Слайд 2
Древняя Греция располагалась на юге Балканского полуострова и
на островах Эгейского моря. В древности она называлась Элладой, а
её жители называли себя эллинами. Почти со всех сторон материковую древнюю Грецию омывают волны Средиземного моря. Побережье древней Греции изрезано морскими заливами, удобными для стоянки кораблей. По своим природным условиям материковая древняя Греция делится на три части: Северную древнюю Грецию, Среднюю и Южную.
Северная Греция — это суровый горный край. Здесь нередко бывают дожди и снежные метели. Самая высокая гора — Олимп (почти три километра высотой) . Её вершина всегда покрыта снегом. Древние греки верили, что на Олимпе живут боги. Из Северной в Среднюю древнюю Грецию вела только узкая тропа высоко в горах над морем. Она называется Фермопильским перевалом. Южной Грецией называют полуостров Пелопоннес. Здесь находилось греческое государство Спарта, известное своими храбрыми и верными воинами.
Слайд 3
Искусство Древней Греции сыграло важнейшую роль в развитии
культуры и искусства человечества. В Древней Греции сложилось искусство,
проникнутое верой в красоту и величие свободного человека.
Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека. В античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись.
Слайд 4
Архитектура
Мне вечно будет дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи. Под
вашу мраморную сень, Что пены волн морских белее, Когда, священный Парфенон, Я увидал в лазури чистой Впервые мрамор золотистый Твоих божественных колонн, Твой камень, солнцем весь облитый Прозрачный, теплый и живой, Как тело юной Афродиты, Рожденной пеною морской.
Д.С. Мережковский
Храм Парфенон посвящен Афине. Построил его самый знаменитый архитектор Греции Иктин. Храм окружен со всех сторон колоннами и смотрится величественно, торжественно и строго.
Слайд 5
Греческая архитектура была храмовой. Греческий храм был основным
типом общественного здания. Греки разработали строгую схему соотношений между
частями зданий, которая получила название ордера.
Храм Ники Аптерос.
Храм Геры в Олимпии
Слайд 6
«Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без
изнеженности».
Именно так выразил идеал греческой культуры, общественный деятель
V в. до н.э. Перикл.
Ничего лишнего - главный принцип искусства и жизни Древней Греции.
Эрехтейон. Храм, посвященный Афине и Посейдону (421-407 до н.э.)
Кариатида
Слайд 7
Дорический ордер
Ионический ордер
Коринфский ордер
Древнегреческие архитектурные стили
Слайд 8
Древнегреческая скульптура
образ свободного человека воплотился в каменных
изваяниях, как одиночных, так и объединенных в пластические группы
Мирон
Дискобол.
Поликлет. Дорифор.
Леохар. Аполлон Бельведерский.
Слайд 9
Искусство Древней Греции стало той опорой и основой,
на которой выросла вся европейская цивилизация. Без античной скульптуры
не было бы блестящих шедевров Возрождения, да и дальнейшее развитие этого искусства трудно себе представить. В истории развития греческой античной скульптуры можно выделить три больших этапа: архаический, классический и эллинистический.
Богиня с гранатом
Поликлет. Раненая амазонка
Агесандр Родосский. Лаокоон и его сыновья
Слайд 10
А сейчас представьте картину. Яркий солнечный день. Берег
моря. Вдали мы видим парус, который надувается под свежим
средиземноморским ветром. Мы идем по берегу моря, под ногами шуршит галька, поднимаемся по тропинке к городу и попадаем в гончарную мастерскую.
Слайд 11
Гончарная мастерская. У одноэтажного каменного здания кипит работа.
Во дворе в небольшом углублении в земле месят ногами
глину рабы. Здесь и женщины и дети. Рядом в помещении с открытыми окнами работает мастер . Все идеально в его руках. Глина послушна и податлива. В соседнем помещении другие мастера совместно с художниками расписывают уже обожженные, желтовато-красные вазы. В окне видно, как рабы, покрывшись потом, занимаются обжигом.
Слайд 12
Одной из самых высокоразвитых областей искусства была вазопись. В
Афинах были целые кварталы ремесленников - керамик, в котором работали
гончары и художники, специалисты по росписи ваз. Керамическое искусство в Древней Греции очень ценилось, об этом говорят записанные на вазах имена гончаров - живописцев.
Слайд 13
Основным материалом для производства глиняных изделий в древней
Греции служила простая пластичная железистая глина, дававшая при обжиге
черепок кирпично-красного или бледно-желтого цвета. Для раскрашивания изделий использовались землистые краски, из которых особенно замечателен блестящий черный лак. Живопись на античных изделиях производилась по сырой глине, для чего требовалась большая уверенность и решительность руки рисовальщика.
Слайд 14
Великолепные предметы искусства, созданные античными греками, до сих
пор восхищают нас величием пропорций, красотой форм.
Слайд 15
Функциональное назначение ваз определялось их формой. Основные
типы сосудов принято распределять по трем
основным группам:
Сосуды для хранения различных припасов
Застольная посуда, служившая преимущественно для питья вина
Вазы для масла
АМФОРА
СКИФОС
РИТОН
КИЛИК
КИАФ
Слайд 16
ГИДРИЯ
КРАТЕР
ПЕЛИКА
КАНФАР
ПИКСИДА
ОЙНОХОЯ
Слайд 17
Греческая керамика – настоящее воплощение той страсти к
красоте, что была присуща древним грекам. Форма и роспись
ваз, восхищают и сегодня посетителей крупнейших музеев мира. В зависимости от времени создания, исторической культуры и стиля, древнегреческая вазопись подразделяется на несколько периодов.
Слайд 18
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Развивается в Гомеровский период.
Формы отличаются благородством, четким
решением композиции, строгостью силуэта, подчеркнутого росписью.
Обычно расположенный поясами, орнамент
наносился тёмно – коричневым лаком по желтому фону глиняного сосуда, покрывая его верхнюю часть, а иногда заполняя всю поверхность.
Важное место занимает мотив плетёнки – меандра, который сохраняется на протяжении всего развития греческого искусства.
Слайд 19
Геометрические узоры уступают место растительным мотивам. Широко применяются
пальметты, стилизованные цветы и бутоны лотоса, образуя пояса и
кольца.
Слайд 20
КОВРОВЫЙ СТИЛЬ
В VII в. до н. э в
Коринфе возникает особый стиль вазописи. Роспись заполняет весь сосуд,
покрывая его ковром. Поверхность пухлого по форме кувшина - разделена на фризы - полосы с мерно выступающими на них животными. На вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические - сфинксы, сирены с красивыми динамичными линиями упругих контуров.
Слайд 21
ЧЕРНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ
Расцвет в 6 в. до н.э. в
Аттике.
Фигуры, нанесённые черным лаком, на желтоватом или красноватом фоне
глины, выполненные белой или пурпурной краской детали одежды, орнамента.
Используются сюжеты мифов
Главные мастера: Клитий, Эксекий, Амасис.
Слайд 22
КРАСНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ
Расцвет 6 – 5 вв. до н.э.
Черный
фон и фигуры цвета глины.
Подсобная роль орнамента, обилие
жанровых и мифологических сцен позволила более детально прорисовать формы, намечать объёмы с помощью внутренних линий.
Отличается четкостью и изяществом рисунка при сохранении известной жёсткости и угловатости форм
Крупные мастера: Ефроний, Дурис, Брига.
Слайд 23
СЮЖЕТЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ВАЗ
…И каждая ваза - с рисунком
– рассказом.
Слайд 26
…Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты
в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада
диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)…
А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, подающий советы.
А это – кентавры… А это… А это…