Слайд 2
Николай Семенович
Лесков
(1831-1895)
Слайд 4
Кукрыниксы – это общий псевдоним трех художников (М.В.Куприянова,
П.Н.Крылова, Н.А.Соколова)
Фронтиспис – главная иллюстрация. Здесь – портретное изображение
главного героя - Левши
Слайд 5
Вопросы и задания
1.Всмотритесь в иллюстрацию. Почему на фронтисписе
художники поместили портрет Левши?
2.Как представлен Левша на обобщенном портрете,
созданном художниками?
Обратитесь к тексту сказа Лескова и назовите рассредоточенные в произведении черты внешности героя, которые нашли отражение на рисунке.
Чем руководствовались иллюстраторы, воссоздавая одежду тульского оружейника?
Слайд 6
Художники передали не только сюжет лесковского сказа, но
и оттенки взаимоотношений его героев.
Здесь сцена посещения кунсткамеры государем
и Платовым. «Аболон полведерский» (Знаменитая статуя Аполлона Бельведерского – символ всего светлого и благородного дана в сказе в искаженном названии, из народного языка, что придает ноповторимый колорит всему языку сказа и вызывает улыбку читателя)
Ко 2 главе
Слайд 7
Вопросы и задания
1.Какие детали текста первой и второй
глав сказа перенесли художники иллюстрацию, воссоздающую обстановку кунсткамеры?
Какое
впечатление произвела кунсткамера на государя и Платова?
Как герои изображены на иллюстрации?
В чем причина «перемолвки» государя и Платова во время осмотра главного зала кунсткамеры? Как Платов «сконфузил» англичан?
Слайд 8
2.Какими словами из текста 2 главы можно подписать
иллюстрацию
3.Сопоставьте иллюстрацию Кукрыниксов с иллюстрацией ко второй главе Н.В.Кузьмина
в учебнике. Какая иллюстрация вам особенно понравилась и почему?
Слайд 9
Рисунки Кукрыниксов заставляют читателя улыбнуться: их иллюстрациям зачастую
присущи черты карикатурности, которая достигается нарочитым нарушением пропорций действующих
лиц, заостренностью деталей внешности.
Слайд 10
1.Подумайте, чем вызван карикатурный характер рисунков.
В какой
мере он отвечает манере сказового повествования? Часто ли вы
улыбались, читая «Левшу»? Всегда ли безобиден смех писателя?
Слайд 11
2.Как изображены на иллюстрации герои произведения?
Как переданы
настроения и поведение главных и второстепенных действующих лиц произведения?
Слайд 12
Худ. А.Г Тюрин. «Платов на «досадной укушетке»
Рисунки А.Г.Тюрина
созданы для мультфильма «Левша» (1965) Художник в поисках стиля
обратился к русскому народному лубку.
Лубочные картинки зачастую наивные, но понятные простому человеку и всегда с сопроводительными надписями. В ярком образном языке народных картинок, искрящихся юмором, художник увидел созвучие стилю лесковского сказа.
Здесь – донской казак Платов, лежащий на «досадной укушетке»
К 3 главе
Слайд 13
1.Какие чувства вызывает у вас рисунок художника, сочетающий
изображение и текст?
Сопоставьте рисунок А.Тюрина с заключительными строками
3 главы произведения.
В чем художник следовал тексту?.
Какие детали придуманы художником как комментарий произведения?
Можно ли сказать, что эти комментарии (надписи) в целом не противоречат тексту лесковского сказа?
Слайд 14
2.В каких главах повести упоминается платовская
«укушетка»? Почему «досадная»? Почему в 19 главе слово «укушутка»
лишено привычного эпитета?
3Сопоставьте изображение Платова на «досадной укушетке» на рисунке Тюрина и на иллюстрации Кузьмина в учебнике. Какой ритсунок произвел на вас наибольшее впечатление и почему?
4.Пользуясь текстом лесковского сказа, составьте короткий рассказ «Платов и «досадная укушетка». Используйте в своем рассказе образы, созданные иллюстратором.
Слайд 15
Внимание художника Кузьмина сосредоточено не только на выборе
эпизодов для иллюстрирования, но и на внешности действующих лиц.
Кузьмин хотел, чтобы читатель безошибочно «узнавал» героев лесковского сказа.
В поведении тульских мастеров, которые взялись выполнить государев заказ и «на которых теперь почивала надежда нации», нас покоряет чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, ответственность за порученное дело, решительность и твердость духа. Нравственную опору для большого и трудного дела они находят в «церковном благочестии» (гл.7)
Слайд 16
1.Всмотритесь в рисунок Кузьмина. Подберите из текста седьмой
главы различные варианты подписи к иллюстрации.
2.Найдите в тексте 6
и 7 глав детали портретной характеристики Левши. Как они воплощены в иллюстрацих ?
