Слайд 2
(Christopher Marlowe, 1564-1593)— Одним из самых талантливых представителей
«университетских умов» был драматург Кристофер Марло. Марло родился в
семье мастера цеха сапожников и дубильщиков. Ему удалось окончить грамматическую школу, а затем Кембриджский университет, что было непросто для человека демократического происхождения. После получения степени магистра Марло отказывается принять духовный сан и становится драматургом. Он создал ряд выдающихся реалистических трагедий.
Кристофер (Кит) Марло (Марлоу)
Слайд 3
Марло внёс большие изменения в английскую драму. Он
первым сделал попытку придать драме внутреннюю стройность и психологическое
единство.
Марло видел подлинные истоки трагического не во внешних обстоятельствах, определяющих судьбу персонажей, а во внутренних душевных противоречиях, раздирающих исполинскую личность, поднявшуюся над обыденностью и расхожими нормами.
Слайд 4
Как гуманист-радикал Марло смело выступал против феодальных установлений,
религиозного мракобесия, макиавеллизма в политике, боролся за торжество идеалов
гуманизма . Культура английского Возрождения не знала такого решительного и мужественного защитника интересов личности, каким был ученый-гуманист Кристофер Марло.
Однако позиция Марло несет в себе противоречивые черты. Герои его трагедий обнаруживают не только бунтарскую силу, волю и разум, но и патологические страсти (кровожадность Тамерлана, развращенность Эдуарда II).
Слайд 5
Как создатель поэтической философско-психологической трагедии Марло явился
непосредственным предшественником Шекспира
Значение Кристофера Марло в истории ренессансной
драмы огромно. Он сделал драму подлинно поэтическим произведением, ввел в нее белый стих,
выражающий сложность переживаний героев и многообразные оттенки их возвышенной, патетической речи
Слайд 6
Трагическая история доктора Фауста
Слайд 7
Драма Марло «Трагическая история доктора Фауста» (The Tragicall
History of Dr. Faustus, 1589) написана на основе мотивов
народной книги о Фаусте, опубликованной в 1587 г. Иоганном Шписом во Франкфурте-на-Майне. Марло пользовался английским переводом книги. В центре трагедии - образ ученого Иоганна Фауста, который, разочаровавшись в современных науках и богословии, ищет новых способов познания тайн мироздания и новых средств достижения могущества.
Слайд 8
Ученый из Виттенберга хочет обрести такие способности, которые
дали бы ему возможность познать неизведанное, испытать недоступные наслаждения,
достигнуть безграничной власти и огромного богатства. Ради всего этого Фауст готов преступить дозволенное, предаться черной магии, которая открыла бы доступ к силам тьмы. Фауст заключает сделку с владыками ада - Люцифером, Вельзевулом и Мефистофелем: двадцать четыре года он будет всемогущ с помощью Мефистофеля, а потом станет навсегда жертвой адских мучений
Слайд 9
Мечтам Фауста Мефистофель
противопоставляет трезвую
правду жестокой реальности:
Единым местом
ад не ограничен,
Пределов нет ему; где мы, там ад;
И там, где ад, должны мы вечно быть.
(Пер. Е. Бируковоп)
Своеобразен характер Мефистофеля.
Он предстает не как исчадие
ада, а как падший ангел, с сочувствием
относящийся к Фаусту,
которому уготована сходная судьба.
Слайд 10
В пьесе о Фаусте есть еще отзвуки средневекового
моралите. Так, в одной из сцен появляются аллегорические фигуры
семи смертных грехов: Гордости, Алчности, Ярости, Зависти, Чревоугодия, Лености, Распутства.
Слайд 11
Высокого трагического пафоса исполнен последний монолог доктора Фауста.
Ученый-гуманист, в отчаянии сознающий близкую гибель, заклинает силы природы
изменить неотвратимый ход времени. Но время необратимо, и человек с отважным умом неизбежно приходит к своему роковому концу. Еще в начале первого акта, говоря о «доброй и злой» судьбе Фауста, хор сравнивает его с Икаром, который
...ринулся в запретные высоты
На крыльях восковых; но тает воск -
И небо обрекло его на гибель.
Слайд 12
Пьеса о докторе Фаусте - это философско-психологическая трагедия,
раскрывающая внутреннюю борьбу ученого-гуманиста, который стремится к неограниченной свободе
личности, но сознает, что это чревато разрывом с людьми, одиночеством и гибелью.
Слайд 13
Драма Марло «Трагическая история доктора Фауста» явилась
образцом, которым воспользовался Гёте в своем поэтическом пересоздании народной
легенды о докторе Фаусте
Слайд 14
1897 — Фауст и Маргарита / Faust et Marguerite —
фильм Жоржа Мельеса
1897 — Кабинет Мефистофеля / Le Cabinet
de Méphistophélès — фильм Жоржа Мельеса
1903 — Гибель Фауста / La damnation de Faust — фильм Жоржа Мельеса
Экранизации:
Слайд 15
1903 — Фауст в аду / Faust aux enfers —
фильм Жоржа Мельеса
1911 — Фауст — фильм Сесиля Хепуорта
1919 —
Фауст — фильм производства РСФСР
1926 — Фауст / Faust — Eine deutsche Volkssage — Фильм Ф. Мурнау