Слайд 2
Урок 1. История создания. Историческая основа трагедии. Начало
работы с текстом.
Два чувства дивно близки нам -
В
них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.Пушкин
Слайд 3
Повторение
Какие жанры драматургии вам известны?
Что такое трагедия?
Слайд 4
С.В.Иванов. В смутное время
1598-1605
Слайд 5
В.Васнецов. Иван Грозный
И.Репин.
Иван Грозный и сын его
Иван…
Слайд 7
Царь Борис Годунов.
Миниатюра
Слайд 9
Масса И. Убийство царевича Дмитрия в Угличе. Ок.
1611.
Слайд 11
Григорий Отрепьев
Лжедмитрий «был только испечен в польской печке,
а заквашен в Москве».
В.О.Ключевский
Слайд 12
Н. Неврев Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду
III на введение в России католицизма.
Слайд 15
Изгнание польских захватчиков из Кремля
Слайд 16
«Ночь. Келья в Чудовом монастыре»
Слайд 17
2-й урок. «Поэтическое откровение одной народной эпохи».
Чтение
и анализ сцены «Ночь, келья в Чудовом монастыре».
Слайд 18
Словарь
Днесь, присно, смирять, отрок, инок,
келья, сетовать, ратный, блаженство, клобук, чернец, послушанье.
Слайд 19
Образ Пимена.
«Характер Пимена не есть мое изобретение.
В нем собрал я черты, пленившие меня в наших
старых летописях; умилительная кротость, младенческое и вместе мудрое простодушие, набожное усердие к власти царя, данной Богом, совершенное отсутствие суетности дышит в сих драгоценных памятниках времен давно минувших...».
А.Пушкин
Слайд 20
Анализ монолога Пимена
Обратим внимание на такие строки из
монолога Пимена: «Когда-нибудь монах трудолюбивый / Найдет мой труд
усердный, безымянный...» Очевидно, герой не намеревается афишировать свое авторство. Почему? Что проявляется в этом: дань традиции или жизненная позиция персонажа?
Каким принципом руководствуется старец в работе с историческим материалом?
Монолог венчает фраза: «Но близок день, лампада догорает — / Еще одно, последнее сказанье». Каков метафорический смысл данных слов?
Слайд 21
С.Галактионов. Пимен и Григорий
Согласны ли вы
с этой характеристикой, данной Григорием Пимену? Является ли последний
смиренником? Можно ли сказать, что, затворившись в монастыре и отгородившись от всего мирского, он стал безразличен к добру и злу? Не обернулась ли на поверку его творческая объективность равнодушием, бездушием?
Но сам Пимен до конца ли смирился внутренне?
Что же мучает Пимена? Быть может, мы найдем ответ в его рассказе о российских самодержцах, которых он повидал на своем веку?
Слайд 22
В.А.Фаворский. Пимен и Григорий
Почему именно Григорию поверяет Пимен
свои сокровенные думы?
Но может ли Григорий стать преемником Пимена?
Захочет ли? Каковы жизненные устремления юноши?
Григорию трижды снится один и тот же сон. Каково его содержание? Как сон «комментирует» характер и судьбу Григория?
Слайд 23
Понятия
«самозванство» и «самозванец».
Самозванство -
«Незаконное присвоение чужого имени, звания».
Самозванец -
«тот, кто выдает себя за другого человека, присвоив его имя, звание».
Слайд 24
Каким представляется Пимен Григорию в конце сцены? Почему
изменилась оценка деятельности летописца?
Борис, Борис! все пред тобой
трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца —
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от Божьего суда.
Слайд 25
«Образ Пимена в трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов"
1. А.С.Пушкин о характере летописца.
2. Пимен в трагедии «Борис
Годунов».
1). Личностные качества героя:
преданность творчеству, понимание высоты и значительности миссии летописца, чувство ответственности;
подвижничество и бескорыстие;
отсутствие тщеславия и авторская скромность;
отрешенность от мирских треволнений и погруженность в пучину истории;
стремление к объективности в изложении исторических фактов;
независимость от сильных мира сего; жизненная мудрость, непримиримость со злом.
2) Отношение Пимена к монаршей власти:
позитивная оценка личности и деятельности российских самодержцев прошлого;
неприятие нынешней правящей верхушки;
острое чувство вины за беззакония, творящиеся в стране.
3) «Честной отец» и его мнимый преемник. Пимен глазами Григория.
3. Роль сцены «Ночь, келья в Пудовом монастыре» в произведении. Значение фигуры летописца в трагедии.
Слайд 26
Задание на дом:
Самостоятельно составить план «Григорий
Отрепьев в трагедии "Борис Годунов" (на материале сцены "Ночь,
келья в Пудовом монастыре")».
Индивидуальное задание: прочитать основные сцены, где появляется Григорий-Самозванец ( «Краков. Дом Вишневецкого»; «Ночь. Сад. Фонтан»; «Лес»), прокомментировать поведение героя, сделать выводы о его характере.
Слайд 27
Урок 3-й. Образ Григория Отрепьева. Выводы об общей
проблематике и идейной направленности.
Слайд 28
План
«Григорий Отрепьев в трагедии "Борис Годунов".
I.
Самозванец и самозванство.
II. Григорий Отрепьев в трагедии «Борис Годунов».
Личностные качества героя:
Жажда власти.
Стремление к богатству.
Неразборчивое честолюбие.
III. Как выражается отношение автора к своему герою и к самозванству?
Слайд 29
Урок 3. Образ Григория Отрепьева. Проблематика и идейная
направленность
Слайд 30
«Григорий Отрепьев в трагедии "Борис Годунов".
План
I. Самозванец и самозванство.
II. Григорий Отрепьев в трагедии «Борис Годунов».
Личностные качества героя:
Жажда власти.
Стремление к богатству.
Неразборчивое честолюбие.
III. Как выражается отношение автора к своему герою и к самозванству?
Слайд 34
Опера М.Мусоргского
«Борис Годунов»
Слайд 35
А.Головин. Портрет Ф.И.Шаляпина
в роли Бориса Годунова