Слайд 2
Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц -
рукодельниц.
Вся женская половина русской деревни пряла, ткала,
вышивала, даря дивное узорочье всем на радость.
Слайд 3
Русские женщины умело превращали ткани, простые и дорогие,
в подлинные произведения искусства.
Начиная с 8-9 лет
к рукоделию приобщались девочки, которые постигали секреты женского ремесла, готовили приданое.
Слайд 4
Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё
было украшено тканым или вышитым орнаментом.
Слайд 5
В течение нескольких столетий у русского народа выработались
определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит.
В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга, и конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье.
Слайд 6
Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно
предположительно разделить на следующие разновременные пласты:
1) строгая геометрическая орнаментика,
отражающая идею плодородия природы;
2) лицевые изображения женщины или древа с конями и солярными знаками;
3) лицевые изображения женщины и подбоченившихся всадников, сидящих лицом к зрителю;
4) женщина с конными воинами, изображенными в профиль.
Слайд 7
В средней полосе России часто встречаются одноцветные или
белые вырезы, на юге и севере такая вышивка выполняется
на основе сочетания ярких цветных ниток.
В Смоленской, Тверской, Калужской, Рязанской, Орловской губерниях мастерицы чаще применяли цветную перевить. В отличие от белой строчки в цветной перевити столбики сетки плотно обвиваются цветными нитями, обычно красными или золотистыми, но встречаются малиновые. На ярком цветном фоне четко выделялся белый узор, который нередко был расцвечен.
Слайд 8
Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец.
Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и
конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей
Слайд 9
Орнамент в своём первородном виде – это некое
магическое заклинание.
Посмотрите, как решены фигуры женщины и
всадниц на конях – у них угловатые тела, странной формы головы. Ведь это не только изображение, а знаки орнамента.
Слайд 10
Декоративны птицы на вышивках полотенец.
Дивные сказочные
птицы живут в узорах крестьянской вышивки – здесь и
птица-пава с пышным хвостом, и могучий орёл, и птица Сирин .На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым.
Слайд 11
Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке
в частности очень многозначен.
Птица символизировала Солнце, тепло,
свет, весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица - это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших. Словом, чтобы понять, в каком значении птица представлена на той или иной вышивке, нужно оценить весь сюжет в целом.
Слайд 12
Сюжет "Мать Мира с птицами в поднятых руках"
встречается уже в вышивке X века.
Как считают
ученые, этот узор изображает осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи. Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и "красном петухе".
Слайд 13
В русском язычестве птицы считались
привратниками Ирия - Рая. Они открывали двери Неба весной
и закрывали их осенью, то есть полагались созданиями Небесного уровня бытия. Сюжет "Птицы около Древа Жизни" можно осмыслить вполне материалистически: раз в реальном мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и на небесном Древе должны быть свои птицы. Однако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около дерева, удостоверяют, что это именно Древо Жизни.
Слайд 14
Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ
древа жизни.
Слайд 15
Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ
– барсов, львов, единорогов.
Слайд 16
Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» или,
как их еще называют «месяцы. “Круги”-”месяцы” можно встретить на
концах полотенец, передниках. Вышивали их по кумачу или хлопчатобумажной материи “бурого” (бордового) цвета тамбурным швом. На концах полотенец изображалось по одному большому кругу, на других вещах – по три – семь малых кругов в ряд. И почти всюду круги окружены растительным орнаментом.
Слайд 17
Полотенца с «кругами» висели прежде вместо календарей. Их
берегли, передавали из поколения в поколение. “Круг” состоит из
цветка - “солнышка” и описанного вокруг незамкнутого кольца - “месяца”, от которого, надо полагать, узор и получил своё название.
Слайд 18
Кроме самих знаков в русской
вышивке большое значение имел цвет. Белый цвет связывался в
народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.
Слайд 19
Задание:
Выполните эскиз вышитого полотенца по мотивам народной
вышивки. Ещё раз обратите внимание на выразительный язык вышивки
а также на возможность по-разному решать один и тот же изобразительный мотив.
Постарайтесь размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женская фигура с предстоящими всадниками, птица), дополните его орнаментальными рядами, которые выстройте из ритмически повторяющихся знаков-символов, растительных элементов.