Слайд 2
Культура XX века - культура переломная, а не
просто новый период ее истории. Старое и новое не
располагаются в истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении. Видоизменения, которые претерпевает культура XX века от этапа к этапу своего развития, концентрируются в стилевых, идейно-художественных явлениях и процессах. Невозможно определить некий общий единый стиль искусства в XX в.
Слайд 3
Искусство ХХ века. Течения
Модерн
Абстракционизм
Авангард
Абстрактный экспрессионизм
Баухауз
Конструктивизм
Кубизм
Дадаизм
Экспрессионизм
Футуризм
Примитивизм
Поп-арт
Оп-арт
Слайд 4
Одно из стилевых движений, возникнув на рубеже веков,
вошло большим мотивом в глубь XX в; оно общеизвестно
под названиями "ар нуво" в Бельгии и Франции, "Югендштиль" в Германии, в русском языке его обозначили как "модерн", что значит современный.
Слайд 5
Модерн
Для стиля модерн характерно стремление к внешней декоративности.
Как украшения, использовались растительные мотивы, однако в столь преобразованном
виде, что в них трудно узнать реальное растение. Главная роль отводилась красивым плавным линиям, которые поодиночке или целыми пучками покрывали поверхность, поникшие лепестки, извивающиеся водоросли, ирис и всевозможные экзотические тропические цветы, которые изображались словно бы увядающими. Иногда среди растительных мотивов помещались грациозные женские фигуры.
Слайд 6
В архитектуре стиль "модерн" расцвел особенно бурно и
пышно. Он в значительной мере окрасил собой целый период
в истории архитектуры конца ХIХ - начала XX вв. Однако нигде он не стал государственным стилем: для зданий не прижились его романтические вольности. Его главными центрами стали Вена и Брюссель.
Слайд 7
Одним из самых сложных, самых спорных направлений в
модернизме был и остается до сих пор абстракционизм. Название
это расплывчато и не выражает действительной сущности данного явления. Поэтому нередко употребляют название "беспредметное искусство".
Кандинский Импровизация №31, 1913
Слайд 8
Абстракциони́зм (лат. "abstractio" – удаление, отвлечение) — направление
нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм
в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.
Слайд 9
Василий Васильевич Кандинский
(16 декабря 1866, Москва — 13
декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — русский живописец, график и
теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма.
Кандинский Дамы в кринолинах
Слайд 10
В. Кандинский Дамы в кринолинах
Слайд 11
В. Кандинский
Импровизация №31, 1913
Слайд 13
Казимир Малевич
«Красный квадрат» — картина Казимира Малевича, написанная
в 1915 году. Назван на обороте «Женщина в двух
измерениях». Представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата.
Экспонировался на выставке 1915 года. В каталоге выставки 1915 года он получил второе название — «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях».
Отмечено, что «Красный квадрат», как и «Чёрный квадрат», обладает тем свойством, что площадь белого фона равна площади закрашенного квадрата.
Слайд 16
К. Малевич. Черный квадрат
Картина представляет собой полотно размером
79,5 на 79,5 сантиметров. На нём изображён чёрный квадрат
на белом фоне.
Картина была написана Малевичем летом и осенью 1915 года. По утверждению художника, он рисовал её несколько месяцев.
Картина была выставлена на последней футуристической выставке «0.10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Среди тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где обычно вешают иконы, висел «Черный квадрат».
Слайд 17
Кузьма Петров-Водкин.
Купание красного коня
Слайд 18
В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России,
в имении близ Камышина. Именно тогда им были сделаны
первые наброски для картины. А также написан 1-й, несохранившийся вариант полотна, известный по черно-белой фотографии. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург.
Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для создания образа подростка, сидящего на нем верхом, художник использовал черты своего племянника Шуры.
Слайд 19
Футуризм
футуризм подарил поэзии трех гениев Маяковского, Хлебникова, Пастернака.
Футуризм — направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся
в начале XX века.Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo.
Слайд 20
Футуризм (от латин. futurum - будущее) как и
кубизм относится к тем художественным направлениям внутри модернизма, которые
встали на путь последовательного отказа от реалистических основ искусства. Футуризм не случайно зародился в Италии. Группа художников, которым надоело бесконечное преклонение в их стране перед искусством прошлого, попытались создать новое искусство, искусство будущего, как они говорили. Они изложили свои взгляды в футуристических манифестах, призывавших отвергнуть достижения прошлого и возвеличивающих технику и промышленный дух нового времени. Их восхищали железные дороги, опутывающие земной шар, стальные мосты, огромные мосты, огромные города, кишащие автомобилями.
Слайд 21
Антонио Сант Элиа Урбанистический рисунок
Слайд 22
Поп-а́рт (англ. pop art, сокращение от popular art
— популярное, общедоступное искусство; второе значение слова связано со
звукоподражательным рop — отрывистый удар, хлопок, шлепок, то есть производящее шокирующий эффект) — направление в изобразительном авангардистском искусстве 1950—1960-х годов, возникает как оппозиция беспредметному абстракционизму и знаменует переход к концепции нового авангардизма, «раскрывает эстетические ценности» образцов массовой продукции: потребительские товары (банка супа), персонажи новостей (Мао Цзэдун) или кино (Мэрилин Монро). Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст:
изменяются масштаб и материал;
обнажается приём или технический метод;
выявляются информационные помехи и др.
Поп-арт приходит на смену абстракционизму, ориентируясь на новую образность, создаваемую средствами массовой информации. Поп-арт характеризует яркий и контрастный колор.