Слайд 2
План сравнительного анализа стихотворений
Обстоятельства и события жизни поэтов,
которые сопутствовали созданию произведений.
Время написания стихотворений. Общность и различие
эпох.
Тема, идея, жанр, композиция. Движение поэтической мысли в произведении.
Особенности поэтического языка стихотворений. ИВС и их роль в раскрытии темы и идеи каждого стихотворения.
Слайд 3
Познакомимся с произведениями..
С. Есенин
Ю. Шевчук
Слайд 4
1. Время создания произведения.
Общность и различие эпох.
С. Есенин.
«Да! Теперь - решено. Без возврата…»,
1922г.
Ю. Шевчук.
«Я зажег в
церквях все свечи…».
1992г.
Слайд 7
2. Обстоятельства и события жизни поэтов, которые сопутствовали
созданию произведения.
«Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал.
Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь».
Слайд 8
Цикл «Москва кабацкая» начал складываться Есениным еще в
период его зарубежной поездки.
А.К.Воронский. «В них нежная лиричность, тоска
по клену, по полям, по ивам,— писал он,— переплетается с прямым отчаянием, с уверенностью, что поэту суждено погибнуть „на московских изогнутых улицах“, с оправданием хулиганства, пусть уходящего, с угаром московских кабаков, ресторанов и отдельных кабинетов. Конечно, очень легко отделаться, отмахнуться от этой «Москвы кабацкой» рассуждениями на тему об окончательном разложении таких „мужиковствующих“ и „крестьянствующих“ писателей, как Есенин, в противовес здоровой пролетарской литературной среде. К сожалению, все это в очень малой степени будет соответствовать истинному положению дел»
Слайд 9
«Взгляд» эксплуатировал закономерный интерес публики к социальному року.
И показал массовой публике лучшие команды: «ДДТ», «Наутилус Помпилиус»,
«Кино». Это была настоящая гражданская поэзия, и мы пробили этой музыкой брешь в цензурной стене. Параллельно с нами и с нашей помощью на музыкальные площадки страны прорывались подпольные музыканты. На т. н. «большой» планёрке в Останкино один из музыкальных редакторов однажды сказал: «Огромное спасибо «Взгляду» за то, что он открыл стране советский рок». Бутусов, Цой, Шевчук — это литература неравнодушных людей. Тогда музыка делала революцию…
Слайд 10
3. Тема, идея, композиция…
ТЕМА:
ИДЕЯ:
Одиночество
Бесприютность
Религиозность
Россия
Родина
Невозвратность
Слайд 12
Философы и писатели 19 века о русском народе.
Национальный
характер - это исторически сложившаяся
совокупность устойчивых психологических черт
нации,
определяющих привычную манеру поведения и
типичный образ жизни людей, их отношение к труду,
к другим народам, к своей культуре.
Слайд 13
В.Г. Белинский
«Россия до Петра Великого»
«Какие
хорошие свойства русского человека, отличающие его не только от
иноплеменников, но и от других славянских племен, даже находящихся с ним под одним скипетром? – Бодрость, смелость, находчивость, сметливость, переимчивость- на обухе рожь молотит, зерна не обронит, нуждою учится калачи есть, - молодечество, разгул, удальство, - и в горе, и в радости море по калено!»
Слайд 14
Н.В.Гоголь
«Выбранные места из переписки с друзьями»
Патриотизм. «…что такое
для русского Россия. Вспомните, что, когда приходила беда ей,
тогда из монастырей выходили монахи и становились в ряды с другими спасть ее. Чернецы Ослябя и Пересвет, с благословения самого настоятеля взяли в руки меч, противный христианину, и легли на кровавом поле битвы…».
Слайд 15
Патриотизм русский не бездумный, а скорее, великодушный. Русский
народ не может хранить вечную затаенную злобу, которая в
других нациях может передаваться из поколения в поколение. У русских есть чудное свойство: как только заметят они, что враг готов пойти на сближение или показывает снисхождение, они сами уже готовы чуть ли не просить прощение. Вот почему, по мнению Н.В. Гоголя, в России скорее, чем где-либо, могут быть прекращены самые застарелые ссоры и тяжбы.
Слайд 16
А.И.Герцен
«Prolegomena»
Русским чужда национальная гордость и часто даже –
увы, чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем не свойственен
агрессивный национализм.
«Мы выше зоологической щепетильности и весьма безразличны к расовой чистоте, - это нисколько не мешает нам быть вполне славянами. Мы довольны тем, что в наших жилах течет финская и монгольская кровь; это ставит нас в родственные, братские отношения с теми расами - париями, о которых человеколюбивая демократия Европы не может упомянуть без презрения и оскорблений. Нам не приходится также жаловаться на туранский элемент. Мы добились несколько большего, чем чистокровные славяне Болгарии, Сербии и т.п.»
Слайд 17
Стремясь к абсолютной истине, правде, русский народ не
гнушается никаких методов и поэтому часто впадает то в
одну крайность, то в другую. Многие идеи и мотивы, будь то нигилизм, атеизм, социализм или республиканизм, заимствованы русскими с Запада. На Западе эти идеи родились, оформились, однако в России они воплотились в жизнь.
Слайд 18
Ф.М. Достоевский
«Пушкин»
«Назначение русского человека есть, бесспорно,
всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским,
может быть и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите… Для настоящего русского Европа и удел всего арийского народа также дороги, как и сама Россия, как и удел своей земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей».
Слайд 19
«Мы не краснеем от того, что происходим из
Азии, - писал А.И. Герцен, - и не имеем
ни мыслящей необходимости присоседиться к кому бы то ни было справа или слева. Ни в ком мы не нуждаемся, мы – часть света между Америкой и Европой, и этого для нас достаточно».
Слайд 20
Особенности поэтического языка стихотворений
эпитеты
метафоры
олицетворения
окказионализмы
перифраза
антитеза
свет
лексика
антитеза
анафора
оксюморон
синекдоха
свет
лексика
Слайд 21
Диалог культур
Реминисце́нция — элемент художественной системы, заключающийся в
использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных
произведений искусства на ту же (или близкую) тему.
Реминисценция — это неявная цитата, цитирование без кавычек. По своей природе реминисценция всегда производна или вторична, это мысленная отсылка, сравнение с неким образцом, сознательное или неосознанное сопоставление, взгляд назад или в прошлое. Однако сам по себе способ реминисцирования всегда носит интеллектуальный и творческий характер, этим он отличается от обыкновенного копирования, компиляции или, тем более плагиата. По той же причине необходимо разграничивать реминисценцию и цитату.
Слайд 22
Блоковские мотивы.
Пушкинские мотивы
Реминисценции