Слайд 2
Цель презентации:
показать, как самостоятельное в определенном смысле произведение,
посвященное ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими
о современности. Мало того, роман, принадлежащий перу Мастера, — это тот стержень, на котором держится все произведение;
показать, что портрет является одним из способов раскрытия характера героя, в нем автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица;
через сопоставление образов данных героев рассмотреть проблему милосердия и справедливости;
обозначить основные проблемы романа.
Слайд 3
Задачи:
сравнить образы данных героев;
выяснить, кто из них духовно
сильнее;
проследить, как под влиянием Иешуа меняется характер Понтия Пилата.
Слайд 4
Композиция романа
Роман в романе
Переплетение двух пластов
Роман М.А.Булгакова
Роман Мастера
– стержень, на котором держитися всё произведение
Библейский
1 век н.э
Современность
Булгакова
20-30-ые годы ХХ века
Слайд 5
Три плана романа
События романа разворачиваются в трех философско-временных
планах – в реальном настоящем, в фантастическом и в
историческом. Каждый из этих временных пластов взаимосвязан с другим посредством героев, знаков, символов, событий и др.
Общее у всех трех планов – философский подтекст. Каждый из пластов раскрывает с определенной позиции основные морально-нравственные, вечные проблемы романа.
Реальный
Фантастический
(Перемещение во времени и пространстве)
Исторический
Слайд 6
Основные проблемы романа
Роман многопроблемен:
Какова судьба вечных человеческих ценностей?
Какие
силы формируют человека и сам исторический процесс?
Что лежит в
основе человеческого поведения:
стечение обстоятельств
ряд случайностей
предопределение
следование избранным целям
Слайд 7
Я часть той силы, что вечно хочет зла
и вечно совершает благо.
Гёте «Фауст»
Слайд 8
Понтий Пилат
Ключевой герой романа. Жестокий прокуратор Иудеи, обладающий
неограниченной властью, бесстрашный воин, недаром его прозвали «Всадник Золотое
Копье».
Символичны цвета одежды Пилата: он вышел "в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого" "в белом плаще с кровавым подбоем". Само сочетание белого (цвет чистоты и невинности) и кроваво-красного цвета уже воспринимается как трагическое предзнаменование.
Слайд 9
Иешу́а Га-Ноцри́ — один из ключевых героев романа, бродячий
двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся перед глазами владыки.
Иешуа — еврейское
произношение библейского имени Иисус. Га-Ноцри, по одной версии, считают производным от названия города Назарет.
Прототипом образа Иешуа Га-Ноцри послужил Иисус Христос, однако имеются многочисленные отличия Иешуа от евангельского Христа.
Мастер ведет речь не о Божьем сыне, его герой — простой человек.
Иешуа Га-Ноцри
Слайд 10
Проблемный вопрос:
Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи
или бродячий
философ Иешуа Га- Ноцри?
Слайд 11
Понтий Пилат: «Что такое истина?»
Иешуа: «Истина в
том, что у тебя болит голова».
Что такое истина?
Боится
ли Иешуа Понтия Пилата?
Слайд 12
Сила убеждения Иешуа
«злых людей на свете нет»
«
перерезать волосок может лишь тот, кто подвесил»
«всякая власть является
насилием над людьми и настанет время, когда … человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
Не отступает от истины, готов идти к ней при помощи убеждения, слова.
Слайд 13
Пилат –
жертва или обвинитель?
У римского прокуратора нет
желания губить жизнь бродячего философа. В душе Понтий Пилат
осознаёт, что Иешуа невиновен.
«... В светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: Игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел… Бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри ... прокуратор не утверждает».
Слайд 14
Почему же Пилат приговаривает Иешуа к смерти?
«Или ты
думаешь, что я готов занять твоё место?»
Пилат внутренне несвободен.
Будучи смелым воином на поле боя, он трус тогда, когда дело касается кесаря, власти. Поэтому он предаёт Иешуа.
понимает, что вместе с гибелью философа настанет и его собственная –только нравственная.
«ПОГИБЛИ!»
Понтий Пилат: «Я твоих мыслей не разделяю!..»
Слайд 15
Понтий Пилат и Афраний
Пилат: «Не пытался ли он
проповедовать что-либо в присутствии солдат?»
Афраний: «Нет, игемон, он не
был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».
Слайд 16
Пытаясь смягчить муки совести,
Пилат
Пригрозит Каифе
Прикажет убить
Иуду
Велит прекратить
страдания
Иешуа
Слайд 17
Левий Матвей
Бывший сборщик податей, единственный ученик Иешуа Га-Ноцри.
После казни Иешуа мечтает о смерти как об отдыхе.
