Слайд 2
Описание родной природы занимает особое место в творчестве
И. А. Бунина. Его детство прошло среди орловских лесов
и полей, и красота русского края — то яркая, броская, то скромная и печальная — навсегда покорила сердце писателя.
Слайд 3
Рассказ “Антоновские яблоки” — одно из самых лирических
и поэтических произведений Бунина. Его можно назвать стихотворением в
прозе. Достаточно прочесть несколько строк, чтобы проникнуться очарованием ранней осени, ощутить всю прелесть краткой, но чудесной поры бабьего лета: “Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег”.
Слайд 4
Россия предстает у Бунина в прелести прохладных дней,
покое полей, звенящих далей и широких просторов. “Местность ровная,
видно далеко. Небо легкое и такое просторное и глубокое... Вокруг раскидываются широкими косяками свежие, пышно-зеленые озими... А в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба”.
Слайд 5
Писатель обладал удивительным и редким чутьем на краски,
тонко чувствовал все оттенки цветовой гаммы. “Краска рождает запах,
свет — краску, а звук восстанавливает ряд удивительно точных картин”, — писал К. Г. Паустовский. Читая “Антоновские яблоки”, убеждаешься в том, насколько верно отмечена эта особенность бунинской прозы. Словно сам ощущаешь запах яблок, ржаной соломы, душистый дым костра, видишь багровое пламя, пылающее у шалаша, гигантские тени, движущиеся по земле.
Слайд 6
Бунин одинаково остро и тонко видит все: и
раннюю погожую осень, и среднерусское лето, и пасмурную зиму.
Русский пейзаж с его скромной застенчивой красотой нашел в нем своего певца.
Удивляет и восхищает прекрасное владение словом и тонкое чувство родного языка, характерные для Бунина. Его проза обладает ритмом и внутренней мелодией, как стихи и музыка. “Язык Бунина прост, почти скуп, чист и живописен, — писал К. Г. Паустовский. — Но вместе с тем он необыкновенно богат в образном и звуковом отношениях — от кимвального пения до звона родниковой воды, от размеренной чеканности до интонаций удивительно нежных, от легкого напева до гремящих библейских обличений, а от них — до четкого, разящего языка орловских крестьян”.
Слайд 7
А какой прекрасной кажется охота в прозрачные и
холодные дни начала октября! Очень выразителен и эффектен портрет
Арсения Семеновича, в усадьбе которого часто бывал герой рассказа. Судьба этого человека сложилась трагически, как и у многих мелкопоместных, обедневших до нищенства.
Слайд 8
Томительно текут серые, однообразные будни “бессвязной и бессмысленной
жизни”, которые суждено влачить обитателю разоряющегося “дворянского гнезда”. Но,
несмотря на то, что такое существование несет признаки упадка и вырождения, Бунин находит в нем своеобразную поэзию. “Хороша и мелкопоместная жизнь!” — говорит он. Исследуя русскую действительность, крестьянскую и помещичью жизнь, писатель видит то, что до него никто не замечал: сходство как образа жизни, так и характеров мужика и барина: “Склад средней дворянской жизни еще и на моей памяти, — очень недавно, — имел много общего со складом богатой мужицкой жизни по своей деловитости и сельскому старосветскому благополучию”. Несмотря на элегичность и спокойствие повествования, в строках рассказа чувствуется боль за дух одичания и вырождения, за крестьянскую и помещичью Россию, которая переживала период падения, материального и нравственного.