Слайд 2
Реконструкция?
Можно ли с помощью современной музыки восстановить
память о музыкальном прошлом?
Это одно и тоже –
народная песня сегодня и прошлого?
Музыка, звучащая в современной православной церкви – та же, что и в X, XIII, XV веках?
Слайд 3
Музыкальная культура – сохранилась ли?
Источники реконструкции?
Этнографические и
фольклористические исследования 18-21 вв.
Археологические находки + исторические реконструкции
Нотация
Слайд 4
Культурно-музыкальная «билингва»
Начиная с Киевского периода и в течение
всего Средневековья одновременно сосуществовали две музыкальные культуры разного назначения,
обладавшие различными средствами художественной выразительности, — народная и церковная: песни и песнопения.
Слайд 5
Условия освоения
народной и церковной музыки имели различный
характер.
Народная песня, естественно входившая в жизнь человека, «впитывалась
с молоком матери» = регулярные фоновые практики (подобно живому языку).
Освоение церковной музыки было «книжным», требовало специальных школ.
Слайд 6
Доместики
Первые русские летописи упоминают о заботе Владимира о
просвещении, об устройстве школ. В Первоначальной летописи говорится о
"доместиковом дворе", расположенном в Киеве возле Десятинной церкви. Доместиками в Византии, а потом и на Руси называли мастеров пения, совмещавших обязанности певца-солиста, дирижера хора и учителя пения. Доместики обучали пению, чтению. Упомянутый летописцем "доместиков двор" и был, по-видимому, одной из первых певческих школ на Руси.
Слайд 7
Византийская традиция
Суждения о музыке Византии 9-12 вв. носят
гипотетический характер в связи с полным отсутствием нотных памятников светского музицирования и
невозможностью расшифровки древнейших (конца X в.) памятников церковного (православного) пения.
Уверенно расшифровываемые церковно-певческие рукописи (а также теоретические трактаты, описывающие традицию византийского церковного пения), которые дошли до нас, составлены гораздо позже того времени, которое по общему признанию является временем расцвета Византийской империи.
Слайд 8
Истоки византийской культуры
сильное влияние позднеантичной
музыкальной культуры (Герцман).
Музыковеды К. К. Розеншильд
и Ю. В. Келдыш находили влияние персидской, еврейской, сирийской и армянской песенности + влияние позднеантичной греческой музыки.
Слушать
Слайд 9
Нотация византийской церковной музыки
= региональная разновидность невменной нотации.
Обычно выделяют четыре типа, соответствующих четырём стадиям исторического развития
системы:
ранневизантийская (другое название — палеовизантийская); отмечается в рукописях X — первой половины XII вв. - не расшифрована;
средневизантийская (другие названия — медиавизантийская, круглая) — в рукописях со второй половины XII до 1400 г.;
поздневизантийская и поствизантийская — в рукописях и раннепечатных книгах с начала XV в. до 1814 г.
Слайд 10
Невменная (рус.Знаменная) нотация
- мнемоническая нотация для записи вокальной
церковной музыки, где отдельный знак мог обозначать как отдельный
звук, так и целую вокальную фигуру. При этом однозначно не фиксировалась ни высота, ни длительность. Образец невменной записи, Армения, 12 век,
Слайд 11
Тесная связь со словом
Библия – слово Божие.
В
молитве главное – слово. Монодия (одноголосие)
Пение певчих = подражание
ангельскому пению.
Монастырь Пантократорос (Византия), манускрипт 1433.
Слайд 12
Знаменный распев
возник в IX веке на Балканах. Впитал
в себя как традиции и мелос византийского богослужебного пения,
так и интонационный язык новопросвещенных славянских народовго записи.
основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков — знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для записи.
Слайд 13
Византия – Болгария - Русь
Первым митрополитом Киевским стал
болгарский епископ Михаил, пришедший сюда со своим клиром. Видимо,
тогда же на Русь были принесены переведенные на славянский язык византийские богослужебные певческие книги.
С падением Болгарского царства в 1014 году Русь приняла священную иерархию от Греческой Церкви, и в 1037 году в Киев прибыл греческий митрополит Феопемпт со своим клиром.
Тогда же на Руси утвердился соборный чин богослужения по образцу константинопольского храма Святой Софии, причем за богослужениями нередко правый клирос пел по-гречески, а левый — по-славянски.
Слайд 14
«Типографский устав» (1190)
- первая из сохранившихся до нашего
времени славянская певческая рукопись. Содержит два древнейших вида русского
богослужебного пения: кондакарное (происходит от палеовизантийской и заимствована на Руси в IX веке) и знаменное.
Слайд 15
Кондакарное пение
Расцвет кондакарного пения на Руси приходится на XI—XII
века, к XIV веку исчезает из русской богослужебной традиции
в связи со сменой богослужебного Устава со Студийского на Иерусалимский и соответствующей ей смене корпуса богослужебных книг.
Встречается в кондакарях, основа которых кондаки и икосы в честь праздников всего периода церковного года и в память святых. Самые известные письменные источники, содержащие песнопения записанные кондакарным распевом —
Типографский Устав,
Благовещенский кондакарь,
Троицкий кондакарь.
Слайд 16
Типы знаменного распева
монодия
кондакарный,
столповой,
многоголосие
демественный,
строчный.
