Слайд 2
ПЛАН:
Искусство ХХ века
Символизм как явление культуры
Мастера живописи символизма
Слайд 3
ХХ век
Время «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей»
А. А. Блок
Научно-технический прогресс
Острые политические катаклизмы
Слайд 4
Отказ от старых
традиций,
попытка творчески
переосмыслить
классическое
наследие
прошлого
Более чем смелые
новации,
эксперименты,
не ограниченные
никакими
рамками и
условностями
Искусство
ХХ века
Слайд 5
ИСКУССТВО ХХ ВЕКА
НАГРОМОЖДЕНИЕ СТИЛЕЙ,
НАПРАВЛЕНИЙ,
ТЕЧЕНИЙ И ШКОЛ,
ОДНОВРЕМЕННО
ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ И
ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИХ
МЕЖДУ СОБОЙ
НЕ ЛИШЕНО ЛОГИКИ,
ИМЕЕТ ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ,
ПОДЧИНЯЕТСЯ
ОПРЕДЕЛЕННЫМ
ЗАКОНОМЕРНОСТЯМ
И ПРАВИЛАМ
Слайд 6
НОВЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
КИНЕМАТОГРАФ
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
ВИДЕО
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
ДИЗАЙН
Слайд 8
Символизм
Могут ли художники отразить в своем творчестве суть
вещей и явлений, дать им «название»? «удержать в полете»
красоту и гармонию мира?
Слайд 9
Символ – от греч. «знак»
Попытка постичь внутреннюю
тайну бытия, суть вещей и явлений, выразить их «изначальную
идею»
Основные черты: обращение к миру чувственной интуиции, поиски идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве, воспроизведение таинственных картин далекого прошлого (прежде всего Античности и Средневековья)
Слайд 10
Официальная дата рождения символизма
1886 г. французский поэт Жан
Мореас опубликовал в газете «Фигаро» «Манифест символизма»
Слайд 11
В основе символизма
Идея двойственности мира
Искусство призвано выражать
и облекать в плоть невыразимое и бесплотное
Обладая особым внутренним
зрением, художник должен «расшифровывать» скрытые значения вещей и явлений, облекать их в осязаемые формы, т.е. «объективировать субъективное»
Слайд 12
Искусство символизма оперирует метафорами и аллегориями
Оно тяготеет к
намекам, иносказаниям, знакам, уводит в мир мечтаний и грез,
фантазий и видений
Символ приходится угадывать, опираясь на собственную интуицию и ощущения, его можно истолковать словами, но понять его конечный, истинный смысл невозможно
Слайд 13
Искусство по природе символично
Символизм содержится и «растворен» в
любой эпохе и в любом виде искусства, каждое художественное
произведение условно, символично отражает общую картину мира
Пользуясь собственными средствами, оно изображает «невидимое посредством видимого»
В ХХ веке символизм теоретически обосновал его характерные черты
Слайд 14
Мастера живописи символизма
Пюви де Шаванн
Гюстав Моро
Одилон Редон (Франция)
Арнольд
Бёклин
Франц фон Штук (Германия)
Микалоюс Чюрлёнис (Литва)
Михаил Врубель
Виктор Борисов-Мусатов
(Россия)
Слайд 15
Темы символистов:
Жизнь и смерть
Хаос и космос
Добро и зло
Возвышенное
и низменное
Историческое прошлое (античная, библейская мифология, средневековые легенды и
фольклор)
Обращаясь к миру снов и грез, они воспроизводили особенности человеческой психики, ее сокровенные тайны и загадки
Слайд 16
Пюви де Шаванн (1824-1989 гг.)
Бедный рыбак
Слайд 20
Гюстав Моро (1826-1898 гг.)
Чаще всего обращался к литературным
источникам: мифам и легендам
Главная черта – воспроизведение загадочного мира
человеческих эмоций, феерических зрелищ, часто несущих в себе зловещий , роковой смысл
Женские образы имеют двойственное значение – красота и порок
Слайд 22
Саломея, танцующая перед Иродом
Слайд 23
Одилон Редон (1840-1916 гг.)
«Где-то на грани между реальностью
и фантазией художник нашел необитаемую область и населил ее
грозными призраками, чудовищами… сложными существами, сотканными из всех возможных видов человеческого порока, животной низости, ужаса и скверны…»
Слайд 26
Микалоюс Чюрлёнис
(1875-1911 гг.)
Слайд 28
Михаил Александрович Врубель
(1856-1910 гг.)
Слайд 37
Виктор Эльпифорович
Борисов-Мусатов
(1870-1905 гг.)
Ностальгия по прошлому выражается
в желании увести зрителя в безвозвратно ушедшее прошлое, в
мир старинных полуразрушенных усадеб и тенистых алеей парков, на берега заросших рек и искусственных водоемов