Слайд 2
Вступление
Может быть «введением» в художественный мир поэта, определять
особенности творчества поэта, своеобразие лирического героя.
Может быть «тематическим»:
определять особенности звучания данной темы в лирике поэта, давать представление об эволюции данной темы в его творчестве.
Слайд 3
Может быть «биографическим»: рассказывать об истории создания стихотворения,
о тех обстоятельствах жизни и творчества поэта, которые сыграли
роль в создании стихотворения.
Может быть «лирическим»: вы можете поделиться своими размышлениями о том, что даёт человеку встреча с прекрасным поэтическим произведением, «диалог» с поэтом при чтении его стихов.
Слайд 4
Стихотворение А.С.Пушкина
«К Чаадаеву»
Читая стихи Пушкина, мы не только
попадаем под обаяние его изумительного поэтического дара, но и
открываем для себя особый талант этого поэта — талант дружбы. Стихотворения, посвященные дружбе, занимают особое место в его творчестве. Глубокое чувство дружбы зародилось у Пушкина в счастливые лицейские годы, где он впервые проникся духом братства и товарищества, где встретил близких по духу людей, дружбу с которыми пронес через всю жизнь. Это И. Пущин, А.Дельвиг, В.Кюхельбекер и многие другие. Дружба не раз спасала поэта от одиночества и тоски, поддерживала его веру в людей, делала окружающий мир прекраснее.
Слайд 5
Основная часть
Восприятие. Попытайтесь описать собственные ощущения, эмоции, возникающие
при чтении стихотворения. Обратите внимание на общее настроение стихотворения,
на его эмоциональный фон, на ряд ассоциаций, возникающих при чтении, на звуковую и цветовую «палитру» стихотворения.
Слайд 6
Истолкование. Ваша задача – выполнить анализ стихотворения, чтобы,
опираясь на текст стихотворения, понять его суть, выявить авторскую
концепцию.
Слайд 7
Стихотворение «К Чаадаеву» начинается строчками, в которых Пушкин
вспоминает о беззаботной юности:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас
обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Мы видим, как замечательно передает поэт ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходит время расстаться с наивными мечтами и иллюзиями детства. Это стихотворение написано в форме послания к приятелю. Чаадаев – друг Пушкина, офицер, философ, член революционного общества «Союз благоденствия». Нельзя не обратить внимания на то, что в этом стихотворении интимная лирика сливается с политической и гражданской:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Слайд 8
Примерный круг вопросов для анализа:
1.Поразмышляйте над смыслом
названия стихотворения (Какие ассоциации вызывает название? Какое настроение создаёт?
Какие ожидания вызывает у читателя? Как связано с содержанием стихотворения?).
2.Определите особенности жанра, если это необходимо. Как эти особенности проявляются в стихотворении?
3.Определите тему стихотворения, если вы не обозначили её во вступлении.
4.Охарактеризуйте композицию стихотворения (На какие части делится или можно условно разделить текст, как связаны части друг с другом, чем различаются).
Слайд 9
Тема
Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит в
стихотворении «К Чаадаеву».
Слайд 10
Особенности жанра
Каков его жанр? П о с л
а н и е . Дружеское послание – распространенный
в те времена жанр; Пушкин к нему часто обращался, и в данном случае он вполне соответствует тону интимности и искренности, но, разумеется, «послание» вовсе не означало, что стихотворение предназначалось только для того лица, к которому обращалось. Оно рассчитано на широкий круг читателей. Отметим, что в дружеском послании поэт ставит большую патриотическую и революционную тему: любовь к родине и революционное служение ей воспринимается в единстве личных и общественных интересов. Образ поэта, отраженный в послании, прекрасен силой и непосредственностью патриотического чувства, поэтически выраженного.
Слайд 11
Особенности композиции
Стихотворение "К Чаадаеву" распадается на три
части:
1) первые четыре стиха,
2) от стиха "Но в
нас горит еще желанье" до "Минуты верного свиданья" и
3) от "Пока свободою горим" до конца. При переходе от части к части настроение меняется.
Слайд 12
Первая часть выдержана в стиле и интонации
печальной элегии. Лирический герой романтической элегии - печальный, разочарованный
человек, утративший веру в счастье и людей. Чаадаев тоже был не чужд разочарованности. Не случайно Пушкин в первой главе "Евгения Онегина" сравнил своего героя с Чаадаевым.
Слайд 13
Вторая часть начинается с резкого смыслового и
интонационного контраста. Не случайно он открывается противительным союзом но.
В центре стоит образ человека, полного страстей, с кипучей энергией и силой чувств. Он противостоит разочарованному, печальному человеку с "преждевременной старостью души". Элегия превращается в мажорное лирическое стихотворение. Для того чтобы передать силу чувств своего героя, Пушкин строит вторую часть на развернутой метафоре - сопоставление жажды свободы и страстной любви.
