Слайд 2
Деревенская проза
ДЕРЕВЕ́НСКАЯ ПРО́ЗА — значительное, духовно и эстетически
действенное тематическое направление в лит-ре 1960 — нач. 1980-х гг.,
осмысляющее драматич. судьбу крест-ва, рус. деревни в 20 в., отмеченное обостренным вниманием к вопросам традиции, нар. нравственности, к взаимоотношениям человека и природы. Хотя отдельные произведения, критически осмысляющие колхозный опыт, начали появляться уже с начала 1950-х (очерки Валентина Овечкина, Александра Яшина, Ефима Дороша), только к середине 1960-х «деревенская проза» достигает такого уровня художественности, чтобы оформиться в особое направление (большое значение имел для этого рассказ Солженицына «Матрёнин двор»). Тогда же возник и сам термин. Крупнейшими представителями, «патриархами» направления считаются Ф. А. Абрамов, В. И. Белов, В. Г. Распутин. Ярким и самобытным представителем «деревенской прозы» младшего поколения стал писатель и кинорежиссёр В. М. Шукшин.
Слайд 3
Фёдор Александрович Абрамов
Роман лауреата Государственной премии Федора Абрамова
«Братья и сестры» охватывает около сорока лет жизни нашего
общества. Писатель создал замечательную галерею образов тружеников советской деревни. Рассказывая о жизни северной деревни Пекашино, Ф. Абрамов раскрывает самые важные, самые острые проблемы народной жизни последних десятилетий.
Слайд 4
Валентин Григорьевич Распутин
Сюжетную основу произведений составляют нелёгкие испытания,
которые выпали героям, проблемы выбора пути, жизни и смерти,
физической и духовной. Писатель зачастую ставит своих героев в исключительные ситуации, обычно ограниченные каким-то определённым сроком, в течение которого они должны разрешиться.
Слайд 5
Василий Иванович Белов
Белов Василий Иванович (р.23.10.1932, деревня Тимониха
Вологодской области), русский советский писатель. Член КПСС с 1956.
Окончил Литературный институт им. М. Горького (1964). Работал в колхозе, на уральском заводе. Печатается с 1956. Опубликовал сборник стихов "Деревенька моя лесная" (1961), сборники рассказов "Знойное лето" (1963) и "Речные излуки" (1964). Проза Б. лирична. Среди книг о современной деревне выделяются его повести "Привычное дело" (1966) и "Плотницкие рассказы" (1968); в них созданы цельные характеры простых людей Севера, вопреки всем трудностям и невзгодам сохранивших "теплоту добра" и "радость к миру" — чувства, которыми окрашены их повседневная жизнь и труд.
Слайд 6
Василий Макарович Шукшин
Василий Макарович Шукшин родился 25 июля
1929 года в селе Сростки Алтайского края. В 1945-1947
годах он учился в Бийском автотехникуме, затем работал слесарем - такелажником и разнорабочим на заводах Калуги и Владимира, потом служил на флоте. В 1953-1954 годах Василий Шукшин был учителем истории и директором школы сельской молодежи в своем родном селе Сростки. В 1960 году Василий Шукшин окончил режиссерский факультет ВГИКа, где постигал искусство кинематографии в мастерской Михаила Ромма. Через два года Шукшин поставил драму "Ваш сын и брат", получившую Государственную премию РСФСР.
Слайд 7
Роли в фильмах "У озера" (директор Черных), "Печки-лавочки"
(Иван Расторгуев) и "Калина красная" (Егор Прокудин) принесли Шукшину
мировую известность, а снятые им ленты выдвинули его в число самых интересных режиссеров 1960-1970-х годов. Стоит отметить, что почти все фильмы известный режиссер и писатель поставил по своим сценариям, а первые написанные им рассказы были опубликованы в 1959 году. В 1974 году Сергей Бондарчук, режиссер-постановщик фильма "Они сражались за Родину", пригласил Василия Шукшина на одну из главных ролей, солдата Лопахина. После этой работы Шукшин собирался ставить картину о Разине по своему роману "Я пришел дать вам волю...". Во время съемок у Бондарчука, в станице Клетской Волгоградской области, 2 октября 1974 года Василий Шукшин умер, некоторые обстоятельства его смерти до конца так и не выяснены.
Слайд 8
Лагерная проза.
ЛАГЕРНАЯ ПРОЗА», литературные произведения, созданные бывшими узниками
мест заключения.
Лагерная проза — явление уникальное не только в
русской, но и в мировой литературе. Она порождена напряженным духовным стремлением осмыслить итоги катастрофических событий, совершившихся в стране на протяжении ХХ столетия. Отсюда и тот нравственно-философский потенциал, который заключен в книгах бывших узников ГУЛАГа И. Солоневича, Б. Ширяева, О. Волкова, А. Солженицына, В. Шаламова, А. Жигулина, Л. Бородина и др., чей личный творческий опыт позволил им не только запечатлеть ужас гулаговских застенков, но и затронуть «вечные» проблемы человеческого существования.