Слайд 17
Столповой распев
Основной вид знаменного пения, которым распет практически
весь корпус книг русской богослужебной литургической традиции.
Название происходит
от слова «столп» — восьминедельного цикла Октоиха, книги распетой данным распевом и получившей распространение на Руси в последней трети XV века, в связи с принятием Иерусалимского Устава. (Ср. евангельские стопы Октоиха). Столповой распев получил широкое распространение и является самым употребительным в русской одноголосной богослужебной традиции и в настоящее время. Распев состоит из попевок (кокиз), фит и лиц, которые в свою очередь состоят из более мелких единиц — крюков (знамён).
Кроме богослужебных книг, для изучения нотации создавались особые певческие азбуки, кокизники и фитники.
Слайд 18
Путевой распев
Возник в последней четверти XV в.
Первое время
записывался знаменной нотацией («путь столповой») и играл второстепенную роль
по сравнению со знаменным распевом.
В середине 80-х гг. XVI в. возникла оригинальная путевая нотация («путь путевой»), с которой сосуществовала и знаменная + Путевой распев стал самостоятельной, развитой ветвью древнерусского певческого искусства, отличаясь большей торжественностью, распевностью и плавностью.
Мелодику путевого распева образует совокупность канонических мелодических формул, подчинённых системе осмогласия. Вершина развития путевого распева — конец XVI- 1-я пол. XVII вв. В начале XVII в. были созданы первые путевые азбуки музыкальные, возникла специфическая терминология, определяющая принадлежность песнопений путевому распеву («пут», «путной», «путем»). Во 2-й половине 17 в. Путевой распев начал выходить из употребления. Незначительное количество путевых напевов, записанных «путем столповым», сохранилось в старообрядческих рукописях 18-20 вв.
Слайд 19
Демественный распев
Наиболее раннее упоминание 1441 г. (Московский летописный свод
конца XV в.).
Получил распространение в XVI—XVII вв., в том числе
в многоголосии (3- или 4-голосие; в 4-голосном демественном многоголосии одни из голосов именовался демеством, а другой путем).
Первоначально демественный распев записывался знаменной (столповой) нотацией. Во 2-й половине 16 в. на ее основе была создана демественная нотация, использующая элементы знаменной нотации, но в более усложнённом виде. В демественной нотации не применялась тайно-замкненность. В деместве были выработаны стилистические закономерности, сыгравшие значительную роль в эволюции русского певческого искусства: формировался торжественный стиль пения с широкими распевами отдельных слогов текста. Используется в настоящее время, как особый торжественный распев, например, при архиерейских богослужениях.
Слайд 21
Придворная (княжеская) культура
Серьезная =
Искусство боянов (сказителей былин=старин,
исторических песен);
сопровождение торжественных процессий и пр.
Смеховая культура = скоморохи
(скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) — странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с XI века. Особую популярность получили в XV—XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей.
Слайд 22
Свидетельства
В «Житие преподобного отца нашего Феодосия» Нестор пишет:
Феодосий придя к князю
«виде многыя играющем предъ нимъ:
овы
гусльные гласы испущающемъ,
другыя же оръганьныя гласы поющемъ.
А инемъ замарьные пискы гласящем,
и тако вьсем играющем…»
Слайд 23
Прорисовка фрески из Киевской Софии
Слайд 24
Скоморохи
Скоморохи были носителями синтетических форм народного искусства, соединявших
пение, игру на музыкальных инструментах, пляски, медвежью потеху, кукольные
представления, выступления в масках, фокусы. Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, различных обрядов, в том числе свадебных и похоронных.
Слайд 25
Мусикия и пение
Мусикия — это инструментальная музыка, игра
на музыкальных инструментах (на струнных она называлась гудением, на
духовых — сопением). Музыкальные инструменты в Древней Руси применялись в различных сферах — в придворном, княжеском быту, в ратном деле и в народных праздниках. Инструментарий был богат и разнообразен, но все же инструментальная музыка на Руси не приобрела самостоятельного художественного значения. Она имела лишь прикладное значение, сопровождая пение, пляски, походы, торжественные встречи и церемонии и т. п.
Слайд 26
Но!
В отличие от католических стран, инструментальная музыка
на Руси не допускалась в церкви, по-видимому, потому, что
она связывалась с языческими ритуалами и увеселениями, а также с латинской католической службой.
Слайд 27
Музыкальные инструменты
В распоряжении скоморохов был довольно обширный музыкальный
инструментарий. Особую роль в нем играли гусли. В древнерусском
музыкальном быту были распространены два вида струнного щипкового инструмента с общим названием "гусли". По форме резонаторного корпуса их стали именовать шлемовидными (псалтыревидные десятиструнные гусли) и крыловидными (четырех-, шестиструнные). В древнерусской литературе обычно противопоставляется "доброгласная псалтырь" сопелям и гуслям.
Слайд 30
Жалейка (брёлка)
Один из самых древних славянских духовых язычковых инструментов. деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка
с раструбом из рога или бересты.
Известен также под названием «жаломейка»,
то же что «сопель», «пищелка», «флетня», «дуда» и т. п. Михневич указывает на однородность корня «жалейка» и «жальник» (могила древнего славянина) и высказывает предположение, что инструмент этот был в употреблении на поминках.