Слайд 3
О происхождении знаменитого русского
архитектора А.Н. Воронихина почти ничего не известно. В метрической
книге Спасской церкви села Новое Усолье Пермской губернии записано, что 17 (28) октября 1759 года у крепостного крестьянина "домового Никифора Воронина родился сын Андрей". Некоторые же источники указывают на происхождение Воронихина от крепостной девицы Марфы Чероевой (жилицы в семье Никифора Воронихина) и от графа Александра Сергеевича Строганова (1733-1811) находившегося в 1759 году при управлении строгановскими вотчинами и заводами в Перми, Усолье и Соликамске. Версий существует несколько и у каждой из них есть право на жизнь.
Слайд 4
Поначалу Андрей обучался в мастерской
известного уральского иконописца Гаврилы Юшкова при одной из художественных
школ, основанных на Урале Строгановыми . Самых способных учеников таких школ отправляли для продолжения обучения в крупные города. Талант юноши привлек внимание графа А.С. Строганова, известного мецената и коллекционера, бывшего долгое время президентом Петербургской Академии художеств, и весной 1772 года Андрея Воронихина среди таких учеников отправили учиться в Москву.
Слайд 5
В Московской школе архитектуры учителями А.Н. Воронихина в
1775-1779 годах были предположительно В.И. Баженов и М.Ф. Казаков,
которым он обязан своими первыми познаниями в архитектуре и живописи. Здесь Андрей Воронихин жадно впитывал в себя науку о зодчестве. Многое раскрылось перед его пытливым взором из того, что имела в то время Москва. Многое почерпнул он из книг, овладев латынью, многое узнал от Баженова, который взял способного мальчика в помощники. За четыре года учения и пребывания на строительных работах Андрей Воронихин приобрел не только понятие об архитектуре как о науке, но и опыт в составлении планов отдельных частей и целых зданий. В то же время Андрей не оставлял и живописи.
Слайд 6
В часы, свободные от занятий архитектурой, он писал
миниатюрные портреты на эмали, делал зарисовки архитектурных пейзажей и
в целях заработка выполнял в Троице -Сергиевой лавре мелкие заказы по росписи и реставрации фресковой живописи.
В 1779 году, после окончания обучения в школе архитектуры Воронихин отправился в столицу в распоряжение графа А.С. Строганова. Из Москвы на попутных подводах две недели пробирался Андрей в Петербург. Граф Строганов жил в роскошном, богато обставленном дворце на углу Мойки и Невского проспекта.
Слайд 7
Воронихин поселился в его дворце и неожиданно для
самого себя стал в Петербурге своим человеком, быть может,
гласно и непризнанным родственником, но не чужим в доме графа. Наделенный многими художественными талантами Воронихин, видимо, был симпатичен известному вельможе, который оказывал юноше всяческую помощь и поддержку. Ему отвели комнату для жилья и комнату для работы над чертежами и рисунками. Во время занятий его охотно посещал наследник графа, Павел, и с восхищением следил за ним ученый гувернер Ромм, сыгравший большую роль в становлении молодого таланта. Воронихин был допущен к графской галерее, к библиотеке и кабинету минералогии. Он приглашался даже на балы и званые обеды, которые устраивались в залах Строгановского дворца.
Слайд 8
Случалось ему бывать и на собраниях любителей искусств
и литературы, нередко происходивших по желанию Александра Сергеевича. Андрей
постоянно сопровождал Павла Строганова, сына графа, а в 1785 году граф А.С. Строганов отправил гувернера Ромма и обоих мальчиков в долгое путешествие по России. К этому времени (в 1785 году) граф дал Андрею "вольную" и Воронихин перестал быть крепостным. За время путешествий Ромм, А.Воронихин и П.Строганов побывали в Москве, затем на Украине, посетили Киев, и отправились дальше на юг России, на берега Черного моря, где исполнили цикл пейзажных акварелей и рисунков, известный под названием "Путешествующий по России живописец.
Слайд 9
А после многолетних разъездов по России начались
сборы в долгосрочную, на несколько лет, поездку за границу.
В 1786 году граф снарядил всех троих в полном достатке и морским путем отправил во Францию. Молодые люди посетили также и Германию, а продолжать и совершенствовать художественное образование уехали в Швейцарию, где поселились в пятикомнатных покоях на одной из лучших улиц Женевы. Они изучали не только архитектуру, но и механику, математику, физику, естественные науки. Два года юноши провели в Женеве, а в 1789 году переехали в Париж. Целые дни и вечера Андрей Воронихин проводил в библиотеке, тщательно выписывая из книг и запоминая мысли древних зодчих о том, как они соблюдали пропорции зданий, мостили полы, как сочетали архитектуру и ваяние в целях придания красоты строениям.
Слайд 10
Вид на картинную галерею графа Строганова
Слайд 12
Несмотря на признание его таланта живописца, Воронихин большую
часть своей жизни посвятил не живописи, а архитектуре. Он
с увлечением работал над такими большими проектами, как Казанский собор на Невском проспекте Петербурга или здание Горного института, и над небольшими проектами: дачи "Арсенал" и фонтанов в Петергофе и Пулково. Выдающийся русский архитектор и живописец, один из основоположников русского ампира, А.Н. Воронихин умер в Петербурге 21 февраля (5 марта) 1814 года, окруженный своими учениками. Его похоронили на престижном Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Русская общественность того времени увековечила его имя красивым памятником над могилой: гранитной колонной с рустом, на котором изображен Казанский собор, увенчанный фигурой гения наверху.
Слайд 13
Горный институт и Казанский собор в Санкт-Петербурге .