Слайд 17
На рисунке – деревня и дом Левши на
переднем плане, из трубы которого поднимается сизый дым Исчерпывающая
ясность и конкретность, которые свойственны лубочным картинкам, подсказывают художнику надписи. Рисунок полон движения: «бегут», «еще бежит». Иллюстрация хоть и полно мягкого юмора, но заставляет вспомнить язвительное замечание писателя в конце 8 главы:»Так в тогдашнее время все требовалось в аккурате и в строгости…» (прочитайте по тексту). «Потная спираль» как бы охватывает всех героев сразу.
Гл.8, 9
Слайд 18
1.Что показалось вам неожиданным в рисунке А.Тюрина к
8 главе?
2.Лесков всегда находит смешное в серьезном предмете и
преподносит читателю неожиданности, которые радуют, а порой и озадачивают.
Художник следует за писателем. Какие изобразительные средства использует художник , передавая события 9 главы?
Слайд 19
Н.В.Кузьмин. Мастера несут Платову шкатулку с аглицкой стальной
блохой
Откликаясь на события 9 главы, художник представляет читателю групповой
портрет тульских мастеров, которые «взялись поддержать Платова и с ним всю Россию». Чувствуется авторское отношение к героям лесковского сказа.
Слайд 20
1.Прочитайте последний абзац 9 главы. В какой мере
рисунок художника вторит её заключительным словам?
2.Что утверждает Кузьмин своим
рисунком?
Слайд 21
Это рисунок сходен с иллюстрацией к 3 главе.
Это нам помогает сопоставить ои отношение каждого из государей
к английской блохе. Однако вера второго государя, Николая Павловича, в возможности русских людей продиктована его тщеславием, самоуверенностью, стремлением к саутверждению. Английская блоха, подвергнутая «русским пересмотрам».олицетворяет для государя верноподданическую преданность ему народа.
Слайд 22
Вопросы и задания
1.Рассмотрите иллюстрацию художника Кукрыниксов к 13
главе. Какие слова лесковского сказа заставляют вспомнить рисунок художников?
Как изображен государь на иллюстрации? Что стремятся сказать читателю своим рисунком художники?
2.Почему Кукрыниксы ввели в иллюстрацию изображение царедворцев и Платова? О чем говорят позы царских вельмож? Как изображен на рисунке Платов?
3.Сопоставьте иллюстрации к 3 и 13 главам, изображающим Александра и Николая Павловичей, разглядывающих блоху. Что общего в построении рисунков? Что различного? Как передано поведение Платова на обеих рисунках?
4Расскажите, чем отличается отношение к стальной блохе Александра Павловича и Николая Павловича? Используйте в рассказе самобытные, меткие слова и выражения писателя.
Слайд 23
Читая «Левшу». Мы постоянно чувствуем писательскую иронию. Она
то добродушна, снисходительна, то грустна и печальна. Но «мягкая»ирония
Лескова часто переходит и едкую сатиру, когда он, развивая тему талантливости народа, высказывает мысль о бесправии русского человека, о крепостничестве. Художники средствами рисунка тоже пытаются передать писательскую иронию (карикатурность позы государя, фигура императора кажется деревянной, негнущейся, головной убор тяжеловесен – прием гиперболы)
Гл.13
Слайд 24
Как изображен на иллюстрации Левша? Какие детали его
словесного портрета отображены на рисунке?
Какие черты характера Левши
художник, по-вашему, стремился передать на иллюстрации?
Слайд 25
1.Эта иллюстрация воспринимается как собирательный зрительный образ всей
15 главы. Лейтмотивов главы является и преклонение англичан перед
мастерством Левши, и мысль о русской отсталости, сковывающей силы народа, и приверженность таких вот левшей к своей родине. Здесь персонажи – в «пищеприемной комнате»
К главе 13
Слайд 26
1.Каким изображен Левша на иллюстрации? Вспомните, во что
был облачен Левша перед поездкой в Англию? С какой
целью свидетельствует поза Левши?
2.Как изображены на иллюстрации англичане? Какими словами из текста 15 главы руководствовался художник, изображая англичан?
3.Оружейникам, действительно, удалось сотворить чудо – подковать «нимфозорию». И тем не менее их превосходство не абсолютно. Согласны ли вы с таким утверждением? Почему?
Слайд 27
Участь Левши, «великого маленького человека», трагическая.Откликаясь на события
19 главы, художник Кузьмин изображает мертвого Левшу («человечкину душу»),лежащего
на полу не больницы, а на брусчатке возе дворца. Нет сомнения, что художник внимательно читал повесть. Почему же он предпочел разместить на рисунке смерть Левши так?
Слайд 28
1.Что утверждает художник своей иллюстрацией?
2.Иллюстрации
каких художников, с которыми вы познакомились сегодня на уроке,
вам особенно понравились? Почему?
3.Прочтите заключительную главу произведения. Почему в подзаголовке повесть названа «сказом», а в последней главе «легендой»? Какую мысль утверждает писатель в заключительной главе произведения?
Вопросы и задания