Слайд 2
"Рококо — название архитектурного и декоративного стиля, образовавшегося
во Франции во времена регентства
(1715-1723), достигшего до полного
развития при
Людовике XV, перешедшего в другие страны Европы и господствовавшего в ней до 1780-х годов. Стиль Р. был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняясь при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Отбросив холодную парадность, тяжелую и скучную напыщенность искусства времен Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура Р. стремится быть легкою, приветливою и игривою во что бы то ни стало; она не заботится ни об органическом сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние.
Слайд 3
Общественная жизнь аристократии практически уже завершилась. И потому
все свое внимание она обращает на внутренний мир, на
интимные взаимоотношения и чувственные переживания. В многочисленных салонах безусловно господствуют женщины и все хотят быть вечно молодыми.
Слайд 4
Первая половина XVIII века — господство стиля рококо.
Этот стиль как бы завершает развитие западноевропейского барокко. Но
если стиль барокко отражал аристократические вкусы времени расцвета абсолютизма, то стиль рококо — это отражение вкусов закатного периода государственных иерархий. И потому все здесь так мелко, жеманно и манерно. Изящная декоративность, хрупкость, интимность, утрировка изогнутых линий — вот характерные черты стиля рококо. Цвета в интерьерах и костюмах преобладают пастельные — голубые, розовые, белые, серые. Даже позолота делается очень легкой и светлой. Да и мебель теперь рассчитана на изысканные, манерные позы.
Слайд 5
На смену грандиозности Барокко приходит изящество и миниатюрность
Рококо
Слайд 9
В созданиях архитектуры прямые линии и плоские поверхности
почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурною отделкою;
не проводится в чистом виде ни один из установленных орденов; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперед карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещенными в некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами; всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдаленно напоминающих собою листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов.
Слайд 14
Силуэт и женского и мужского костюмов всячески подчеркивает
изгибы фигуры, делая ее легкой и изящной. Это узкие
плечи, чрезвычайно тонкая талия, округлая линия бедер, маленькая прическа. “Мужчина теперь более, чем когда-либо похож на женщину, он носит длинные завитые волосы, посыпанные пудрой и надушенные духами, пряжки на башмаках и коленях заменены для удобства шелковыми бантами. Шпага надевается как можно реже. На руки надевают перчатки, зубы не только чистят, но и белят, лицо румянят. Не желая ни в чем отставать от женщин, он употребляет тонкое полотно и кружева, обвешивает себя часами, надевает на пальцы перстни, а карманы наполняет безделушками”, - говорит современник.
Слайд 15
Женщина же в костюме рококо вообще напоминала фарфоровую
статуэтку, увешанную бесконечными бантами и бантиками.
Никола Ланкре “Танцовщица
Камарго”
Слайд 16
Жан Оноре Фрагонар
“Поцелуй украдкой”
Слайд 17
Франсуа Буше
“Маркиза де Помпадур”
Александр Рослин
“Портрет великой
княгини Марии Федоровны”
Слайд 21
Жан Оноре Фрагонар
“Качели” (фрагмент)