Слайд 2
Искусство народов древней Передней Азии, на первый
взгляд, может показаться для восприятия и понимания довольно сложным
, но одновременно загадочным. Сюжеты, приемы изображения людей или событий, отображение пространственно-временных отношений — все это основывалось на специфических представлениях и верованиях древних людей. Любое изображение содержит в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стоит система абстрактных понятий — добро и зло, жизнь и смерть и т.п.
Для выражения этих понятий художники прибегали к языку символов, разобраться в котором современному человеку не так просто.
История искусства стран древней Передней Азии, начавшаяся на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. в Южном Междуречье, развивалась на протяжении нескольких тысячелетий.
Слайд 3
ЦЕЛИ
Изучить искусство Древней Передней Азии
Объяснить специфику приемов мастеров
Сравнить
искусство разных периодов
Слайд 4
ПЛАН
Искусство Шумера и Аккада
Искусство Старовавилонского царства
Искусство Ассирии
Искусство Нововавилонского
царства
Искусство империи Ахемедидов
Слайд 5
Белый храм и зиккурат в Уре. Реконструкция. XXI
в. до н. э.
В аккадский период возникает новая форма
храма — зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние — в красный, верхние — в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света. В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас.
Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница отвечала стремлению к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни.
Искусство Шумера и Аккада
Слайд 6
Бронзовая голова из Ниневии. XXIII в. до н.
э.
Бронзовая голова из Ниневии воплощает в себе новые достижения
аккадских ювелиров. Памятник изображает монарха с характерными семитскими чертами (длинная вьющаяся борода и собранные в пучок волосы).
Слайд 7
Статуя адоранта. III тыс. до н. э.
До нашего
времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале
III тысячелетия до н. э. Весьма распространенным типом скульптуры был так называемый адорант — статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего. На примере данной статуи отчетливо прослеживаются характерные особенности шумерской скульптуры. Ноги персонажа очень крепкие и изображаются параллельно на круглом основании.
Слайд 8
Статуя сановника Эбих-Иля из Мари . Сер. III
тыс. до н. э.
Стиль скульптурных мастерских в Мари
напоминает утонченную лепку из мягкой глины. Типичным примером может служить статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Лицо сановника озарено мягкой улыбкой, огромные глаза смотрят внимательно и напряженно, подбородок четко отделен от груди. С тщательностью выполнены все детали, особенно в одежде, которая представляет собой юбку овечьей шерсти с вырезанными поштучно прядями или клоки бороды с вьющимися кончиками. Руки вырезаны мягко, мускулатура скрыта.
Слайд 9
Штандарт Ура . Около 2600 г. до н.
э.
«Штандарт Ура» представляет собой две наклонные панели, соединенные рейками.
Был найден археологом Леонардом Вулли в 1930-е гг. в одной из царских гробниц Ура. Назначение его неизвестно. Вулли предположил, что данный предмет носили на шесте (как штандарт), отсюда его название. Согласно другой теории, «Штандарт Ура» был частью музыкального инструмента. На одной панели штандарта изображены сцены мирной жизни, на другой — военные действия. «Панель войны» представляет собой одно из самых ранних изображений шумерской армии. Боевые колесницы, запряженные четырьмя онаграми каждая, прокладывают дорогу, попирая тела врагов; пешие воины в плащах вооружены копьями; врагов убивают топорами, пленников в раздетом виде ведут к царю, который также держит в руках копье. «Панель мира» изображает ритуальный пир. Процессии несут на пир животных, рыбу и иную снедь. Сидящие фигуры, одетые в юбки с бахромой, пьют вино под аккомпанемент музыканта, играющего на лире. Такого рода сцены весьма характерны для цилиндрических печатей того времени.
Панель мира
Мозаика из перламутра, ракушек, красного известняка и ляпис-лазури.
Панель войны
Слайд 10
Статуя Гудеа, правителя Лагаша . XXI в. до
н. э.
Гудеа, правитель независимого царства Лагаш, известен своим
благочестием и строительством многочисленных храмов, посвященных различным богам. Статуя содержит посвящение богу, а также список храмов, построенных Гудеа, последним в списке стоит храм, посвященный богу Нингирсу, где, собственно, и стояла статуя.
