Слайд 2
Пессимизм и оптимизм великих литераторов
Писатели XVI-XVII веков не
идеализировали человека, вполне осознавали его слабости и пороки.
Они видели,
как эгоизм, страсть к наживе, жестокость продолжают царить в мире, и остро переживали это.
Но все же, несмотря ни на что, они хотели верить, что благодаря разуму и лучшим духовным качествам людей добро в мире восторжествует.
Слайд 3
Сквозные темы I половины «золотого века»:
Тема героя своего
времени
Тема пути, образ дороги
Тема «униженных и оскорбленных»
Гамлет
и Дон Кихот: «вечные» образы.
Слайд 4
Герой нашего времени
характер, выражающий собой сущность эпохи,
воплотивший в себе важнейшие ее черты: портрет, составленный «из
пороков всего поколения в полном их развитии»
Писатели по-разному рисовали образ героя: герой слова и герой дела, образ «лишнего человека».
Слайд 5
Онегин («Евгений Онегин»
А.С. Пушкина)
Печорин
(«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова)
Рудин («Рудин» И.С. Тургенева)
Обломов («Обломов» И.А.Гончарова)
Образы «Лишнего человека»
(странного)
Слайд 6
Общие черты
Происхождение – дворяне
Незаурядные
Одаренные от природы умом, талантом,
душой
Постоянно ищут себя
Слайд 7
Образ пути. Тема дороги.
«Слово о полку Игореве» -
основа сюжета дорога туда и обратно. Тема пути –
образ Родины: «О Русская земля! Ты уже за холмом…»
Герои 1 половины Х1Х века много путешествовали, само путешествие стало знаком скучающей, мятущейся, неприкаянной личности.
«Охота к перемене мест» - состояние души человека, чувствующего противостояние миру, обществу.
Реальная дорога – метафорический образ пути-жизни
Слайд 8
Образ дороги и его воплощение в литературе
Путь как
образ связи между двумя точками пространства и его воплощение
в фольклоре: сказки, мифы, древние эпосы.
Мотив дороги – метафизический смысл пути как движения человеческой души (Евангелие, жития святых и хождения)
Дорога как композиционный прием и средство раскрытия характера героя во времени (Онегин, Печорин)
Слайд 9
Тема «униженных и оскорбленных». Образ «маленького человека»
Самсон Вырин
(«Станционный смотритель» А.С.Пушкина)
Евгений («Медный всадник» Пушкина)
Акакий Башмачкин («Шинель» Н.В.Гоголя)
Макар
Девушкин («Бедные люди» Ф.М.Достоевский)
Мармеладов («Преступление и наказание»)
Слайд 10
«Вечные образы» — художественные образы произведений мировой литературы,
в которых писатель на основе жизненного материала своего времени
сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений.
«Вечные» темы — это те темы, которые всегда, во все времена интересуют человечество. В них заложено общезначимое и нравственное содержание, но каждая эпоха вкладывает в их трактовку свой смысл. К «вечным» темам относятся такие, как тема смерти, тема любви и другие.
Так, в Прометее обобщены черты человека, готового отдать жизнь для блага народа;
Образ Дон-Кихота, созданный известным испанским писателем Мигелем Сервантесом (XVI — XVII вв.), олицетворяет собой благородное, но лишённое жизненной почвы мечтательство;
Гамлет, герой трагедии Шекспира (XVI — начало XVII в.), — нарицательный образ раздвоенного, раздираемого противоречиями человека.
*
Слайд 11
В литературе есть и «вечные» образы. «Вечные» образы — персонажи
литературных произведений, которые вышли за их рамки. Они встречаются
в других произведениях писателей разных стран и эпох. Их имена стали нарицательными, часто употребляются в роли эпитетов, указывают на какие-то качества человека или литературного персонажа. Это, например, Фауст, Дон Жуан, Гамлет, Дон Кихот.