Слайд 14
Автор вводит в свое стихотворение энергичные
выражения "горит желанье", "нетерпеливою душой». Пушкина смело вводит политическую
лирику любовные образы: "томленье", "любовник молодой", "минуты верного свиданья". В лексико-стилистическом обзоре стихотворения мы уже говорили о том, что фразеологизм "горит желанье" в пушкинскую эпоху обычно встречался в любовной лирике, обозначая страстное чувство. Сопоставление "горит желанье" и "свободою горим" придавало ему совершенно новое, необычное в то время значение. Одновременно политическая лирика становилась интимной по интонациям, избавлялась от декламационного холода торжественной поэзии.
Слайд 15
Третья часть представляет собой обращение к Чаадаеву, прямой
призыв к борьбе. Пушкин призывает Чаадаева сохранить надежду на
будущее освобождение России.
Стихотворение кончается верой в грядущую славу, завоеванную в бою ("На обломках самовластья напишут наши имена"). Таким образом, начало стихотворения отвергает любовь, надежду и тихую славу, а вторая и третья части восстанавливают в правах любовь, надежду и бурную славу.
Слайд 16
5.Определите ключевые образы каждой части, основные художественные средства
их создания:
- лексические (многозначные слова, синонимы, антонимы, стилистически
окрашенная лексика, архаичная лексика, тропы и т.д.);
- фонетические (звукопись: аллитерация и ассонанс);
- словообразовательные (слова с суффиксами эмоциональной оценки, авторские неологизмы, приёмы семантизации морфем, морфемного повтора и т.д.
- морфологические (обилие глаголов придаёт тексту динамичность, обилие прилагательных – живописность; частиц, междометий – эмоциональность и т.д.);
- синтаксические (структура и размер предложений, стилистические фигуры и т.д.);
- особенности ритма, стихотворного размера, рифмы, способа рифмовки, строфики.
Слайд 17
Перечтем первое четверостишие:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго
тешил нас обман… и т. д.
Как понять эти
строчки? Очевидно, первая строфа говорит о мирных наслаждениях жизни, о надеждах на счастье, о литературной славе, славе мирной, тихой. Именно в таком смысле следует понимать эпитет «тихая», который нередко кажется учащимся «неподходящим» к слову «слава». Но эти надежды на тихое, мирное счастье исчезли. «Дней александровых прекрасное начало» уже отошло в прошлое. Надежды на либеральные реформы не осуществились. В условиях прлитического гнета, бесправия и произвола мирное счастье, «тихая слава» невозможны. Отмечаем простое, но сильное сравнение: «Как сон, как утренний туман». Ни от сна, ни от утреннего тумана, действительно, ничего не остается. На смену устремлениям к мирному личному счастью приходят гражданские чувства, желанья, связанные с политической борьбой.
Читаем вторую строфу. Обращаем внимание на два образа, возникающие в ней: «власть роковая» и «отчизна». В сопоставлении этих двух образов возникает лаконично выраженная, глубоко трагическая тема тяжелого положения родины, народа под гнетом «роковой власти» всего четыре коротких стиха, но в них большой внутренний подтекст: у читателя возникает мысль и о крепостном рабстве, и о военных поселениях, и о жестоких расправах с поднимающимся народом. Отмечаем силу эпитета «роковая» власть. В данном контексте он значит: жестокая, бесчеловечная. Родина названа «отчизной», т. е. отобрано из ряда возможных синонимов то слово, в котором есть оттенок сердечности, интимности. В разобранной строфе поэт сказал:»Но в нас горит еще желанье». Он говорит не только о себе, но выражает чувства и мысли многих. О каком желании он говорит?
Перечитываем следующую строфу, из ее содержания это желание определяется: наступление «минуты вольности святой». О чем говорит слово «минута»? О быстром осуществлении «вольности», очевидно, о победе дела освобождения путем революционной борьбы. Что означает в данном контексте эпитет «святой»? Высокое понимание слова «вольность». Сравнение «как ждет любовник молодой минуты верного свиданья» подчеркивает и искренность и силу нетерпения, и уверенность в осуществлении затаенного желания(«верное» свиданье).
Слайд 18
Вообще, стихотворение включает целый ряд слов, характерных
для политической лексики эпохи: «отчизна», «власть», «самовластье», «честь», «свобода».
Отметим еще, что такие слова высокого литературного ряда, как «внемлем», «упованье», «вспрянет», вполне соответствует высокому пафосу, которым проникнуто все послание.
Отметим, что в дружеском послании поэт ставит большую патриотическую и революционную тему: любовь к родине и революционное служение ей воспринимается в единстве личных и общественных интересов. Образ поэта, отраженный в послании, прекрасен силой и непосредственностью патриотического чувства, поэтически выраженного.
Слайд 19
Заключение
Должно содержать оценку поэтического текста. (Какое место занимает
это стихотворение в творчестве поэта, в русской поэзии? Каково
общечеловеческое, философское звучание стихотворения? Почему данное стихотворение по праву считается шедевром? Что дало вам знакомство с лирикой поэта и с данным стихотворением?)
Слайд 20
В конце стихотворения Пушкин открыто говорит о
том, каким ему видится будущее родины. Верить в
светлое завтра, в свободную страну он призывает и читателя, так как сам горячо верит, что «Россия вспрянет ото сна», а героями-освободителями станут его друзья:
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!