Слайд 2
Русская литература 18 века
18 век – литература просвещения
удивительно по силу и блеску. Рассвет эпохи возрождения, конечно
же очень сильно повлиял на развитие всей художественной культуры и Европы. Но в то же время эта эпоха принесла новые проблемы, новые взгляды, новые социальные условия. Ускоряется процесс формирования национальных культур мира, искусство становится еще более разнообразнее. И строго говоря именно в эту эпоху искусство становится обособленной и самостоятельной сферой человеческой деятельности. Тоесть само понятие искусство приобретает то значение, которым пользуемся и сейчас. Выделения из искусства и ремесла приводит к тому, что увеличивается индивидуальности мастера . Видите сколько изменений принесла собой новая эпоха. Именно в этой эпохе начинает развиваться различные направления. Что же такое литература -
направление или художественный метод ? Это круг взаимосвязанный между собой в особенности литературного творчества.
Слайд 3
Русская литература 18 века
Литературным направлением принято считать устойчивости
повторяющееся в определенную историческую эпоху , где взаимосвязан круг
основных особенностей литературного творчества , выражающийся отборами мотивов , а так же отвечающих средствами художественного выражения определенного ряда писателей.
Три направления:
классицизм – утверждает долг , вот главный регулятор человека и поведения.
Барока- обращается к чувствам , вере.
Реализм – опирается на свободный человеческий разум,.
На наш взгляд не случайно именно эти три направления доминируют в эту эпоху постановление нового искусства , новой морали, нового вклада жизни.
Слайд 4
Русская литература 18 века
В эпоху просвещения были замечательные
писатели, такие как М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин,
Н. М. Карамзин. И в качестве примера возьмем этих писателей.
Слайд 5
М. В. Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) родился в
деревне Мишанинской Холмогородского уезда Архангельской губернии, в семье крестьянина.
В
1730 г. - скрыв крестьянское происхождение и выдав себя за холмогородского дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В числе лучших учеников был отправлен в Петербург, в Академию наук..
В 1736 г. - Ломоносов обучался в Марбургском университете у крупнейшего философа и физика Христиана Вольфа.
В 1741 г. - Ломоносов вернулся в Петербург и его зачислили в штат Академии наук адъюнктом.
В 1745 г. - Ломоносов стал профессором.
Выдающийся ученый, Ломоносов получил признание и как поэт, один из крупнейших представителей русского классицизма.
Слайд 6
М. в. Ломоносов.
В 1739 г. - появление его
« Оды на взятие Хотина» ознаменовало собой начало нового
этапа в развитии русской литературы. Ломоносов написал трагедию, работал над героической поэмой о Петре 1 , дал яркие образцы научной поэзии. Сочинял он и статистические стихи, «надписи», занимался переводами. Однако ода на торжественное событие – главный жанр поэта. В таких одах Ломоносов выступает от лица вдохновенного певца – выразителя общегосударственных интересов.
Слайд 7
М. в. ломоносов
Перевод оды Горация « К Мельпомене»:
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Великому часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи Эольски
И первому звенеть Алцейской Лирой.
Слайд 8
Г. р. Державин
Гаврил Романович Державин (1743-1816) родился в
семье бедного офицера.
После непродолжительной учебы в Казанской гимназии десять
лет служил солдатом в Преображенском гвардейском полку, посвящая литературе немногие свободные часы.
В его творчестве традиционны лирические жанры, освоенные классицизмом, стали пополнятся новым, личностным содержанием стихотворные рассуждения абстрактного Поэта – сменятся выражением непосредственных чувств конкретного, живого человека, со всеми его сильными и слабыми сторонами. Отказом от старых норм характеризуется знаменитая «Фелица» (1782), привлекшая внимание к автору. Екатерина 2, которой была посвящена эта ода, решила приблизить к себе Державина. Свое положение поэта при дворе он изобразил в стихотворении «На птичку». Державин занимал довольно высокие государственные должности. И все главным делом его жизни была поэзия.
Слайд 9
Г. р. Державин
В 1803 г. - Державин покинул
государственную службу. Восьмисотые годы отмечены необыкновенной творческой активностью поэта.
В
1804 г. - вышел сборник Державина «Анакреонтические песни».
В 1808 г. - сочинения в четырех частях.
Доверительной, сердечной интонацией, искренностью, какой не знала русская литература 18 века, проникнута и философская, и гражданская, и автобиографическая лирика Г. Р. Державина.
Слайд 10
Г. р. Державин
Река времен в своем стремленье
Уносит все
дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А
если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
6 июля 1816
Слайд 11
Н. м. Карамзин
Николай Михайлович Карамзин (1766 -1826) родился
в семье симбирского дворянина. Учился в Москве, в пансионе
университетского профессора Шадена.
В 1783 г. - переехал в Петербург для службы в Преображенском полку. После смерти отца ушел в отставку.
С 1784 г. - Карамзин жил в Москве, где сблизился с просветительским центром Новикова, оказавшим серьезное влияние на дальнейшее формирование писателя.
В мае 1789 г. - Карамзин уехал за границу, посетил Германию, Швейцарию, Францию, Англию.
Слайд 12
Н. м. Карамзин
Осенью 1790 г. - Карамзин вернулся
в Москву и занялся подготовкой издания «Московского журнала», именно
в нем писатель опубликовал большую часть «Писем русского путешественника» – отчет об увиденном за время путешествия, а также повести «Лиодор», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», критические статьи и рецензии, переводы.
В 1802-1803 гг. - Н. М. Карамзин стал издателем журнала «Вестник Европы», в котором напечатаны были его важнейшие публицистические статьи, повести «Моя исповедь» и «Марфа Посадница», начало романа «Рыцарь нашего времени».
С 1804 г. - Карамзин целиком отдался работе над «Историей государства Российского».