Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Былина как вид фольклора

Содержание

Героический эпосКарл Великий и РоландЗигфридВяйнямёйнен- герой «Калевалы» - песнопевец
Былинакак вид фольклора Героический эпосКарл Великий и РоландЗигфридВяйнямёйнен- герой «Калевалы» - песнопевец Былина (старина))- фольклорная эпическая песня о героическом событии или о примечательном эпизоде Мифологический период (до 9 века)Воплощение исполинских туч, о чем и говорит его Мифологический период (до 9 века)Волхв Всеславьич (Вольга Святославович)Неустрашимый воин-богатырь наделен вещим знанием Киевский период (9-12 века)Борец за спокойствие и нерушимость границ РусиОсвободитель русской земли Владимиро-Суздальский период (12-13 века)Илья МуромецЧеловек необыкновенной внутренней духовной силы.Крестьянский сынПленил Соловья Разбойника.Его Владимиро-Суздальский период (12-13 века)Родом из «славного Ростова красного города», поповский сынНе располагает Новгородские былиныОльшанский. Садко.Рябушкин. Василий БуслаевВасилий Игнатьевич БуслаевБез царя в голове, в минуту 14-17 века. Московский периодновые былины не создаются Два основных цикла1.2.3.4.5.1.2.3.…с. 15 учебника Содержание былиныВ основе былинного сюжета лежит повествование о каком-либо грандиозном событии, героическом подвиге, ратном подвиге. Сюжеты былино старших братьяхо борьбе с чудовищамио борьбе с иноземными врагамио встречи Герой былины - богатырь Женщины- богатыри С. Соломко. Василиса Микулична Поэтический языкБылины исполнялись без музыкального сопровождения, речитативом. Предполагается, что пели под аккомпанемент 3-х ударный, ударение падает на 3 слог от начала и на третий Композиционные особенностиБылинные запевыВысока высота поднебесная,  Глубока глубина океан-моря,  Широко раздолье по всей ЗачинИз того ли то из города из Мурома, Из того села да Былинные формулы привычного изображения («общие места») Формула течения времени:   Еще Cедлание коня :    Стрельба из лука:   Вопросы неизвестному приезжему богатырю:   Основные композиционные приёмыПротивопоставление (антитеза)Утроение эпизодовПовторение общих местЗамедление действия (ретардация) Главный художественный прием - гиперболаОснован на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета Особенности языкаПостоянные эпитеты«матушка святая Русь Рассказали мы про дела старые.  Что Про старые, про бывалые,  Домашнее заданиеС. 16-22 читать С. 22 в 1, 2 устно
Слайды презентации

Слайд 2 Героический эпос
Карл Великий и Роланд
Зигфрид
Вяйнямёйнен- герой «Калевалы» -

Героический эпосКарл Великий и РоландЗигфридВяйнямёйнен- герой «Калевалы» - песнопевец

песнопевец


Слайд 3 Былина (старина))-
фольклорная эпическая песня о героическом событии

Былина (старина))- фольклорная эпическая песня о героическом событии или о примечательном

или о примечательном эпизоде русской истории

Древнейшие былины появились к


IX век Бытование в первоначальном виде XVI - XVII века, к середине XX века – отмирание жанра



Слайд 4 Мифологический период (до 9 века)
Воплощение исполинских туч, о

Мифологический период (до 9 века)Воплощение исполинских туч, о чем и говорит

чем и говорит его имя.
Он всегда возит свою жену

с собой в хрустальном ларце.
Он пытается поднять суму с земной тягой и гибнет

Н. Рерих. Святогор

Святогор -


Слайд 5 Мифологический период (до 9 века)
Волхв Всеславьич
(Вольга Святославович)
Неустрашимый

Мифологический период (до 9 века)Волхв Всеславьич (Вольга Святославович)Неустрашимый воин-богатырь наделен вещим

воин-богатырь наделен вещим знанием и особым искусством превращаться в

разных зверей, сын змея и женщины.

Слайд 6 Киевский период (9-12 века)
Борец за спокойствие и нерушимость

Киевский период (9-12 века)Борец за спокойствие и нерушимость границ РусиОсвободитель русской

границ Руси
Освободитель русской земли от губительных налетов змея.
Разумен в

речах, сдержан «вежествен», тактичен.
Заботливый сын и любящий супруг.
Играет в шахматы, музыкант

Добрыня Никитич

В. Васнецов. Бой Добрыни со змеем


Слайд 7 Владимиро-Суздальский период (12-13 века)
Илья Муромец
Человек необыкновенной внутренней духовной

Владимиро-Суздальский период (12-13 века)Илья МуромецЧеловек необыкновенной внутренней духовной силы.Крестьянский сынПленил Соловья

силы.
Крестьянский сын
Пленил Соловья Разбойника.
Его кровный сын стал врагом Киева.


Слайд 8 Владимиро-Суздальский период (12-13 века)
Родом из «славного Ростова красного

Владимиро-Суздальский период (12-13 века)Родом из «славного Ростова красного города», поповский сынНе

города», поповский сын
Не располагает силами, превышающими силы врагов, богатырь

полагается лишь на хитрость и изворотливость.
Веселый пересмешник, молодой, буйный, озорной, мало задумывается в достижении своих целей.

Алеша Попович

К. Васильев. Алеша Попович и красная девица


Слайд 9 Новгородские былины
Ольшанский. Садко.
Рябушкин. Василий Буслаев
Василий Игнатьевич Буслаев
Без царя

Новгородские былиныОльшанский. Садко.Рябушкин. Василий БуслаевВасилий Игнатьевич БуслаевБез царя в голове, в

в голове,
в минуту беды трезвеет
и становится героем


Слайд 10 14-17 века. Московский период
новые былины не создаются

14-17 века. Московский периодновые былины не создаются

Слайд 11 Два основных цикла


1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.

с. 15 учебника

Два основных цикла1.2.3.4.5.1.2.3.…с. 15 учебника

Слайд 12 Содержание былины
В основе былинного сюжета лежит повествование о

Содержание былиныВ основе былинного сюжета лежит повествование о каком-либо грандиозном событии, героическом подвиге, ратном подвиге.

каком-либо грандиозном событии, героическом подвиге, ратном подвиге.


Слайд 13 Сюжеты былин
о старших братьях
о борьбе с чудовищами
о борьбе

Сюжеты былино старших братьяхо борьбе с чудовищамио борьбе с иноземными врагамио

с иноземными врагами
о встречи и спасении родных,
об эпическом сватовстве

и борьбе героя за жену,
об эпических состязаниях

«Соловей Будимович и Забава Путятична»


Слайд 14 Герой былины - богатырь

Герой былины - богатырь

Слайд 15 Женщины- богатыри
С. Соломко. Василиса Микулична

Женщины- богатыри С. Соломко. Василиса Микулична

Слайд 16 Поэтический язык
Былины исполнялись без музыкального сопровождения, речитативом. Предполагается,

Поэтический языкБылины исполнялись без музыкального сопровождения, речитативом. Предполагается, что пели под

что пели под аккомпанемент гуслей.
Былинный стих относится к

тоническому стихосложению.




Слайд 17 3-х ударный, ударение падает на 3 слог от

3-х ударный, ударение падает на 3 слог от начала и на

начала и на третий от конца.
Он спустил коня да

богатырского
Да поехал ли то по той по силушке татарскоей.
Стал он силушку конем топтать,
Стал конем топтать, копьем колоть,
Стал он бить ту силушку великую –
А он силу бьёт, будто траву косит.
Его добрый конь да богатырския.


Слайд 18 Композиционные особенности
Былинные запевы
Высока высота поднебесная,  Глубока глубина океан-моря,  Широко раздолье

Композиционные особенностиБылинные запевыВысока высота поднебесная,  Глубока глубина океан-моря,  Широко раздолье по

по всей земле.  Глубоки омуты Днепровские,  Высоки горы Сорочинские,  Темны леса Брянские,  Черны

грязи Смоленские,  Быстры-светлы реки русские.
предваряют общий тон, не связаны с сюжетом былины

Былинные исходы
И тут (такому-то имя) славу поют,
И вовеки тая слава не минует.
2-3 строчки, в которых обозначается тема тишины, славы – «величание»)
То старина, а то деянье,
Синему морю на утешение
А быстрым рекам слава до моря
А добрым людям на послушанье


Слайд 19 Зачин
Из того ли то из города из Мурома, Из

ЗачинИз того ли то из города из Мурома, Из того села

того села да с Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

 
Во стольном во городе во Киеве у честной вдовы Офимьи Александровны, а был то единый сын Добрынюшка Микитич

Слайд 20 Былинные формулы привычного изображения («общие места»)



Формула течения

Былинные формулы привычного изображения («общие места») Формула течения времени:  Еще

времени:
Еще день за день ведь, как

и дождь дождит, А неделя за неделей, как трава растет, А год за годом, как река бежит
Снаряжение богатыря в путь:
Он скорешенько скочил как на резвы ножки, Кунью шубоньку накинул на одно плечо, Шапочку соболью на одно ушко.

