Слайд 2
Готический стиль
в архитектуре сформировался в
XII – XIII в.в.
В его основе лежало романское
наследие и растущее могущество католической церкви, которое необходимо было подчеркнуть соответствующими масштабами церковных сооружений.
Слайд 3
Термин “готика” (от итал. gotico — “готский”) образован
от названия германского племени готов. Он был введён в
обиход итальянскими гуманистами эпохи Возрождения и использовался последними для уничижительного обозначения всего средневекового искусства, считавшегося в то время “варварским”.
Слайд 4
Готика зародилась в середине XII
века на севере Франции, в XIII веке она распространилась
на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила, так называемая, интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.
В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития:
ранний,
зрелый
(высокая готика) и
поздний
(пламенеющая готика).
Слайд 5
Ведущим архитектурным типом в готике стал собор, возвышавшийся
над городской застройкой. В соборе и вокруг него сосредоточивалась
общественная жизнь горожан.
Слайд 6
Дополнительным импульсом развития архитектуры явилась необходимость собрать в
одном месте на воскресную мессу всё население растущего города.
Старые романские храмы были для этого слишком тесны.
Обстоятельства настоятельно требовали увеличения внутреннего пространства храма.
Миланский кафедральный собор
Слайд 7
Невиданная доселе высота готических храмов достигалась применением каркасной
системы в строительстве.
К основным элементам готической архитектуры относятся:
Нервюры – стрельчатые арки.
Оценив достоинства такого свода, готические зодчие проявили большую изобретательность в его разработке, а также использовали его конструктивные особенности в декоративных целях.
Схема кладки
каркаса
готического свода
АРКБУТАНЫ – открытые полуарки.
КОНТРФО́РСЫ –
столбы, служащие опорами для стрельчатых арок. Они укрепляют основную несущую конструкцию (главным образом наружную стену).
Йоркский кафедральный собор. Англия
Слайд 9
Аркбутаны Йоркского кафедрального собора. Справа они поддерживают стену,
а слева сами подпираются ажурными башенками - пинаклями. Пинакли, в
свою очередь, увенчаны остроконечными шатрами - фиалами.
Слайд 10
Готические строители — архитекторы и «вольные каменщики»
странствующих артелей соревновались в том, кто выше поднимет своды
собора. Формы архитектуры стали выражать не прочность и устойчивость, а христианскую идею Вознесения, устремлённости к небу, слиянию с Богом.
Слайд 11
Огромное окно-роза (до 12 метров в диаметре) обычно размещалось над
входом в собор и украшалось фигурным переплётом, напоминающим распустившуюся
розу или звезду. Роза пришла в готику из романского стиля и изначально была довольно скромным архитектурным элементом. Но в процессе развития готики, а особенно в архитектурном стиле «пламенеющая готика», роза стала украшаться замысловатыми узорами, лепестками и лучами.
Окно-роза
собора
Сен-Шапель.
Франция
Слайд 12
К особенностям готической архитектуры можно отнести и порталы.
Фасады соборов украшались сложным орнаментом и скульптурами.
Французская готика.
Реймский собор. Портал западного фасада.
Слайд 13
Гаргульи – это резные фигуры, созданные с полезной
функцией: для отвода дождевой воды от стен зданий, оформленные
в виде причудливых гротескных фигур демонических существ.
Слайд 14
Гротескные скульптуры, называемые
химерами - это не
столько декоративные архитектурные элементы сколько идеологические.
Они «высматривают» заблудшие души,
напоминая прихожанам о том, что зло не дремлет, а
грешники будут иметь дело в аду с этими ужасными монстрами.
Слайд 15
Собор Парижской Богоматери
Это один
из старейших готических соборов в Европе, памятник ранней французской
готики, ставший образцом для многих архитектурных построек Франции и других стран. Его начали строить в 1163 году и строили до 1315 года. Строительство Собора Парижской Богоматери продлилось 182 года.
Слайд 17
«Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои
чудовищные рёбра, –
Тем чаще думал я: из тяжести
недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам…» О. Мандельштам
Слайд 18
Скульптуры Нотр - Дама красноречиво говорят нам о
религиозном мировоззрении Средневековья, главной идеей которого была убеждённость в
слабости и греховности тела человека и непобедимой силе верующей души. Каждый персонаж имеет выразительный характер. Мыслитель – задумчиво созерцает Париж с высоты птичьего полёта. У каждой статуи есть своё имя.
Слайд 23
Собор является хранителем величайшей святыни христианского мира -
Тернового Венца Иисуса Христа.
Слайд 24
В менее сотни километров от Парижа расположен старинный
город Шартр, который на весь мир известен памятником архитектуры особой
исторической ценности. Речь идет о Шартрском соборе Пресвятой Богородицы, который с 13 века сохранился почти в неизменном виде и представляет собой уникальный образец ранней и чистой готической архитектуры, почти не испорченной влиянием более поздних течений в зодчестве.
Слайд 25
Освящение собора, получившего название Нотр-Дам де Шартр произошло в 1260
Слайд 27
Покров Божьей Матери – святыня Шартрского собора.
Слайд 28
Шартрский
собор.
Скульптуры
королевского
портала
Слайд 29
Шедевром зрелой готики и «академией искусств» для средневековых
мастеров стал Реймский собор.
Строительство собора началось в 1211
г. и продолжалось до 1481 г.
Реймский собор – классический образец архитектуры высокой готики в период её наивысшего расцвета. Фасад собора представляет собой один из лучших образцов французской готики.
Слайд 30
Этот собор видел коронацию 26 французских монархов.
Слайд 31
Общее число скульптур собора составляет 2303.
Слайд 34
Леса готической скульптуры!
Как
жутко всё и близко в ней.
Колонны, строгие фигуры
Сивилл, пророков,
королей...
Мир фантастических растений,
Окаменелых привидений,
Драконов, магов и химер.
Здесь всё есть символ, знак, пример.
Какую повесть зла и мук вы
Здесь разберёте на стенах?
Как в этих сложных письменах
Понять значенье каждой буквы?
Их взгляд, как взгляд змеи, тягуч...
Закрыта дверь. Потерян ключ.
Максимилиан Волошин
Слайд 36
Руанский кафедральный собор считается самым высоким храмом во
всей Франции ( высота 151 метр) и представляет собой
настоящий шедевр архитектурного стиля пламенеющей готики.
Слайд 37
Начало строительства собора
относится к 1202 г.
Слайд 39
Величайший французский художник Клод Моне запечатлел эту непередаваемую
словами красоту более чем на 50 своих полотнах.
Слайд 40
В Руанском соборе находится подлинный саркофаг, в который
много веков назад поместили сердце великого рыцаря - Ричарда Львиное
Сердце.
Святых Петра и Марии, напоминающий в
плане латинский крест, на сегодняшний день является одним из крупнейших католических соборов на территории Европы и самым значительным храмом Германии. Устремлённый ввысь собор, возвышающийся над историческим центром Кёльна, является одновременно монументальным и ажурным, величественным и изящным.
Грандиозные размеры храма поражают и сегодня – собор простирает на 144 метра в длину, его ширина составляет 83 метра. Остроконечные шпили собора по своей высоте сопоставимы лишь с современными небоскрёбами – они устремляются в небо на высоту 157 метров.
Слайд 44
Первый камень Кёльнского собора был заложен в 1248
году. А полное завершение строительства состоялось только в 1880
г.
Слайд 47
Это главное богатство собора — золотой ковчег с
останками волхвов (Ларь трёх волхвов), украшенный множеством драгоценных камней
и жемчужин.