Слайд 10
Юрий Осипович Домбровский
Русский советский писатель. Родился 29 апреля
(12 мая) 1909 в Москве, в семье адвоката. В
1932 окончил Высшие литературные курсы, в том же году был арестован и выслан в Алма-Ату. Работал археологом, искусствоведом, журналистом, занимался педагогической деятельностью. В 1936 вновь был арестован, но спустя несколько месяцев освобожден. История этого ареста легла в основу романов «Хранитель древностей» (1964) и «Факультет ненужных вещей»(1978). Домбровский сохранил в них настоящие имена своих следователей, Мячина и Хрипушина. В 1938 опубликовал роман Державин, через год снова был арестован и отправлен в Колымские лагеря, откуда в 1943, больной, вернулся в Алма-Ату. Зимой 1943 в больнице начал писать роман «Обезьяна приходит за своим черепом» (опубл. 1959). В 1946 начал работать над циклом новелл о Шекспире «Смуглая леди» (опубл. 1969).
В 1949 Домбровский вновь был арестован, шесть лет провел в заключении на Крайнем Севере и в Тайшете. В 1956 был реабилитирован за отсутствием состава преступления и получил разрешение вернуться в Москву.
Слайд 12
Городская проза.
В 1960-1970-е годы в России активизировались миграционные
процессы. Городское население стало быстро увеличиваться. Соответственно изменялись состав
и интересы читательской аудитории. В те годы роль литературы в общественном сознании была значительно активнее, чем теперь. Естественно, что привычки, манера поведения, образ мыслей, вообще психология городских аборигенов привлекали к себе повышенное внимание. С другой стороны, жизнь новых горожан-переселенцев, в частности так называемых лимитчиков, предоставляла писателям широкие возможности для художественного исследования новых областей человеческого бытия.
Героями произведений становятся «…не рабочие и не крестьяне, не элита. Это служащие, работники науки, гуманитарии, инженеры, соседи по домам и дачам, просто знакомые».
Слайд 13
Юрий Валентинович Трифонов.
Писал рассказы разного стилевого и тематического
диапазона, опубликовал роман «Утоление жажды»(1963), в котором шла речь
о строительстве оросительного канала в пустыне.
Принципиально новым этапом в творчестве Трифонова стали повести т.н. «московского цикла», в которых осмыслялась жизнь столичных интеллигентов, шла речь о сохранении человеческого достоинства. Завершением «московского цикла» стал роман «Дом на набережной» (1976). Его публикация стала событием литературной и общественной жизни. На примере судьбы одного из жильцов знаменитого московского дома, в котором жили семьи партийных работников (в т.ч. и семья Трифонова во времена его детства), писатель показал механизм формирования конформистского общественного сознания.
Слайд 14
Тема интеллигенции.
Изображение города тесно связано в литературе 50-х-
80-х годов с темой интеллигенции. В ей критически остром
и гражданственно страстном художественном истолковании заметное место принадлежит роману Владимира Дудинцева «Н хлебом единым».
Слайд 15
Поиск героя времени.
К тематике научного поиска и изобретательства
примыкает огромное количество произведений на производственную тему. Мотивы труда
в литературе 50-80-х годов получают многообразное художественное решение.
Многих писателей привлекают конфликтные ситуации среди руководителей, придерживающихся разных стилей руководства, когда административному, бездушно-командному стилю, сдерживающему развитие производства и инициативу людей, закономерно противопоставляется творческое начало и широта взглядов.
Слайд 16
В.Ф.Тендряков «Короткое замыкание»
П.Л.Проскурин «Горькие травы»
А.А.Бек «Новое назначние»
Слайд 17
Отношение человека к природе.
Объектом постоянного внимания художников слова
в 50-80-е годы становится традиционно важная для русской литературы
тема человека и природы.
Это и глубоко лирическое восприятие природы, и тема её сохранения, и отражение животворной связи человека с землёй и окружающим миром, трепетное отношение к природе, которое сталкивается с холодностью и чёрствостью людей.
Слайд 18
Образы дивной сибирской природы находят воплощение в повести
В.П.Астафьева «Царь – рыба», отмеченной Государственной премией. Нравственные проблемы,
поставленные в повести, тесно соединяются с проблемами экологичности.
Слайд 19
Б.Л.Васильев.
Героем романа «Не стреляйте в белых лебедей» является
Егор Полушкин. Его трепетное отношение к природе сталкивается с
холодностью и чёрствостью людей и приводит героя к гибели.
Слайд 20
Г.Н.Троепольский.
Отечественной классикой литературы стала повесть Г.Н.Троепольского «Белый Бим
Чёрное ухо», которая продолжила традиции русской литературы. В повести
рассказана драматическая история собаки, которая была для своего хозяина «верным, преданным, любящим другом».
Слайд 21
Ю.П.Казаков.
Трогательна и история гончей слепой собаки в рассказ
«Арктур – гончий пёс». Подчиняясь охотничьему инстинкту, собака одна
гоняла зверей и погибла, наткнувшись на острый сук.