Слайд 2
Автор: Кожемяко Софья,
ученица 5 класса А.
Научный руководитель:
учитель
русского языка и литературы
Котасова Наталья Дмитриевна.
Хабаровск, 2014
Басня: прошлое
и настоящее этого жанра литературы
Слайд 3
Объект исследования: басня как жанр литературы.
Предмет исследования: история
развития басенного творчества.
Цель работы: исследовать историческое развитие басни.
Слайд 4
▪ определить особенности басни как жанра литературы;
▪ выяснить,
как развивалась басня;
▪ выявить точки соприкосновения баснописцев разных времён;
▪
сравнить басни Крылова И. А. и Михалкова. С. В.;
▪ доказать, что басня как жанр занимает достойное место в нашей современной литературе.
Задачи:
Слайд 5
▪ библиографический;
▪ исследовательский;
▪ анализ (басни).
Методы исследования:
Слайд 6
В баснях отразились те человеческие качества, которые сами
люди воспринимают как пороки и недостатки и всеми способами
стараются искоренить их. Зло всегда очень живуче, поэтому и сегодня мы смеется над лицемерием, скупостью, тунеядством, изворотливостью, глупостью, мастерски показанными баснописцами в своих произведениях еще несколько веков назад.
Актуальность.
Слайд 7
План работы
1.Басня: история и особенности жанра.
2. О баснях И. А. Крылова и С.
В. Михалкова.
3.Сравнение басен И. А. Крылова и С. В. Михалкова.
Гипотеза.
Басня как жанр литературы имеет свои жанровые особенности, свою историю развития и значимость в современном мире.
Слайд 8
Басня – краткий
рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.
Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.
Басня – это древнерусское слово связано по происхождению с исчезнувшим глаголом БАТИ (говорить) и означало первоначально «рассказ, сказка».
1. Басня: история и особенности жанра.
Слайд 9
Возникновение басни как жанра относится к V веку
до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп
(VI–V вв. до н.э.). Эзоп жил более 2,5 тысячи лет тому назад; басни свои он писал прозой. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни - открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намёками. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка". Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа.
В античную эпоху известным баснописцем был древнеримский поэт Гораций (65–8 до н.э.). В Древнем Риме басни на латинском языке создавал Федр. Многие из его басен являются переработкой басен Эзопа. В Европе прославились своими баснями француз Ж. Лафонтен, в Англии - Т. Мур.
Слайд 10
В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695)
вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана
де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа. Но французский баснописец, используя сюжет античной басни, создает новую басню. В отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.
Слайд 11
В русской литературе основы национальной басенной традиции
заложил А.П.Сумароков (1717–1777). Его поэтическим девизом были слова: "Доколе
дряхлостью иль смертью не увяну, против пороков я писать не перестану...". Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (1769–1844), вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий.
Слайд 12
Иван Андреевич Крылов – известный
русский поэт-баснописец 19 века, академик Петербургской Академии Наук (1841).
Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа". В его произведениях отразились многие события общественной жизни этого периода, в которых он стремится сделать людей чище, добрее честнее. В его баснях можно увидеть не только свои недостатки, но и пути их исправления.
В своих баснях И. А. Крылов высмеивает пороки человеческой жизни: трусость, хитрость, жадность, глупость и другое.
2. О баснях И.А. Крылова
Слайд 13
В Германии XVIII века к жанру басни
обращается поэт Лессинг (1729–1781). Как и Эзоп, он пишет
басни прозой. У французского поэта Лафонтена басня являлась грациозной новеллой, богато орнаментированной, "поэтической игрушкой . Лессинг объявляет литературную войну Лафонтену: "Повествование в басне, – пишет он, – ...должно быть сжато до предельной возможности; лишенная всех украшений и фигур, она должна довольствоваться одной только ясностью" ("Abhandlungen uber die Fabel" – Рассуждения о басне, 1759).
Слайд 14
Басни также писал и Л.Н. Толстой(1828-1910). Например, его
басня "Два товарища", в которой говорится о двух друзьях.
Однажды они шли по лесу. На них выскочил медведь. Один мальчик бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а товарища оставил. Второму мальчику делать было нечего - упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать. Медведь подумал, что мальчик мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, первый мальчик слез с дерева и смеётся: "Ну что тебе медведь на ухо сказал?" - "А он сказал мне, что плохие люди те, которые в беде от товарищей убегают". Это поучение, вывод. К этой басне подходят пословицы: " Друг познаётся в беде.« - " Сам погибай, а друга выручай." - "Товарищу всегда помогай - в беде его выручай.".