В. Васнецов. Богатыри на конях. 1896


Слайд 21 Cедлание коня :
 "Он добра коня заседлывает,
на коня

Cедлание коня : 

накладает потничек,
потничек то он кладет шелковенький,
а на

потничек - подпотничек,
на потничек седелышко черкасское,
черкасское седелышко недержано,
подтягивал двенадцать тугих подпругов,
тринадцатый для-ради крепости,
чтобы в чистом поле конь спод седла не выскочил,
добра молодца в поле не выронил;
а стремяночки подкладывал булатные,
пряжечки то красна золота,
да не для красы-угожества,
ради крепости все богатырскоей:
шелковы подпруги тянутся - не рвутся,
да булат железо гнется – не ломается,
пряжечки то красна золота,
они мокнут да не ржавеют.
И садится на добра коня:
видели добра молодца сядучи,
да не видели удалого поедучи".

  Скачка :
"Скакал он выше леса стоячего,
чуть пониже облака ходячего,
с горы на гору перескакивал,
реки-озера перескакивал,
широки-раздолья промеж ног пущал".


Слайд 22   Стрельба из лука:
"Вынимал он из налучна тугой

  Стрельба из лука:

лук,
из колчана вынимал калену стрелу,
и берет он

тугой лук в руку левую,
калену стрелу во правую,
накладывает стрелочку каленую
на тетивочку шелковую;
натянул он тугой лук за ухо,
калену стрелу семи четвертей:
заскрипели полосы булатные,
и завыли рога у туга лука,
спела тетивочка шелковая,
полетела стрелочка каленая".

Ловкость молодца в чистом поле:
"А кидает он палицу булатную под облако под ходячее;
Одной рукой подхватывает, как пером лебединым поигрывает".

 


Слайд 23



  Вопросы неизвестному приезжему богатырю:
"Ты откудова, удалый добрый

  Вопросы неизвестному приезжему богатырю:

молодец,
ты коей земли,
коей орды,
коего отца, матери,


как тебя по имени зовут,
нарекают по изотчине"?
Приезд богатыря:
Богатырь 
"привязывает добра коня у того ли столба точеного,
у того кольца золоченого,
заходит в палаты белокаменны,
крест кладет да по писаному,
поклон ведет да по ученому,
бьет челом да поклоняется на все на четыре на стороны
(такому-то) в особицу".

Слайд 24
 "Все то на пиру напивалися,
все на честном

 

наедалися,
все на пиру порасхвастались:
иной хвастает городами с

пригородами,

Рябушкин А.П.  Пир богатырей у ласкового князя Владимира. 1888.

иной хвастает золотой казной,
иной хвастает добрым конем,
разумный хвалится родной матушкой,
безумный хвастает молодой женой"

Пир у князя Владимира


Слайд 25 Основные композиционные приёмы

Противопоставление (антитеза)
Утроение эпизодов
Повторение общих мест
Замедление действия

Основные композиционные приёмыПротивопоставление (антитеза)Утроение эпизодовПовторение общих местЗамедление действия (ретардация)

(ретардация)


Слайд 26 Главный художественный прием - гипербола
Основан на преувеличении тех

Главный художественный прием - гиперболаОснован на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета

или иных свойств изображаемого предмета


Слайд 27 Особенности языка
Постоянные эпитеты
«матушка святая Русь",
"стольный Киев-град",
«богатырь

Особенности языкаПостоянные эпитеты«матушка святая Русь

удалый»
"дорога прямоезжая",
"гусельки яровчаты". 
Тавтологические повторы
«черным- черно»
«много-множество»
Синонимические повторы
«злодей-разбойник»
«драться-ратиться»
Параллелизмы
Подхват (повтор

последних строк предыдущей строки в начале последующей)

Слайд 28 Рассказали мы про дела старые.  Что Про

Рассказали мы про дела старые.  Что Про старые, про бывалые, 

старые, про бывалые,  Чтобы море синее успокоилось,  Чтобы добрые люди послушались,  Чтобы

молодцы призадумались,  Что века не меркнет слава русская

  • Имя файла: bylina-kak-vid-folklora.pptx
  • Количество просмотров: 144
  • Количество скачиваний: 0