Слайд 11
Искусство Старовавилонского царства
Слайд 12
Искусство Старовавилонского царства
Старовавилонская эпоха считается золотым
веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях
слились в поэмы. Широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урука в Шумере. Произведений изобразительного искусства и архитектуры того периода сохранилось мало: после смерти Хаммурапи Вавилония не раз подвергалась нашествию кочевников, уничтоживших многие памятники.
Слайд 13
Стела царя Хаммурапи из Суз . XVIII в.
до н. э.
Двухметровая стела, получившая название «Кодекс Хаммурапи»
содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок. В верхней части стелы находится рельефное изображение царя Хаммурапи, предстоящего перед богом солнца Шамашем. Восседающий на троне Шамаш, с языками пламени, вырывающимися из его плеч, вручает Хаммурапи атрибуты царской власти. Царь, одетый в простую тунику, оставляющую одно плечо обнаженным, внимает богу, подняв в знак почтения одну руку. Обе фигуры смотрят друг другу прямо в глаза.
Слайд 14
Царица тьмы. Рельеф . 1800—1750 гг. до н.
э.
Тарелка с рельефом сделана из обожженной глины, смешанной
с соломой. Фигура обнаженной красавицы первоначально была раскрашена в красный цвет. На голове у женщины рогатый головной убор, типичный для месопотамских божеств. В руках у нее священные символы — прут и кольцо. Ее разноцветные крылья смотрят вниз, указывая на то, что она является богиней подземного царства. Ее ноги заканчиваются лапами хищной птицы, весьма похожими на лапы двух сов, сидящих по сторонам от нее.
Слайд 16
Искусство Ассирии
Завоеватели с огромным вниманием относились
к культурному наследию покоренных стран, изучая художественные принципы чужеземного
мастерства. Соединив в себе традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик.
На первый взгляд, ассирийцы не стремились создавать новые формы, в их архитектуре встречаются все известные ранее типы построек, например, зиккурат. Новизна заключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города — город-крепость с единой строгой планировкой.
Слайд 17
Крылатый бык с человеческой головой . VIII в.
до н. э.
Крылатые быки с человеческими головами были
гениями-хранителями, которых называли шеду. Шеду устанавливали по сторонам городских ворот или проходов во дворец. Шеду являлись символами, совмещавшими в себе свойства человека, животного и птицы и, следовательно, были мощным средством защиты от врагов.
Слайд 18
Крылатый гений-хранитель . VIII в. до н. э.
Гении-хранители — мифологические существа, охранявшие людей или здания и
отгонявшие от них злых духов. Этот крылатый гений, вместе с тем, который стоял напротив него, охранял ворота дворца Саргона II в Дур-Шаррукине (совр. Хорсабад, Ирак). Гений благословлял всех, кто проходил мимо него, обрызгивая водой из сосновой шишки. Оба гения стояли позади двух крылатых человекобыков, также охранявших ворота. Колоссальная фигура крылатого гения показана анфас до талии и в профиль — ниже талии.
Слайд 19
Герой, укрощающий льва . VIII в. до н.
э.
Мотив укрощения львов был частью сложной архитектурной и
декоративной системы. Он символизировал божественную и царскую власть; сила, исходившая от изображения, защищала дворец и продлевала правление монарха.
Слайд 20
Раненая львица. Рельеф дворца Ашшурбанипала в Ниневии .
VII в. до н. э.
Эта небольшая панель была
частью обширной композиции, изображающей царскую охоту на львов. Поразительна реалистичность, с которой художник изобразил раненое животное.
Слайд 21
Стела с богиней Иштар . VIII в. до
н.э.
Стела с изображением богини Иштар являет прекрасный образец
провинциального искусства Ассирийской империи в период ее расцвета. Иштар, один из излюбленных персонажей в искусстве древней Передней Азии, почиталась как богиня любви и войны. Головной убор имеет форму цилиндра и венчается диском с лучами, что напоминает о том, что Иштар олицетворяет планету Венера.
