Слайд 2
26 августа (7 сентября) 1870 года в селе
Наровчатово Пензенской области в семье мелкого чиновника Ивана Ивановича
Куприна родился сын, которого назвали Александром.
Когда Саше не было ещё и года, от холеры умер отец, семья осталась без средств к существованию, и мать Саши Любовь Алексеевна переезжает в Москву, устраивает дочерей, Соню и Зину, в закрытое учебное заведение, а сама поселяется с сыном в Кудринском вдовьем доме. Жизнь во вдовьем доме напоминала порядки монастырских гостиниц. И Саша время от времени стал обращаться к богу с различными просьбами, но со временем он убедился, что ни одной просьбы бог не исполняет. Наивная вера в бога пошатнулась.
Слайд 3
Мальчик рано привык к тому, что он некрасив
и беден. Мать шила ему костюмчики из своих старых
юбок. Делала она это неумело, да ещё на вырост, и от этого Саша казался ещё более неуклюжим и неловким. Дети смотрели на него косо, недружелюбно, и Саша болезненно стыдился своего платья, своей наружности, своей бедности.
Когда Саше исполнилось семь лет, мать отдала его в Разумовский пансион (Александровское малолетнее сиротское училище). Впервые надетая форма – парусиновые панталоны и парусиновая рубашка, обшитая вокруг ворота и рукавов форменной кумачовой лентой, которая через несколько лет сменилась формой Второй московской военной гимназии, пехотного полка. И всё формы, казённые формы…
О жизни Куприна в юные годы сохранилось мало сведений. О ней мы знаем главным образом из его автобиографических произведений.
Слайд 4
Пребывание в сиротском пансионе на всю жизнь запомнилось
Куприну. Праздником были лишь летние каникулы, когда Саша вместе
с матерью уезжал в деревню, в небольшое пензенское имение Любови Алексеевны. Он очень любил сельскую природу, деревенскую жизнь. Но время каникул пролетало быстро, наступал час возвращения в ненавистные стены Московского пансиона…
Мать привила будущему писателю любовь к образному слову, от неё мальчик слышал много интересных сказок, легенд, историй. Её яркие рассказы на всю жизнь запомнились Куприну, и он признавался: «Сколько раз я обкрадывал её, вставляя в рассказы её слова и выражения».
О родном городе Любовь Алексеевна так увлекательно рассказывала сыну, что Наровчат представлялся мальчику необычайно людным, богатым городом, где кругом шумели леса и текли полноводные реки.
В 1880 году он был принят во Вторую московскую военную гимназию.
Жилось в кадетском корпусе очень тяжело, кормили скверно.
Слайд 5
Люди, которым было доверено обучение юношей в военной
гимназии, по своим нравственным качествам совершенно не годились в
преподаватели: учитель русского языка часто приходил в класс пьяным, взобравшись на кафедру, ругал воспитанников за дело и без дела и вскоре засыпал; учитель истории свой предмет знал плохо и, приходя в класс, умудрялся, спрятавшись за доску, пить водку.
И только один учитель русской словесности составлял исключение. Всесторонне образованный, опытный и талантливый педагог Михаил Иванович Цуханов, которого ценили за природный ум, энергию, добросовестность. Он оказал огромное влияние на молодого Куприна. Беззаветной любовью к Пушкину и ко всей классической русской литературе Куприн прежде всего и больше всего обязан Цуханову.
Казёнщину серых будней нарушали редкие посещения театров и цирка.
В среде кадетов господствовал культ кулака – от безобидных колотушек до тяжких увечий, которые надолго укладывали жертву в лазарет.
Слайд 6
В семилетнем возрасте Куприн с помощью классной дамы
написал первое стихотворение и отдал его на суд поэта
М. Соймонова: «ваши стихи никуда не годятся»,- откровенно и прямо сказал поэт мальчику.
Окончив в 1890 году Александровское военное училище, Куприн в чине подпоручика прибыл в Проскуров для прохождения службы в 46-м Днепровском пехотном полку.
В полку Куприн прослужил четыре года. Среди офицерства процветали невежество, дикость, бескультурье. Развлечением было издевательство над солдатами. Куприн чувствовал себя чужим в этой среде, хотя, как и другие офицеры, участвовал в кутежах, играл в карты и был героем любовных историй.
Прослужив три года в полку, Куприн в 1893 году решил сдавать вступительные экзамены в Академию Генерального штаба. Это была единственная возможность вырваться из затхлой провинциальной жизни.
Слайд 7
Александр был влюблён в девушку–сироту, которая жила у
своей сестры, жены одного из офицеров полка, человека состоятельного.
Тот, узнав о намерении Куприна жениться, сказал ему, что даст согласие на брак только тогда, когда Куприн окончит Академию Генерального штаба.
Куприн засел за учебники, подготовился и поехал в Петербург сдавать экзамены в Академию.
Экзамены Куприн сдавал успешно, но незадолго до конца экзаменов в Академию пришёл приказ командующего Киевским военным округом, согласно которому за оскорбление полицейского чина Куприну запрещалось поступать в Академию Генерального штаба в течение пяти лет.
Что же произошло? В Киеве Куприн с товарищами пошли позавтракать в плавучий ресторан и сели за свободный столик у борта. Подошедший околоточный сказал им, что стол занят для пристава. Знаться с полицией офицеры считали унизительным и просто выбросили полицейского за борт.
Итак, рухнули мечты о военной карьере, о счастье с Верочкой. Снова полк… «Высочайшим приказом» Куприн переводится в поручики. В 1894 году он бросает военную службу.
Слайд 8
Так начинался Куприн
В конце 1893 года в редакцию
одной из киевских газет пришёл молодой человек. Рассказ, который
он принёс, появился в печати, и скоро его автор – А.И. Куприн – стал активным сотрудником газеты.
К тому времени его произведения были напечатаны в популярном журнале «Русское богатство». Куприн активно сотрудничает в газетах «Киевское слово», «Киевлянин», «Жизнь в искусстве» и других газетах юга России. Писал он много, но заработка не хватало даже на самое необходимое.
В Киеве началась его долголетняя дружба с писателем и журналистом Михаилом Никаноровичем Киселёвым. Дружба с Киселёвым оказала благотворное влияние на Куприна, человека неуравновешенного и порывистого.
По совету Киселёва Куприн много читал, познакомился с произведениями Г.И. Успенского, чьё творчество потом очень ценил; ездил в Донбасс, изучал жизнь рабочих.
Слайд 9
Произведения
Социальным критицизмом отмечены повесть «Молох» (1896), в которой
индустриализация предстаёт в образе завода-монстра, порабощающего человека физически и
нравственно, повесть «Поединок» (1905) – о гибели душевно чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта и повесть «Яма» (1909-1915) – о проституции. Многообразие тонко очерченных типов, лирических ситуаций в повестях и рассказах: «Олеся» (1898), «Гамбринус» (1907), «Гранатовый браслет» (1911). Циклы очерков («Листригоны», 1907-1911). В 1919 - 1937 в эмиграции, в 1937 вернулся на Родину, к этому времени был серьёзно болен. Автобиографический роман «Юнкера» (1928 – 1932).
Слайд 10
Стиль жизни
Фигурой Куприн был чрезвычайно колоритной. Жадный до
впечатлений, он вёл страннический образ жизни, пробуя разные профессии
– от грузчика до дантиста.
Автобиографический жизненный материал лёг в основу многих его произведений.
О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту: спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане (полёт этот закончился катастрофой, едва не стоившей Куприну жизни), организовывал атлетическое общество… Во время Первой мировой войны в его гатчинском доме был устроен им и его женой частный лазарет.
Писателя интересовали люди самых разных профессий: инженеры, шарманщики, рыбаки, карточные шулера, нищие, монахи, коммерсанты, шпики…
Слайд 11
Сочувствие простому человеку
Почти всё творчество Куприна проникнуто традиционным
для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обречённому влачить
жалкую участь в косной, убогой среде. У Куприна это выразилось не только в изображении «дна» общества, но и в образах его интеллигентных, страдающих героев.
Куприн склонен именно к таким рефлектирующим, нервным до истеричности, не лишённым сентиментальности персонажам.
Правда, в изображении простых людей Куприн отличался от склонных к народопоклонству литераторов народнической ориентации. Его демократизм не сводился только к слезливой демонстрации их «униженности и оскорблённости». Народная жизнь представала в его произведениях в своём вольном, стихийном, естественном течении, со своим кругом обычных забот – не только горестями, но даже радостями и утешениями.
Вместе с тем писатель видел не только её светлые стороны и здоровые начала, но и выплеск агрессивности, жестокости, легко направляемые тесными инстинктами.
Слайд 12
В августе 1938 года его не стало.