Слайд 15
а) мораль;
б) аллегорический (иносказательный) смысл;
в) типичность
описываемой ситуации;
г) характеры-персонажи;
д) осмеяние человеческих пороков и
недостатков.
Следует выделить такие особенности басни:
Слайд 16
Кроме того, существуют иронические, пародийные басни Кузьмы
Пруткова, А.К. Толстого ,братьев Жемчужниковых, революционные басни Демьяна Бедного.
Советский поэт Сергей Михалков, которого юные читатели знают как автора "Дяди Степы", возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни.
Кузьма Прутков
Сергей Михалков
Слайд 17
Сергей Владимирович Михалков (28.02.1913-27.08.2009) -
классик русской детской литературы 20 века, поэт, баснописец, драматург,
видный общественный деятель, автор двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации, председатель Исполкома Международного Сообщества Писательских Союзов.
Широко известна и признана большая работа С. В. Михалкова в области басни – этого старейшего, испытанного литературного жанра. Поэт продолжил традицию русской классической басни, бичующей отрицательные явления в быту и нравах, подвергающей осмеянию непривлекательные черты в характере и поступках человека.
Михалковым было написано более 200 басен.
Басни С. В. Михалкова читаются легко и весело, потому что они в основном с юмором, но имеют определённый смысл.
О баснях С. В. Михалкова.
Слайд 18
Мы рассмотрим басни у И.А. Крылова (19 век)
и С. В. Михалкова (20 век) и найдем их
сходство и различие.
Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Крылов позаимствовал идею басни о стрекозе и муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у не менее известного древнегреческого писателя Эзопа. Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием. Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.
3. Сравнение басен И. А.Крылова и С. В.Михалкова.
Слайд 19
Белые перчатки появились у птицы-грача. Загордился он, что
только у него есть такая красота. Собрались птицы лететь
работать, всяких жучков собирать, да покушать, а грач дома остался. Как же это так белые перчатки марать? Натрудились птички за день, вернулись назад, а грач в своих перчатках сидит голодный-голодный, да настолько обнаглел, что просил птиц покормить его. Отказали птицы такому нахалу, спели песни и спать легли, а грач сидел-сидел, да и съел от голода перчатку. Вот и получается, что вещи не сделают никого особенным, а вот работать и отдыхать лучше всем вместе.
Как мы видим, в обеих баснях осуждается лень, безответственность, нежелание работать. И хотя герои и действия разные, мораль здесь одна: «Не надо лениться, а надо трудиться». Это же подтверждает русская народная пословица «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».
Басня С.В. Михалкова «Белые перчатки».
Слайд 20
Первая черта басни – особенности характера, то,
чем одно животное отличается от другого: "Животные представляют в
ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого ясное изображение как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка – я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу – я вижу льстеца или обманщика...". Так, Осел олицетворяет глупость, Свинья – невежество, Слон – неповоротливость, Стрекоза – легкомыслие. По мнению Жуковского, задача басни – помочь читателю на простом примере разобраться в сложной житейской ситуации
Вторая особенность басни, пишет Жуковский, заключается в том, что "перенося воображение читателя в новый мечтательный мир, вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное с существующим (которому первое служит подобием), а удовольствие сравнения делает и самую мораль привлекательною". То есть читатель может оказаться в незнакомой ситуации и прожить ее вместе с героями.
В. А. Жуковский в статье "О басне и баснях Крылова" указал четыре главные особенности басни.
Слайд 21
Третья особенность басни – нравственный урок, мораль,
осуждающая отрицательное качество персонажа. "Басня есть нравственный урок, который
с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые, вы щадите его самолюбие, вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою", – пишет Жуковский.
Четвертая особенность – вместо людей в басне действуют предметы и животные. "На ту сцену, на которой привыкли мы видеть действующим человека, выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природою, чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме действие сверхъестественных сил, духов, сильфов, гномов и им подобных. Разительность чудесного сообщается некоторым образом и той морали, которая сокрыта под ним стихотворцем; а читатель, чтобы достигнуть до этой морали, согласен и самую чудесность принимать за естественное."
Слайд 22
Басня «Зеркало и обезьяна» в своём содержании
высмеивает глупость, язвительность, бестактность Мартышки, которая в зеркале «видя
образ свой», не хотела узнать себя и спросила Медведя: «Кум, милый мой, что это там за рожа?» И тут же вспомнила «средь кумушек своих таких кривляк пять-шесть». В ответ услышала добрый совет Мишеньки: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?».
