Слайд 2
И. А. Бунин не наделяет своего героя
именем, потому что его образ типичен. Ему пятьдесят восемь
лет, но он только что начинает жить, потому что долгие годы «лишь существовал», занимаясь только одним — приумножением собственного капитала.
Писатель подчеркивает, что никто из окружавших героя людей (ни богатые туристы, ни прислуга) не заинтересовался этим человеком хотя бы настолько, чтобы узнать его имя и историю.
Для всех он просто «господин из Сан-Франциско.»
Слайд 3
Деньги – вот его главная цель в жизни.
Судьба героя не содержит никаких индивидуальных черт и оценивается
как «существование», противопоставленное «живой жизни».
Слайд 4
Портрет
Герой рассказа лишен у Бунина личностного начала: он
не имеет лица, о котором сказано лишь, что «в
нем было что-то монгольское. Дальнейшее «овеществляющее» описание образа подчеркивает его безжизненность: «серебряные усы», «золотые пломбы», голова, блестящая «слоновой костью» - словно речь не о живом человеке, а о маске.
Слайд 5
Материальное начало, мотив цены (стоимости) сопровождает развитие образа
героя, блеск золота приобретает символический характер: ...нижняя челюсть его отпала,
осветив весь рот золотом пломб; Хриплое клокотанье, вырывавшееся из открытого рта, освещенного отблеском золота, слабело...
«Смокинг и крахмальное белье очень молодили господина из Сан-Франциско».
Слайд 7
Семья
У Господина из Сан-Франциско была жена, которая «никогда
не отличалась особой впечатлительностью, и дочь: «высокая, тонкая, с
великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть припудренных...»
Слайд 8
Семья не прибавляла счастья главному герою, даже в
путешествие он отправляется для того, чтобы «вознаградить за годы
труда прежде всего себя; однако рад был и за жену с дочерью».
Слайд 9
Отношение к деньгам
Деньги правят миром. Деньги могут все.
Именно так думает господин из Сан-Франциско. Деньги для него
цель жизни. Господин из Сан-Франциско всегда был убежден, что удовольствие можно купить. Но он ошибся. Покупая дорогие сигары, лучшие номера, компанию «высшего света», он не сумел купить того, что ему действительно нужно – счастья. Он не привык к радостям, все время откладывая жизнь на потом. Он ходит в театры не потому, что ему хочется насладиться представлением, а потому, что другие так делают. Он ходит в храмы не для того, чтобы полюбоваться их красотой и помолиться, а потому, что так надо.
Слайд 10
Церкви для него – пустота, однообразие, место, где
нет слов, а, следовательно,– скучно. Он недоволен и раздражителен,
потому что не понимает радостей других людей. Ему кажется, что надо только сменить место, и ему будет лучше, что виноваты погода, город, но не он сам.
Слайд 11
Речь
В рассказе нет развернутой речевой характеристики
героя, крайне редко передается и его внутренняя речь, почти
не изображается его внутренняя жизнь. Значимо отсутствие прямых внутренних монологов героя, свидетельствующее об ограниченности его внутренней жизни. Проблеск чувства возникает в связи с темой мистического сна – знака приближающейся смерти, но моментально гаснет. Парадоксально, что единственным событием, выделившим господина из толпы, стала его смерть – неизбежная для любого, но воспринятая окружающими как бестактность, испортившая им вечер и сразу изменившая социальный статус господина