Слайд 12
Все эти персонажи утратили свое чисто литературное значение
и приобрели общечеловеческое. Они созданы очень давно, но снова
и снова появляются в произведениях писателей, потому что в них выражено общезначимое, важное для всех людей.
Слайд 13
Гамлет и Дон Кихот: «вечные» образы
Незащищенность добра перед
злом
Сомнение в добре, ожесточенная борьба против зла
Слайд 14
Сервантес и его рыцарь Печального Образа.
(1547-1616 )
В 1605
году вышла в свет книга, слава которой быстро распространилась
в Европе.
Речь идет о «Хитроумном идальго Дон Кихоте Ламанчском» Мигеля Сервантеса де Сааведры.
Автор Дон Кихота происходил из обедневшего дворянского рода . Всю жизнь он воевал, был в плену , получил три ранения, но так и не поправил своего материального положения .
Бедность вынудила его заняться литературой . Он был автором стихов, пьес и новелл, но известность ему на старость лет принес «Дон Кихот»
Слайд 15
«Дон Кихот »задумывался как пародия на популярные рыцарские
романы, начитавшись которых, полунищий дворянин Алонсо Кихана начал грезить
о рыцарских подвигах.
В поисках славы он отправляется в странствия вместе с простым крестьянином, возведенным им в оруженосцы, - Санчо Пансой.
Слайд 16
Образ Дон Кихота-символ отваги и бескорыстия
Подвиги Дон Кихота
оказываются нелепыми на фоне реальной жизни: он принимает постоялые
дворы за замки, служанок-за прекрасных дам, сражается с ветряными мельницами .
Однако постепенно ирония уступает место сочувствию герою романа, который повсюду стремится восстановить справедливость, помочь слабым, защитить обиженных.
Слайд 17
Уильям Шекспир
1564-1616
Родился в провинциальном городке Стратфорде-на-Эйвоне .
Он неожиданно
порвал с бюргерской жизнью, с семьей и отправился в
Лондон, чтобы примкнуть к беспокойному племени актеров . Его пьесы ставились на подмостках театра «Глобус».
гениальный английский драматург
Слайд 18
«Весь мир-театр, и люди в нем актеры»
Образы,
созданные Шекспиром, так ярки и психологически точны, что стали
нарицательными.
Символ всепобеждающей любви-Ромео и Джульетта
Символ ревности-Отелло
Слайд 19
Символ мучительных сомнений- Гамлет
Слайд 20
«Сквозные» темы во половине Х1Х века
Тема героя своего
времени:
портрет героя – демократ-разночинец, «соль соли земли», «грешное бунтующее сердце»
Базаров («Отцы и дети» И.С. Тургенева)
Герои стихотворений Некрасова и Гриша Добросклонов
Раскольников («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского)
Слайд 21
Тема Родины
Одна из наиболее древних и центральных в
русской литературе (8 веков одна из основных)
Идея избранничества Руси
идет от Гоголя
Слайд 22
Тема дуэли
Была очень распространена в европейской литературе
В русской
приобрела трагический смысл, дуэль – поединок чести (кодекс дуэли)
Всегда
связана с главным конфликтом, с идеей произведения
Чаще всего «неправильная»: нет секундантов в «К/дочке», «Е/Онегин» - много нарушений в правилах, формально выполненные правила в «Герое…»
Слайд 23
Темы бала и снов
Тема бала («Горе от ума»,
«Евгений Онегин» - 4 бала, «Герой…» - 2 бала,
«Мертвые души» - 2 бала, первый бал Наташи Ростовой и т. д.)
Тема снов (сон Софьи, сон Татьяны, сон Обломова, сон Базарова перед дуэлью, сны Раскольникова и Свидригайлова, сон Пьера, сны Флягина)
Слайд 24
Тема Наполеона и наполеонизма
Стала одной из ведущих
Прослеживается несколько
направлений:
Патриотическое – связано с темой прославления русского оружия
Романтическое
– связано с образом свободы, величия, мощи (романтическая лирика)
Тема власти и господства над людьми (Толстой, Достоевский)