Слайд 2
1. Введение
2. Основная часть
2.1.1 Чувство Родины - основное
в лирике Есенина
2.1.2 Цветопись в стихах Есенина о Родине
2.2.1
Есенин и Россия
3. Заключение
4. Список литературы
Оглавление
Слайд 3
Если бы Сергей Есенин был
жив, то ему исполнилось бы в 2005 году 110
лет. Но этот почтенный возраст трудно соединить с именем поэта. Есенин остается вечно молодым, как вечно свежи и молоды его лучшие стихи и поэмы.
Литературное наследие Сергея Александровича невелико по объему, но разнообразно по жанрам. Здесь и лирические стихотворения, поэмы, рассказы, повесть, критические статьи. В каждом из этих жанров Есенин показал себя оригинальным художником, но наиболее ярко и полно его самобытный талант проявился в лирике. Когда читаешь есенинские стихи и поэмы, чувствуешь: с тобой говорит человек открытого и нежного сердца. Он поверяет тебе самое сокровенное, самое заветное. Все, что он пережил, - и хорошее и плохое – на виду. Ты проникаешься к нему доверием, восхищаешься широтой его души.
Введение
Слайд 4
Целью моей исследовательской работы было
выяснить, что значила Россия для Есенина, ведь он, как
и мое поколение жил на стыке веков, во время великих перемен. Его отношение к революции, к деревне, его загадочная смерть – все это отголоски его яркой индивидуальности. Для меня он тайна за семью печатями, слишком мало мы знаем об этом замечательном человеке.
Мир Есенина вобрал в себя много человеческих чувств, но самое значительное место в нем занимает чувство родины. О чем бы поэт ни размышлял, в какие глубины бытия ни проникал его «напоенный сердцем взгляд» перед ним всегда стояла Россия. Для неё он приберегал самые красочные эпитеты, самые задушевные интонации.
Слайд 5
Этот мотив в его творчестве будет упорно
повторяться, несмотря на все жизненные невзгоды, и спустя десятилетие.
Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми её далями и красками – изумительными в своей красоте.
Церковь
села
Константиново
Слайд 6
Но Русь немыслима без чувства уважения и понимания
непростого характера русского народа. Сергей Александрович испытывая глубокое чувство
любви к Родине, не мог не преклоняться перед своим народом, его силой, могуществом и выносливостью, народом, который сумел пережить и голод, и разруху:
Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
Припаду к лапоточкам берестяным,
Мир вам, грабли, коса и соха!
Но однозначно сформулировать, за что именно любима Родина, невозможно.
Слайд 7
Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: «Моя лирика жива
одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины –
основное в моем творчестве». И действительно, каждая строчка стихов Сергея Александровича проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики Есенина.
Есенинская Россия – небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов на «туманном берегу»:
Молочный дым качает ветром села,
Но ветра нет, есть только легкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей веселой,
Вцепивши руки в желтый крутосклон.
Чувство Родины - основное в лирике Есенина
Слайд 8
О чем бы ни писал Есенин: о революции,
о крестьянском укладе жизни – он все равно возвращается
к теме родины. Родина для него является чем-то светлым, и писать о ней – смысл всей его жизни:
Я люблю родину,
Я очень люблю родину!..
Родина и тревожит, и успокаивает поэта. В его лирических произведениях звучит безграничная преданность Родине, преклонение перед ней:
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен.
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Слайд 9
Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного
со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином
своей Родины. Есенин пропел свою песнь о России, красивую, цветную, писанную как будто красками радуги, зовущую, и так родную сердцу. По-хорошему он завидовал тем, «кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею», и с искренней болью писал «о днях, растраченных напрасно»:
Ведь я мог дать
Не то, что дал.
Слайд 10
Есенин считает, что в самом имени
«Россия» спрятано «синее что-то». Он так говорил Вс. Рождественскому:
«Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее» что-то!». Синий поэт считал цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность». Эпитет синий встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.
Цветопись в стихах Есенина о Родине
Слайд 11
Так же очень характерным для палитры поэта является
пристрастие к «желто-золотому»:
«Луна под крышей, как злат бугор»
«Мне снились
реки златых долин»
«Где золотятся рагожи в ряд»
«Лижут сумерки золото солнца»
«Хвойная позолота»
«Зелень золотистая»
Слайд 12
Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую
краску:
«О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку».
Правда
пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными цветами:
«На лазоревые ткани
Пролил пальцы барянец»
«Алый мрак в небесной черни
Начертил пожаром грань ».
Слайд 13
Мне кажется, что любовь к чистым и ярким
краскам – свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким
свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира.
Слайд 14
В дореволюционных стихах поэта звучит
боль за свою нищую родину, за этот «заброшенный край».
В стихотворениях: «Запели тесаные дроги…», «Гой ты, Русь, моя родная!» поэт говорит, что любит до «радости и боли» «озерную тоску» своей родины. «Но не любить тебя я научиться не могу!» - восклицает он, обращаясь к Руси. Любовь поэта к родине родила и такие проникновенные строки:
Есенин и Россия
Слайд 15
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах
образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет
глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за когородом
На лугах веселый пляс
Слайд 16
Великую Октябрьскую социалистическую революцию Есенин встретил радостно, но
с определенными сомнениями и колебаниями; как он говорил: «Принимал
все по-своему с крестьянским уклоном». Не зная марксистско-ленинской теории, поэт представлял себе социализм как некий мужицкий рай, неизвестно кем и как созданный в его любимой, нищей и убогой, безграмотной и забитой крестьянской России. Он считал, что раз произошла революция, то подавай каждому «избу новую, кипарисовым тесом крытую», подавай каждому по первому желанию «ковш с золотой брагою»
Слайд 17
А в стране не угасал огонь гражданской войны,
терзали родину интервенты, разруха и голод делали свое дело.
Поэт видел опустевшие села, незасеянные поля, черные паутины трещин на опаленной засухой земле, и сердце его сжималось от боли. А потом надо было залечивать раны, ломать старый уклад деревенской жизни, посадить крестьянство на «железного коня». Видя все это, Есенин с горечью восклицал:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли!
Слайд 18
Испытывая острое разочарование, поэт начинает проклинать «железного коня»
- город с его индустрией, который несет гибель милой
сердцу поэта деревне, начинает оплакивать старую, уходящую Русь. Ему казалось, что революция принесла крушение его милой деревне, все это нашло отражение в стихотворении «Сорокоуст». Мучительным был для Есенина разрыв с прошлым. Не сразу он мог понять то новое, что входило в жизнь страны. В этом заключалась та тяжелая душевная драма, о которой писал поэт в стихотворении «Русь уходящая».
Слайд 19
. Он испытывает горькое чувство обиды за то,
что в родных местах он словно иностранец, но эта
обида уже на самого себя. Сам виноват, что не пел новых песен, сам виноват, что его в деревне не принимают за родного. Однако в том и состоит величие Есенина, что он смог возвысится над личной судьбой, не утратил перспективу развития. Поэт чувствует, что у новых людей иная жизнь и все-таки благословляет её независимо от своей личной судьбы. Еще более определенно заявляет Есенин о своих новых взглядах в стихотворении «Неуютная жидкая лунность». Уже не Русь уходящую, а Русь советскую хочет воспевать поэт. Ему теперь уже не милы «лачуги», «песни таежные», «очажный огонь», потому что все это связано с нашей Россией, с «бедностью полей». Он хочет видеть Русь «стальную», уже предвидит мощь родной страны.
Слайд 20
Мужественная, самозабвенная любовь к родине помогла поэту находить
свой путь к большой правде века.
Слайд 21
Сергей Александрович Есенин прожил всего
тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим.
Есенин любил эту землю, он не желал другой. На этой земле и для неё он родился. Людям этой земли он дарил самоцветы своей души. Поэт любил так, как мог любить только поэт – нежно, страстно и больно. От злобы людской, от жестокости он уходил в себя, царапая и раня душу равнодушием и опустошенностью. Умел дружить, прощать, но умел и ненавидеть. Был жесток и зол ко злу, но добр и понятлив к добру.
Заключение
Слайд 22
Проанализировав все факты, я пришла к следующим выводам.
Во-первых, «отношения» Есенина и России были сложными, порой противоречивыми.
В конце жизни он чувствовал себя лишнем в этой новой России. Во-вторых, сделав анализ распространенности красочно-цветовых эпитетов и определений, для меня стало ясно, что поэзия Есенина, это не просто стихи, это радуга, эта яркая картина жизни. Цветопись помогает глубже понять смысл стихотворения, погрузиться в мир эмоций автора.
Слайд 23
У каждого из нас в
жизни бывают минуты, когда хочется отойти от текущих проблем
и погрузиться в другой неспокойный и волнующий мир - мир поэзии. И, открыв томик стихов любимого поэта, мы начинаем «чувствовать и мыслить по-иному», вживаться в те проблемы, которые волновали поэта. А если посидишь с книгой подольше, то возникает ощущение, что ты стал соучастником какой-то неведомой тайны, чьей-то неизвестной жизни, и все глубже твоя душа проникает в стихотворения и вступает в диалог с душой поэта, которая неизменно живет в его стихах. И хочется узнавать и открывать для себя новые черты его характера, приблизиться через его образы к самому поэту.