Слайд 2
В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие
заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны.
Тогда он отважился послать и стихи. Исаковский, работавший в редакции газеты "Рабочий путь", принял юного поэта, помог ему не только напечататься, но и сформироваться как поэту, оказал влияние своей поэзией.
Слайд 3
После окончания сельской
школы молодой поэт приехал в Смоленск, но не мог
устроиться не только на учебу, но и на работу, потому что у него не было никакой специальности. Пришлось существовать "на грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций". Когда в московском журнале "Октябрь" Светлов напечатал стихи Твардовского, тот приехал в Москву, но "получилось примерно то же самое, что со Смоленском".
Слайд 4
Зимой 1930 он опять
вернулся в Смоленск, где провел шесть лет. "Именно этим
годам я обязан своим поэтическим рождением", — сказал впоследствии Твардовский. В это время он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел и доучивался уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью 1936.
Слайд 5
Произведения Твардовского печатались в 1931
- 33, но сам он считал, что только с
поэмы о коллективизации "Страна Муравия" (1936) он начался как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта: он переехал в Москву, выпустил книгу стихов "Сельская хроника".
Слайд 6
“Страна Муравия” (1934-36), посвящена коллективизации.
Поиски Никитой Моргунком сказочной Страны Муравии приводят его к
определенным выводам о благе или пагубности “великого перелома”, в основе открытого финала поэмы — противоречивость судьбы самого поэта и его семьи, которую раскулачили.
Слайд 7
В 1939 был призван в
ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии.
С началом войны с Финляндией уже в офицерском звании был в должности спецкорреспондента военной газеты.
Слайд 8
Ярчайшим выражением русского национального характера
стала поэма “Василий Тёркин. Книга про бойца” (1941-45). “Это
поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, т. е. литературно-пошлого слова!”
Слайд 9
Почти одновременно с "Теркиным" и
стихами "Фронтовой хроники" поэт начал законченную уже после войны
поэму "Дом у дороги" (1946).
Наряду со стихами Твардовский писал прозу. В 1947 была опубликована книга о минувшей войне под общим заглавием "Родина и чужбина".
Слайд 10
В 1950 Твардовский назначен
главным редактором “Нового мира”. За годы руководства (1950-54, 1958-70)
этим журналом, фактически “своего рода альтернативным идеологическим лидером”, наряду с диссидентско-фрондирующими публикациями, гл. обр. в публицистике и критике, Твардовский привлек на страницы “Нового мира” таких значительных мастеров русского слова, как В. Астафьев, В. Белов,
Ф. Абрамов, С. Залыгин,
В. Шукшин, Ю. Бондарев.
была написана поэма "За далью — даль" и в
1967 — 1969 — поэма "По праву памяти", где рассказана правда о судьбе отца поэта, ставшего жертвой коллективизации, запрещенная цензурой, опубликованная только в 1987.
Слайд 12
Проявил себя и как
глубокий, проницательный критик: книги "Статьи и заметки о литературе"
(1961),
"Поэзия Михаила Исаковского" (1969), статьи о творчестве С. Маршака, И. Бунина (1965).