Слайд 3
Горький Максим (псевдоним; настоящее имя и фамилия Алексей
Максимович Пешков) [16(28).3.1868, Нижний Новгород, ныне город Горький, —
18.6.1936, Горки, под Москвой], русский советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма, родоначальник советской литературы. Отец Горького — столяр-краснодеревец М. С. Пешков, мать — В. В. Каширина, дочь владельца красильни. Рано потеряв отца, Горький подростком начал тяжёлую жизнь «в людях». Работал грузчиком, пекарем. Занимался самообразованием. Участвовал в нелегальных народнических кружках, вёл пропаганду среди рабочих и крестьян. После ареста в 1889 находился под надзором полиции. В 1888—89 и 1891—92 странствовал по России.
Слайд 4
12 сентября 1892 опубликовал первый рассказ —
«Макар Чудра». Войти в литературу Горькому помог В. Г.
Короленко. В очерках и фельетонах 90-х гг. Горький бичевал «хозяев жизни», мещан, защищал интересы бедноты, рабочих. Его «Очерки и рассказы» вызвали небывалый отклик в России и за рубежом.
Слайд 5
Выразитель революционного подъёма рабочего класса, Горький уже
в 90-е гг. развивал лучшие традиции реализма и романтизма
19 в. В реалистических рассказах о народе («Коновалов», «Челкаш», «Супруги Орловы», «Кирилка» и др.) Горький изображал ростки нового социально-политического сознания, мечты о справедливости и — незрелость протеста, бунтарство одиночек. Легендарно-аллегорические, романтические образы молодого Горького («Старуха Изергиль», 1895; «Песня о Соколе», 1899; «Песня о Буревестнике», 1901) с их пафосом «безумства храбрых» звали к революционному подвигу.
Слайд 6
В годы революционного подъёма постановки пьес Горького
стали общественным событием, вызывали демонстрации против царизма. В «Мещанах»
(1901) русский рабочий впервые предстал как новый герой истории. В пьесе «На дне» (1902), рисуя страдания отверженных, сброшенных капитализмом на «дно» жизни людей, Горький показал вред христианского гуманизма, утешающей лжи. В монологе Сатина («На дне») и в философско-лирической поэме «Человек» (1903) Г. воспел величие человека, его творческий разум. В пьесах «Дачники» (1904), «Дети солнца» и «Варвары» (обе — 1905) он осуждает омещанившуюся либо замкнувшуюся в сфере «чистой» науки интеллигенцию и призывает мастеров культуры творить для народа.
Слайд 7
В годы Революции 1905—07 Горький создал выдающиеся
произведения социалистического реализма. В пьесе «Враги» (1906) он показал,
как забастовочное движение пролетариата поднимается до политической борьбы, как растет в массах влияние большевиков. В романе «Мать» (1906) Горький впервые в литературе изобразил борьбу революционного пролетариата под руководством партии за социализм и рождение в этой борьбе нового человека. В 1907 присутствовал в Лондоне на 5-м съезде партии. Прочитав «Мать» в рукописи, Ленин в беседе с Горьким отметил своевременность романа. Переведённая на многие языки, «Мать» стала настольной книгой миллионов.
Слайд 8
В 1922 Горький написал повесть «Мои университеты»
— 3-ю часть художественной автобиографии. В мемуарном очерке «В.
И. Ленин» (1924—31) он с большой художественной силой воссоздал образ «Человека с большой буквы», передал живое обаяние Ленина и демократизм вождя масс, который «прост, как правда». Горькому принадлежат также литературные портреты Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, Л. Б. Красина и др. В 1925 Горький опубликовал роман «Дело Артамоновых», в котором история трёх поколений буржуазной семьи дана на фоне русской общественной жизни от реформ 1861 до Октября. В 1928 и 1929 Горький приезжал в СССР; о своих поездках по стране написал очерки «По Союзу Советов» (1929). В 1931 возвратился на родину и развернул широкую литературно-общественную деятельность. Особенно значительны его выступления за мир, демократию и социализм, против фашизма и войн. Горький был организатором и председателем Первого всесоюзного съезда советских писателей (1934), энергично содействовал развитию литературы народов СССР.
Слайд 9
Он создал и редактировал многие журналы и книжные
серии («Наши достижения», «СССР на стройке», «За рубежом», «История
гражданской войны», «История фабрик и заводов», «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта» и др.).
1930-е гг. — время нового расцвета драматургии Горького. Пьесы «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), «Васса Железнова» (1935, 2-я ред.) утверждали неизбежность гибели капитализма и победы социалистической революции.
Горький похоронен 20 июня 1936 в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены. Его именем названы город Нижний Новгород, МХАТ, Ленинградский Большой драматический театр и др. Созданы музеи Горького в Москве, г. Горьком, Казани, Куйбышеве, с. Мануйловке Полтавской области Украины.