Слайд 22
Искусство Нововавилонского царства
Слайд 23
Искусство Нововавилонского царства
Вавилон стал одним из
самых богатых и красивых городов Месопотамии, политическим и религиозным
центром. В городе насчитывалось свыше пятидесяти храмов. Вавилонская культура продолжила традиции шумеро-аккадского периода.
Слайд 24
Зиккурат Этеменанки. Реконструкция . VI в. до н.
э.
Согласно Ветхому Завету, жители города Вавилона задумали построить
башню до небес. Однако Бог не позволил им осуществить этот план, смешав языки всех народов, так что они перестали понимать друг друга. Библейская Вавилонская башня имеет совершенно реальный прототип — зиккурат Этеменанки в Вавилоне. Древнегреческий историк Геродот писал, что зиккурат представляет собой «массивную башню, имеющую сто восемьдесят метров в длину и ширину. Над этой башней поставлена другая, над второй — третья и так далее, до восьмой.
. Подъем на них сделан снаружи, он идет кольцом вокруг всех башен. Поднявшись до середины подъема, находишь место со скамейками для отдыха: восходящие на башню садятся здесь отдохнуть. На последней башне есть большой храм.
Слайд 25
Изразцовая облицовка стены тронного зала дворца Навуходоносора II
из Вавилона . VI в. до н. э. Фрагмент
Навуходоносор II построил в Вавилоне огромный дворец с висячими садами царицы Семирамиды, который греки считали одним из семи чудес света. Лучше всего сохранился тронный зал дворца, стены его были декорированы великолепно стилизованным глазурованным кирпичом. В нижней части стены находился фриз со львами, в центре были изображены колонны, украшенные завитками, образующими цветочные фризы, колонны со всех четырех сторон обрамлялись бордюрами с растительным орнаментом.
Слайд 26
Ворота богини Иштар из Вавилона . VI в.
до н. э. Реконструкция
До наших дней сохранились развалины
ворот богини Иштар; эти ворота имели для вавилонян особое значение — от них мимо храма Мардука шла Дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия. В конце XIX — начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина.
Слайд 27
Ворота богини Иштар из Вавилона . VI в.
до н. э. Реконструкция
Слайд 29
Гробница Кира II Великого в Пасаргадах . Около
530 г. до н.э.
Любовь ко всему грандиозному и
пышному, характерная для ахеменидской архитектуры, отсутствует в погребальных сооружениях, которые возводились с предельной скромностью. В Пасаргадах сохранилась гробница Кира II — строгое сооружение высотой одиннадцать метров, которое отдаленно напоминает месопотамский зиккурат.
Слайд 30
Ворота всех народов в Персеполе . 520—460 гг.
до н. э.
Оригинальным элементом ахеменидского искусства является колонна,
широко использовавшаяся во всех типах построек. Первоначально колонны делались из дерева, а затем покрывались штукатуркой и раскрашивались. Впоследствии, в Персеполе, была применена каменная колонна с бороздчатым стволом. Самой оригинальной частью ахеменидской колонны является капитель — из нее наполовину выступают вырезанные тела двух животных, обычно — быков, драконов или человекобыков.
Слайд 31
Рельеф входной лестницы во дворец Дария I в
Персеполе . 520—460 гг. до н. э. Фрагмент
Слайд 32
Сфинкс. Рельеф дворца в Персеполе . V в.
до н. э.
Изображенный на рельефе сфинкс был божеством,
охраняющим верховного персидского бога Ахура-Мазду, которого Дарий I «возвел в сан» царского бога. О божественной сущности сфинкса говорит его головной убор, украшенный рогами.
Слайд 33
Золотая серьга . V в. до н. э.
Обработка металлов являлась той разновидностью искусства, в которой ахеменидские
мастера добились наиболее выдающихся успехов. Настоящие виртуозы с тонким вкусом, они изготавливали роскошные многоцветные драгоценности, оружие, предметы украшения, столовой посуды и другого назначения. Были весьма распространены украшения со вставленными драгоценными камнями, как эта золотая серьга со вставками из бирюзы, сердолика и ляпис-лазури.