Слайд 2
План
Современная интерпретация творческого наследия А.М. Горького.
Начало литературной деятельности
писателя.
Романтические рассказы Горького (проблематика и поэтика).
Социально-философская проблематика пьес "Мещане"
и "На дне".
Традиции и новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ.
Последний период творчества Горького.
Слайд 4
Имя Горького знакомо любому школьнику. Горький – это
«буревестник революции», певец гордых и сильных героев, первооткрыватель образа
рабочего-революционера. Если судить по горьковским произведениям школьной программы («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «На дне», «Мать»), то «основоположник социалистического социализма», одним из первых радостно возвестил о неизбежности революции, восторженно принял ее; и прошел путь как «великий пролетарский художник
Слайд 5
Поистине громом среди ясного неба прозвучало появление –
уже в годы перестройки – книги Горького «Несвоевременные мысли»,
остававшейся более 70-ти лет советской власти под строжайшим запретом, книги, содержащей его «заметки о революции и культуре 1917-1918 гг.». Такое возвращение Горького оказалось на редкость своевременным.
Слайд 6
В «Несвоевременных мыслях» хорошо известный Горький предстает в
обличие, совершенно непривычном для нас, - критика Ленина, обличителя
революции, советской власти, предсказателя грядущих народных бедствий.
Слайд 7
Жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой
и писал он про горькую участь обездоленных… И этот
символический псевдоним впервые появился под рассказом «Макар Чудра», в Тифлисе, газете «Кавказ» 12 сентября 1892 г.
Слайд 8
Первые литературные опыты Горького относятся к ранней юности,
когда он, подражая народной песне, начал писать стихи. Со
временем образцами для него стали романтические произведения Пушкина, Лермонтова, Гейне, а также поэзия Некрасова и Шевченко.
Слайд 9
Первым критиком и учителем юного писателя был В.Т.
Короленко, прочитавший в 1889 г. рукопись поэмы «Песнь старого
дуба», написанной стихами и ритмической прозой, а также несколько стихотворений. Художественный уровень этих произведений был невысок, об этом Короленко прямо, но с большим тактом сказал молодому поэту. После этого Горький около двух лет ничего не писал, а тетрадь со стихами и поэмой сжег.
Слайд 10
Первый рассказ А.М. Пешкова (1868-1936) «Макар Чудра», подписанный
псевдонимом М. Горький, появился 12 (24) сентября 1892г. в
тифлисской газете «Кавказ». Затем началась напряженная работа в периодической печати.
Слайд 11
На рубеже XIX - XX веков в связи
с промышленными и совхозными кризисами армия безработных значительно увеличилась,
став объектом изучения литераторов. Внимание Горького привлекли не «экзотика» босяцкого быта, не сами трущобы, а причины, которые приводили людей туда. И это совершенно преобразило старую в литературе тему, старых героев. Горьковские босяки – продукт брожения, выражение стихийного протеста, зреющего в народной среде. Уход в босяки, бродяги означал несмиренность, нежелание мириться с участью рабов.
Слайд 12
В изображении Горького босяки (рассказы «Челкаш», «Мальва») –
не отвергнутые, а отвергавшие люди. Им противно стяжательство, мещанская
тяга к сытости, суженности сферы проявления человеческой личности. Это вольнолюбцы, которым «хоть голодно, да свободно».
Слайд 13
Едва ли не всем с детства знакомы романтические
образы горьковских легенд, сказок, «песен», аллегорий, исторических сказаний. Их
отличительная черта – гордая непокорность судьбе и свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой, сильный и смелый, любит ничем не стесняемую свободу, без которой нет для него подлинного счастья и которая нередко дороже ему самой жизни. («Макар Чудра», «Старуха Изергиль» и др.)
Слайд 14
В канун 1900 г. Горький выступил с романом
«Фома Гордеев». В «Анне Карениной» Толстого говорилось, что все
переворатилось, но еще не уложилось в пореформенное время. В «Фоме Гордееве» изображено начавшееся «укладывание». Будучи участником народнических кружков в 80-х гг., Горький критически отнесся к учению народников, но отзвуки его воздействия все же можно найти в ранних произведениях писателя, таковы, например, мотивы жертвенности в легенде о Данко, «Песне о Соколе». Роман «Фома Гордеев» свидетельствовал об изжитости подобных увлечений.
Слайд 15
Свои большие вещи (от «Фомы Гордеева» до «Жизни
Клима Самгина») Горький строил как романы-хроники, что позволяло ему
показывать не только развитие жизни человека во времени, как это делал в своих хрониках Н. Лесков, но и движение самого времени, как исторической категории. Герои оказывались соотнесенными с исторической поступью России.
Слайд 16
Пьесой «Мещане» (1901), а также написанной вслед за
ней «На дне» Горький начал жизнь драматурга.
Он создал около
20-ти драматических произведений.
Пьесы Горького сделали его, по словам Станиславского, «главным начинателем и создателем общественно-политической линии Художественного театра».
Слайд 17
Заглавие пьесы «Мещане» говорит о том, что Горький
обратился к теме мещанства. Писатель всегда ненавидел мещанство –
как сословное и этическое явление, как класс собственников, как низменный строй человеческой души. Страшная сила мещанства в его собственнических инстинктах, слепой подверженности старине, консерватизм мышления, ненависти ко всему новому.
Мир мещан – уродливый мир стяжателей, неумолимо жадных и жестоких, уродливых и самонадеянных, пропитанных ложью, лицемерием, ханжеством.
Слайд 18
Итак, основной конфликт пьесы «Мещане» – столкновение двух
мировоззрений, противостояние нового человека миру собственников. Попытки истолковать пьесу
как семейную драму, как изображение розни отцов и детей, встречали резкий отпор со стороны современной прогрессивной критики. Подобное истолкование противоречило замыслу автора.
Слайд 19
Новая пьеса Горького «На дне» (1902) – была
поставлена на сцене МХТ в один год с «Мещанами»,
в 1902 г. Успех пьесы объяснялся не только тем, что Горький впервые на сцене показал людей «дна», подвел итог ранее волновавшей его теме босячества, но и в этом главное – выступил против бесчеловечия, унижения человеческой личности. «На дне» - многолюдно, при этом каждый персонаж обладает своим жизненным опытом, своей социальной речью.
Слайд 20
В интервью автора «На дне», опубликованном в связи
со спорами о пьесе, было сказано: «Основной вопрос, который
я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский. Лука – представитель сострадания и даже лжи как средства спасения… Кто еще не изжился, тот протестует против лжи… Как бы горька и печальна ни была истина, но она нужнее, лучше «самой красивой лжи» (Саратовский листок, 1903, 12 июня). Таковы основные тенденции дооктябрьского творчества Горького.
Слайд 21
Замысел пьесы «Дачников» Горький объяснял так: «Я хотел
изобразить ту часть русской интеллигенции, которая вышла из демократических
слоев и, достигнув известной высоты социального положения, потеряла связь с народом, родным ей по крови, забыла о его интересах, о необходимости расширить жизнь для него».
Слайд 22
В эпопее «Жизнь Клима Самгина»широко показаны тщательно отобранные
писателем события эпохи: идейные схватки марксистов с народниками, Всероссийская
торгово-промышленная выставка, кровавые события Ходынки, первая русская революция во всей глубине её драматизма и мощи, империалистическая война, нарастание грозных событий 1917, которым завершается эпопея.