FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.
Email: Нажмите что бы посмотреть
Весной 1823 года
Тютчев влюбился в совсем ещё юную
Амалию фон Лерхенфельд.
Амалия лишь считалась дочерью
видного мюнхенского дипломата
графа
Максимилиана фон Лерхенфельд-Кеферинга.
На самом деле она была
внебрачной дочерью прусского короля
Фридриха-Вильгельма III и княгини Турн-и-Таксис
(и являлась, таким образом,
побочной сестрой другой дочери этого короля
-русской императрицы Александры Федоровны).
Королевская дочь, ослепительной красоты,
Амалия явно стремилась добиться
как можно более высокого положения в обществе.
И это ей удалось. За время отъезда Тютчева в отпуск
Амалия обвенчалась с его сослуживцем,
бароном Александром Сергеевичем Крюндером.
Неизвестно, когда точно Тютчев узнал о свадьбе Амалии,
но легко представить себе его
тогдашнюю боль и отчаянье.
Шли годы, и в 1870 г. Тютчеву довелось
вновь встретить уже и немолодую
Амалию Максимилиановну в Карсбаде,
куда поэт приехал лечиться..
тогда-то и было написано стихотворение «Я встретил вас…».
Но, несмотря на обиды,
взаимоотношения Амалии с Тютчевым
продолжались целых полвека,
несмотря на то, что он был женат на другой, он посвятил ей стихи:
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит.
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и с замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
Ф.И. Тютчев.
Неизвестный художник. 1819–1820
Твой милый взор, невинной страсти полный,
Златой рассвет небесных чувств твоих
Не мог - увы! умилостивить их -
Он служит им укорою безмолвной.
Сии сердца, в которых правды нет,
Они, о друг, бегут, как приговора,
Твоей любви младенческого взора.
Он страшен им, как память детских лет.
Но для меня сей взор благодеянье;
Как жизни ключ, в душевной глубине
Твой взор живет и будет жить во мне:
Он нужен ей, как небо и дыханье.
Таков горе - духов блаженный свет;
Лишь в небесах сияет он, небесный;
В ночи греха, на дне ужасной бездны,
Сей чистый огнь, как пламень адский, жжет.
К. Б.
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-
Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
1826 год – Тютчев женится на графине Ботмер.
Их семью посещает вся баварская интеллигенция.
Тютчев переводит на русский язык
стихотворение Гейне «С чужой стороны».
Перевод произведения назывался «Сосны»
и годом позже был напечатан в «Аонидах».
Известно также, что Федор Иванович
спорил с немецким философом Шеллингом.
Это был во многих отношениях
необычный, странный брак.
Двадцатидвухлетний Тютчев
тайно обвенчался с совсем недавно
овдовевшей женщиной,
матерью четырёх сыновей в возрасте
от одного до семи лет, к тому же
с женщиной на четыре года старше.
Еще и через два года многие
в Мюнхене, по свидетельству
Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе.
«Серьёзные умственные запросы
были ей чужды», но однако
бесконечна очаровательная,
обаятельная – писал
биограф поэта К.В. Пигарев об Элеоноре.
Ф.И. Тютчев.
Неизвестный художник. 1825
Можно предположить, что Тютчев
решился на женитьбу
главным образом ради спасения
от мук и унижения,
вызванных утратой истинной
своей возлюбленной.
Но, так или иначе, Тютчев
не совершил ошибки.
Элеонора беспредельно полюбила его.
Она сумела создать уютный и
гостеприимный дом.
Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет.
От этого брака у него было три дочери:
Анна, Дарья, Екатерина.
С горы скатившись,
камень лег в долине.
Как он упал? Никто
не знает ныне -
Сорвался ль он
с вершины сам собой,
Иль был низринут
волею чужой?
Столетье за столетьем
пронеслося:
Никто еще не разрешил вопроса.
1839 год – Тютчев женится на баронессе Дернгейм.
В этом же году за самовольный отъезд в Швейцарию
(чтобы заключить брак) он отставлен
со службы и лишен звания камергера.
Тютчев с женой переезжают в Мюнхен.
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
Но есть сильней очарованья:
Глаза потупленные ниц,
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
«Денисьевский» цикл - это собрание стихотворений
Ф.И. Тютчева, в которых говорится о его любви
к Елене Денисьевой.
Отношения поэта с Денисьевой были
более чем драматичными, однако продолжались
в течение четырнадцати лет.
Общество с трудом мирилось с их связью:
во-первых, Тютчев был женат,
во-вторых, возлюбленная годилась ему в дочери.
Но, несмотря ни на что, отношения продолжались.
У Денисьевой и Тютчева родились дочь и двое сыновей.
С официальной своей семьей Тютчев не порывал,
тем не менее в гостиных Петербурга и окрестностей
его нещадно поносили - ему не могли простить
этот роман на стороне, потому что
здесь была подлинная страсть,
не таимая от света, отличавшаяся постоянством.
На самое Денисьеву было воздвигнуто общественное гонение.
Трудны и тяжелы были для Тютчева и сцены,
нередко происходившие между ним и Денисьевой.
Мы знаем о ней мало, помимо стихов,
посвященных ей Тютчевым.
Отрывочные сведения, дошедшие до нас,
рисуют нам Денисьеву с чертами иных
героинь Достоевского, душевно растерзанных,
способных к самым мрачным выходкам.
Не раз ты слышала признанье:
"Не стою я любви твоей".
Пускай мое она созданье -
Но как я беден перед ней…
Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе -
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе…
Когда, порой, так умиленно,
С такою верой и мольбой
Невольно клонишь ты колено
Пред колыбелью дорогой.
Где спит она - твое рожденье -
Твой безымянный херувим, -
Пойми ж и ты мое смиренье
Пред сердцем любящим твоим.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.
Ты помнишь ли, при нашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!…
Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно постыдилась
И тайн и жертв, доступных ей.
Ах, если бы живые крылья
Души, парящей над толпой,
Ее спасали от насилья
Бессмертной пошлости людской!
Четыре женщины, четыре Музы
вдохновили поэта на создание прекрасных лирических стихотворений.
Ф.И. Тютчев изобразил любовь как чувство и как отношение
между людьми, подвластное влиянию общества.
Его герои – не оторванные от жизни люди, а обыкновенные,
хорошие, слабые и сильные одновременно, не
способные разорвать тот клубок противоречий, в котором они оказались.
Ф.И. Тютчева обвиняли в грехе прелюбодеяния.
Но не люби он с такой силой и самосожжением,
не было бы и его гениальной любовной лирики.
Настоящая лирика поэта всегда имеет отношение к каждому из нас.