Слайд 2
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы
напрягая,
Мужала с гением Петра
А.С.Пушкин
Становление русской государственности
Слайд 3
1. Характеристика России в Петровскую эпоху.
2. Почему литературе,
образованию в эту пору уделялось повышенное внимание?
Слайд 4
В начале XVIII веке, в Петровскую эпоху, Россия
стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной
и культурной жизни. Эти преобразования привели к централизации самодержавной государственности. В это время укрепилась независимость России, возросла ее военная мощь, произошло культурное сближение державы со странами Европы и усилилось ее влияние на европейской арене.
Слайд 5
Русские монархи, в особенности Петр I и
Екатерина
II, отчетливо понимали, что двинуть страну вперед, разрушить косные
патриархальные порядки застарелые суеверия, создававшие помехи росту материальных ценностей и новым общественным отношениям, утвердить новые светские государственные и моральные нормы и понятия можно только с помощью образования, просвещения, культуры, печати. В этой связи литературе уделялось исключительное внимание.
Слайд 6
X – XVII вв. древнерусская литература
XVIII в. русская литература
XIX в. русская классическая литература (золотой век русской литературы)
литература XX века
Периоды развития русской литературы
Слайд 7
Особенности древнерусской литературы
- Древнерусская литература описывала различные исторические
события – походы князей, сражения против печенегов и половцев,
битвы князей за киевский престол.
- Древнерусская литература отличается высокой духовностью.
- Главный интерес сосредоточен на жизни человеческой души, на воспитании и совершенствовании нравственного начала в человеке.
- Древнерусская литература носила исключительно исторический характер, не допуская художественного вымысла.
- В центре внимания писателей – князья, бояре, воеводы, священнослужители высокого сана.
- Древнерусская литература всегда соблюдала этикет – этикет миропорядка («как должен был совершаться ход событий»), этикет поведения («как должно было вести себя действующее лицо»), этикет словесный («какими словами должен описывать писатель совершающееся»).
Слайд 8
Классицизм как литературное направление возник в странах Западной
Европы и соотнесен с процессом создания единых национальных государств.
Идея
гражданского служения становится всеобъемлющей. Необходимость упорядочения жизни в таком государстве приводит к нормированности в искусстве, следованию определенным правилам и подражанию признанным (в основном античным) образцам.
Причины возникновения классицизма
Слайд 9
Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в
европейской литературе и искусстве начала века, одной из важнейших
черт которого явилось обращение к образцам античной литературы и искусства как эстетическому эталону.
Слайд 10
Главной идеей развития литературы в эпоху классицизма стал
пафос государственного строительства и преобразований.
На первый план в
литературе выдвинулась высокая гражданско-патриотическая поэзия и обличительно-сатирическая критика пороков общества и государства, обстоятельств и людей, мешавших прогрессу.
Слайд 11
Особенности литературного направления
Герои классицистических произведений
- Герои классицистических
произведений обладали доминирующей чертой характера, делились исключительно на положительных
и отрицательных.
- Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются.
- Каждый герой – носитель какой-нибудь черты, что отражается в «говорящих» фамилиях
Слайд 12
Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий,
Но
строгой логике от вас в театре ждут;
В нем властвует
закон, взыскательный и жесткий.
Вы новое лицо введете на подмостки?
Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остается он самим собой.
(французский теоретик литературы Н. Буало)
Слайд 13
2. Эстетика классицизма
Принцип трех единств:
- Единство времени
(действие развивается не более суток);
- Единство действия (одна сюжетная
линия, количество действующих лиц ограничено (5-10);
Единство места (автор не должен переносить действие из одного места в другое).
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке;
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.
Н. Буало
Слайд 14
Строгая иерархия жанров:
Для произведений классицизма характерно строгое
деление жанров на
низкие
высокие
Трагедия, эпопея, ода, героическая поэма
Комедия, сатира,
басня, песни эпиграмма (короткое сатирическое произведение),
Слайд 15
Каждый жанр имеет свои законы
Не допускалось смешение жанров
Слайд 16
Особенности русского классицизма