Он продолжал наблюдения над характерами и миросозерцанием коренных русских людей. Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила на те из них, которые составляют честь и гордость отечественной литературы.
«Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала.
Известный театральный деятель С.А.Юрьев
Слайд 4
Наружно красивый Торжок, ревниво оберегавший Новгородскую старину до
странных обычаев девичьей свободы и строгого затворничества замужних, вдохновил
Островского на глубоко поэтическую «Грозу» с шаловливою Варварой и художественно изящной Катерной.
Из воспоминаний друга Островского С.В.Максимова
Слайд 5
«Гроза»
Две тенденции освещения традиционного уклада жизни — критическая,
обличительная и поэтизирующая — в полной мере проявились и
соединились в трагедии Островского «Гроза» (1859). Это произведение, написанное в жанровых рамках социально-бытовой драмы, одновременно наделено трагической глубиной и исторической значимостью конфликта.
Слайд 6
“Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! …пятьдесят лет
я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться
не могу… Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”.
Слайд 7
Герои пьесы
Тихон
Марфа Игнатьевна Кабанова
Варвара
Савел Прокофьевич Дикой
Катерина
Слайд 8
Система образов в драматическом произведении
Система образов – совокупность
литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой,
а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.
Слайд 9
Система образов драмы «Гроза»
Слайд 10
«Миры» города Калинова
Мир «отцов города» (Дикой, Кабанова-Кабаниха);
Мир «детей
города» (разные позиции: Тихон, Варвара, Кудряш);
Мир «странников» (Феклуша);
Мир «пришлых»
- других (Борис из Москвы, Катерина до замужества);
Мир Кулигина (поэзия XVIIIвека, наука, красота природы)
Слайд 11
На каком основании сгруппированы герои?
Слайд 12
“А как же вы в афишке пропустили грозу?
Ведь
она тоже действующее лицо”
Гроза здесь не только природное явление,
но и непосредственный участник действия пьесы – действие разворачивается под звуки грома.
Гроза - символ идеи этого произведения, герои драмы характеризуются через отношение к грозе. Для одних- это предвестник бури, «голос свыше», кара небесная, людская злоба, угнетение, а для других- очищение, начало новой жизни. Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу:
«Гроза убьет!» «Не гроза это, а благодать!»
Слайд 13
Смысл заглавия драмы «Гроза»
Гроза – атмосферное явление, при
котором в облаках или между облаками и землей возникают
сильные электрические разряды (молнии), сопровождающиеся громом.
Слайд 14
Гроза
О ком- нибудь или о чем- нибудь, наводящем
ужас, внушающем сильный страх;
Страх, угроза, кара, наказание;
Опасность, беда, бедствие;
О
характере человека (строгий);
Грозить – предвещать дурной исход, плохие последствия
Слайд 17
Катерина и Борис. (Сцена прощания)