Похожая тема раскрыта и в басне Михалкова «Зеркало». Один нахальный Носорог постоянно насмехался над другими зверями. То он кричал Жирафу: «Дяденька, достань воробушка!» То приставал к бедному Страусу: «Эй, ты, недощипанный, какая же ты птица, коль летать не умеешь!»
Зверям надоели эти насмешки, и они решили проучить нахала. И вот тут появляется зеркало. Поставили его звери перед Носорогом, чтобы повнимательнее он посмотрел на себя. Носорог долго хохотал и кричал: «Что это там за уродина?» Но так и не понял, что это был он сам. Ну, а все решили, что Носорог «глуп, как пробка», и перестали обижаться.
Теперь сравним басни Крылова «Зеркало и обезьяна» и Михалкова «Зеркало».
Слайд 23
Если в первых парах басен схожа мораль, то
в следующих парах появляются одинаковые герои. Так Петух становится
центром внимания как в басне Крылова «Петух и жемчужное зерно», так и у Михалкова в басне «Упрямый Петух».
Герой Ивана Крылова нашёл в навозной куче сверкающую жемчужину и всё удивлялся:
«Какая вещь пустая!»
То ли дело зерно ячменное!
«Оно не столь хоть видно, да сытно».
«Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут
То всё у них пустяк»: - осуждает Петуха Крылов.
Слайд 24
В басне Сергея Михалкова Петух, увидев парящего в
небе орла, стал хвастаться: «Чем я не орёл?» Те,
кто его побаивался, куры и щенок, согласились с ним. Но Кот возмущённо фыркнул: «Я и без крыльев высоко заберусь!» - и залез на дерево.
Петух рассердился, разбежался, замахал крыльями и…«очутился верхом на свинье». Испугавшись спросонья, Хрюшка вскочила, кинулась под лавку. Стоявшее там ведро с водой накрыло Петуха. После этого он стал похож на мокрую курицу. Но, обсохнув на солнышке, опять стал кричать: «Орёл я или не орёл?»
Да, самомнение и упрямство бывают сродни невежеству.
Слайд 25
4. Почему басни И. А. Крылова и С.
В. Михалкова не теряют своей актуальности?
Итак, моё исследование
подтвердило мысль о том, что басня, пройдя длительный путь развития, жива и сегодня. Почему?
Слайд 26
Произведения замечательного русского баснописца 19 века И. А.
Крылова, , и С.В. Михалкова, баснописца 20 века, имеют
всемирную известность. Восхищение и широкий интерес вызывали басни в XIX веке, не теряют они своей актуальности и сейчас. Что же является причиной такой удивительной живучести этих коротких стихотворных историй?
Гоголь не зря называл басни Крылова «книгой мудрости самого народа», ведь в них отразились те человеческие качества, которые сами люди воспринимают как пороки и недостатки и всеми способами стараются искоренить. Звери и вещи, говорящие понятным нам языком, обладающие характерами, которые мы с легкостью можем заметить у наших знакомых и окружающих, помогают нам критически взглянуть на самих себя, стать честнее, добрее, трудолюбивее. Однако зло всегда очень живуче, поэтому и сегодня, читая басни Михалкова, мы тоже смеется над лицемерием, скупостью, тунеядством, изворотливостью, глупостью, мастерски показанными ещё Крыловым в своих произведениях 150-200 лет назад.
Вторая причина «долгожительства» басен - меткий, точный и яркий язык поэтов. Вот почему большинство басен запоминаются безо всякого труда, вот почему многие строки из басен Крылова стали афоризмами, которые мы и сегодня используем в повседневной жизни.
Слайд 27
Басни Крылова стали широко известны еще при его
жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью, потому
что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости.
А. С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Этим качеством отличаются и басни С. В. Михалкова.
Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость.
Слайд 28
Например, в баснях «Квартет», «Лебедь, Щука и
Рак» он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без
которых нельзя достичь хороших результатов. А «Волк и Ягненок» - злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: «У сильного всегда бессильный виноват».
Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. В языковых средствах, образах Крылов идет от фольклора, но при этом благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: «А Васька слушает да ест», «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь», «А ларчик просто открывался» , «Недаром говорится, Басни И. А. Крылова не стареют. Они и для нас, современных читателей, интересны и полезны.
И всё ценное , что есть в баснях И.А. Крылова, продолжил и развил в своём творчестве представитель уже советской литературы С. В. Михалков, что позволяет утверждать: басенное творчество , пройдя длительный путь развития, живёт и в наше время. Выдвинутая мною гипотеза доказана.