Слайд 2
«Гранатовый браслет», 1910 год
Рассказ посвящен одной из главных
тем творчества Куприна – теме любви.
В основе рассказа
лежит реальный факт – история любви скромного чиновника к светской даме – матери писателя Л. Любимова.
Куприн опоэтизировал частный случай , несколько изменил финал рассказа, придав ему трагическое звучание.
В эпиграфе рассказа стояла первая нотная строка из Второй сонаты Бетховена.
Слайд 3
Главные герои рассказа
Вера Николаевна Шеина
Жена предводителя дво-рянства, «холодная
и свы-сока любезная», «с холо-ным и гордым лицом»; деликатная
и самоотвер-женная, она изо всех сил помогает мужу сводить концы с концами, «хотя жить приходилось выше средств».
Г.С. Желтков
Бедный телеграфист, «маленький человек» со смешной фамилией, тихий, незаметный, НО
Силой своей любви он встает выше мелочной суеты, любовь возвысила его:«Меня не интересует в жизни НИЧТО»
Слайд 4
Первая тема для дискуссии:
Желтков слабый ,
безвольный человек, поэтому покончил жизнь самоубийством, не смог пережить
безответную любовь Желтков – великий человек, он имел талант любить, но по воле судьбы любовь не нашла взаимности. Его чувство вызывает гордость. Он ушел из жизни, чтобы не мешать жить любимой женщине, не быть преградой.
Слабый или великий Желтков. В чем заключался талант любви Желткова?
Слайд 5
Вторая тема для дискуссии:
Любовь , как у Желткова , бывает раз
в тысячу лет. Сильная, страстная, вечная Любовь Желткова – это любовь на расстоянии, любовь – восхищение и преклонение любимой. Но , если бы он стал мужем, то любовь бы превратилась в быт и в скором времени стала привычкой.
Существует ли настоящая любовь? Что же это такое.
Слайд 6
Третья тема для дискуссии
Желтков покончил жизнь самоубийством, так
как у него не было выхода Всегда есть выход,
и кончать жизнь самоубийством - глупость
Нужно ли было Желткову уходить из жизни?
Мнения учащихся
Слайд 7
Финал рассказа.
Какую роль в рассказе играет музыка?
Вывод
Любовь
для Желткова выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие
«решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить Желткова разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за громадное счастье – любовь.
Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность, как будто он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю его человеческую жизнь.»
Слайд 8
Куприн показывает великий талант любви и приравнивает его
к талантам признанных гениев.
Умирает Желтков, но пробуждается к жизни
княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая любовь, о которой «грезят все женщины и на которую больше не способны мужчины», та, «которая повторяется раз в тысячу лет».
Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки».
Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, всегда воскрешение и смерть».
Слайд 9
Письмо Желткова
"Вот сейчас я вам
покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно
обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: "Да святится имя Твое".
Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. "Да святится имя Твое".
Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. "Да святится имя Твое".
В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: "Да святится имя Твое".
Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою - слава Тебе.
Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю – слава Тебе.»
[Куприн А. И.: Гранатовый браслет, С. 88 и далее.Русская литература: от Нестора до Булгакова, С. 52146 (ср. Куприн: Повести, С. 350 Словарь)]
Слайд 11
Заключение
А.И. Куприн, "Гранатовый браслет".
(Куприн развивает традиционную
для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной
фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас», — пишет он в прощальном письме княгине Вере. Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». В этом можно усмотреть кощунство. Любовь для героя^ выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» —любовь.
Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность, ... как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев — Пушкиной Наполеона». Так Куприн показывает великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных_генцев.'
Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки».