Слайд 2
Художественная (горячая) эмаль один из древнейших способов украшения
металла. Финифть - древнерусское название эмали, искусство которой появилось
на Руси из Византии еще в 10 веке одновременно с принятием христианства и достигло своего совершенства на Руси в XVI - XVII веках.
Финифть от греческого "финифтис" («светлый блестящий камень»)
Слайд 3
Особо высокого совершенства на Руси искусство украшения эмалью
металлических изделий достигло в XVI - XVII веках. Расписной
эмалью украшали столовую посуду, утварь, оружие, предметы церковного обихода.
Слайд 4
Расцвет искусства живописной миниатюры на эмали относится к
XVIII веку.
В Петербурге, Москве и Ростове Ярославском миниатюрой
по эмали украшали табакерки, шкатулки, медальоны, ордена. В основном мастера занимались росписью иконок, вставок к церковным книгам и утвари.
Слайд 5
В XIX веке они уже не ограничиваются выполнением
образков, а копируют произведения русских и западноевропейских живописцев и
выполняют самостоятельные композиции.
Слайд 6
Художественная эмаль во все времена ценилась на уровне
драгоценных камней, а на сегодняшний день признана ведущими искусствоведами
как живопись XXI века.
Слайд 7
Роспись по эмали близка по технике к росписи
фарфора. На тонкую выпуклую пластинку, до 1,5 мм наносят
огнеупорные эмалевые краски с t пл. от 700 до 800 0С Пластинку обжигают несколько раз, при этом цвет красок меняется, как и при обжиге фарфора. Так золото даёт в сплаве со стеклом рубиновый цвет, кобальт окрашивает стекло синим цветом, а медь — зелёным. При решении специфических живописных задач эмаль, в отличие от стекла, заглушается.
Слайд 8
Эмаль наносится на лицевую сторону пластинки в три
слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном
шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700-800 0С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой. Чтобы предохранить пластинку от возможной деформации при обжиге в процессе росписи, ее оборотная сторона покрывается эмалевым слоем, называемым "контрэмалью".
Слайд 9
На первой стадии росписи по эмали тонкой кистью
делается "подмалевок"- наносятся основные цвета. После этого пластинка обжигается
в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск. Извлеченная из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени.
Слайд 10
Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужается.
В
процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и
уточняются цветовые отношения.
Производится третий обжиг. При создании несложной композиции с использованием ограниченной красочной палитры роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов.
Слайд 11
Этот краткий обзор процесса создания миниатюр на финифти
раскрывает всю сложность и трудоемкость изготовления художественных эмалей, что
не позволяет художникам-эмальерам создавать их в больших количествах. Поэтому эмали всегда были и остаются элитарным видом искусства.