На предложение Пилата служить ему отвечает: «Нет, потому что ты будешь меня бояться. Тебе не очень-то легко будет смотреть в лицо мне после того, как ты его убил».
Левий Матвей действительно достойный ученик Иешуа.
Слайд 18
Наказание в романе
За своё малодушие Понтий Пилат наказан.
Предав Иешуа, он лишается покоя, и получает бессмертие, но
оно рождает в душе ужас, «более всего в мире он ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу».
«Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но, когда приходит полная луна, … его терзает бессонница».
Но эти страдания не становятся для него искуплением.
Слайд 19
Милосердное прощение
Только сверхчеловеческая сила любви даёт ему милосердное
прощение. Неслучайно Воланд обращается к Маргарите, сострадающей Пилату, сидящему
в своём вечном каменном кресле: «Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремился разговаривать».
Справедливость, в представлении Булгакова, не сводится к наказанию, она не может существовать без милосердия.
Слайд 20
Милосердное прощение
Понтий Пилат получает освобождение и прощение, и
вместе с Иешуа он, беседуя, уходит по лунной дороге.
Идея прощения и милосердия, связанная с образом Пилата, — одна из центральных в романе "Мастер и Маргарита": «Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат».
Слайд 21
Внутренняя свобода и несвобода человека
Самой важной представляется Булгакову
проблема свободы и несвободы человеческой личности. В. В. Химич
отмечает, что “решение Булгакова художественно представлено развертывающейся в произведении картиной психологического проживания Пилатом внутреннего движения от несвободы к свободе. Пилат «утренний владеет над личностной истиной, его несвобода, отчетливо не осознаваемая им, словно отмечена трагическим знаком и на внешнем облике его и типе как бы насильственной внесённости в мир, который его отторгает». Писатель отмечает «кровавый подбой» плаща Пилата и его «шаркающую походку». Булгаков собирает из отдельных штрихов психологический портрет человека, уничтоженного несвободой.
Слайд 22
Добро и зло в романе
Писатель показал, что противоречия
Понтия Пилата проявляются в каждой ситуации по-разному. Он каждый
раз обнаруживает себя с неожиданной стороны. На протяжении «исторической» части романа Понтий Пилат показан носителем практического разума. Нравственность в нем подавлена злым началом. Иешуа Га-Ноцри олицетворяет собой торжество морального закона. Именно он разбудил в Пилате доброе начало. И это добро побуждает Пилата принять душевное участие в судьбе бродячего философа. В романе происходит разложение образа Понтия - диктатора и превращение его в страдающую личность.
Слайд 23
Вывод:
В романе Мастера решаются проблемы:
Что такое истина?
Человек и
власть.
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Добро и зло, их вечное
противостояние и борьба.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.
Слайд 24
Источники
Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. - М.: Художественная
литература, 1990.
Боборыкин В. Г. М. А. Булгаков.- М.: Просвещение,1991
Лакшин В. Я. Мир Булгакова.-
М.: Художественная литература, 1989.
Соколов Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерк творческой истории. — М., 1991.
Соколов Б. В. Энциклопедия булгаковская. — М., 1997.
Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М., 1988.
Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. - М.: Языки славянской культуры. 2001.
Мастер и Маргарита. Материал из Википедии . - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%B8_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0
Образ Понтия Пилата: наказание за трусость. - http://masterimargo.ru/pontiy-2.html
Образ Понтия Пилата: наказание за трусость (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». - http://lit-helper.com/p_Obraz_Pontiya_Pilata_nakazanie_za_trusost-_Po_romanu_M__A__Bulgakova_Master_i_Margarita
Понтий Пилат. Булгаковская энциклопедия. http://www.bulgakov.ru/p/pilat/3/
Тема добра и зла в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова. - http://profobr73.ru/master-i-margarita-sochineniya/5826-tema-dobra-i-zla-v-romane-master-i-margarita-m-bulgakova
Троемирие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». - http://www.tutoronline.ru/blog/troemirie-romana-m-a-bulgakova-master-i-margarita
Слайд 25
Использованные изображения
http://1abzac.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%B8-%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0.jpg – разворот романа.
http://i1.fastpic.ru/big/2009/1207/7e/741427236aac9a922eb34683491d367e.jpeg - Понтий Пилат
http://old.mirf.ru/Articles/21/4300/bezrukov.jpg
- Иешуа Га-Ноцри
http://news.newru.org/news/nestarejushhaja_klassika/2014-10-05-807- Иешуа на допросе у Пилата
http://ic.pics.livejournal.com/m_bobrovskaya/17246577/91352/91352_original.jpg -
Пилат и Афраний
http://old.mirf.ru/Articles/21/4300/strugachev.jpg - Левий Матвей
http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/91682_fotoproekt-master-i-margarita - лунная дорожка