Слайд 2
Термен Лев Сергеевич
и терменвокс
Термен Лев Сергеевич
(1896-1993) Выдающийся изобретатель, музыкант, пионер электронного искусства. В 1920
г. изобрел уникальный электромузыкальный инструмент «терменвокс», экспериментировал в области синтеза музыки и света (затем осязания, вкуса и даже гравитационного ощущения). В эти же годы разрабатывал системы «дальновидения», а также электронные устройства охранной сигнализации.
Слайд 3
Термен Лев Сергеевич и терменвокс
После триумфальных концертов с
«терменвоксом» в СССР и в Европе в 1928 г.
был направлен в творческую командировку в США, где организовал серийный выпуск «терменвоксов», изобрел новый инструмент «терпситон» для преобразования танца в музыку, экспериментировал с передачей осязания на расстояние. После возвращения на родину в 1938 г. подвергся репрессиям, был вынужден работать в разного рода закрытых НИИ.
Слайд 4
В первых, классических моделях, созданных самим Львом Терменом,
управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя
в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путём приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счёт приближения другой руки к левой антенне.
Именно эта модель терменвокса получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа.
Термин Лев Сергеевич и терменвокс
Слайд 5
Дочь Льва Термена Наталья Термен, музыкант, педагог
Слайд 6
Термин Лев Сергеевич и терменвокс
Термен продолжает совершенствовать электромузыкальную
технику, создает новый инструмент «терпситон». В нем роль чуткой
антенны выполняет большая металлическая платформа, расположенная на полу, и человек вызывает музыку уже не рукой, а всем своим телом. Музыка, рожденная танцем, — новый всплеск чуда! Звучат вариации С. Франка и фуги Баха...
Слайд 7
К сегодняшнему дню накопился значительный
репертуар произведений, использующих терменвокс: «Симфоническая мистерия» А. Пащенко (1923
г.), «Фантазия для терменвокса и других инструментов» Б. Мартину (1944 г.), кантата «Equatorial» Э. Вареза (1934 г.), а также сочинения таких композиторов, как Н. Березовский, Дж. Шиллингер, А. Фулейхан, А. Грейнджер, А. Шнитке и др. В 1978 г. американская фирма «Делос» выпустила пластинку с музыкой русских композиторов, исполняемой на терменвоксе Кларой Рокмор.
Слайд 8
Волны Мартено
Волны Мартено — французский электроинструмент. Изобретён в
1928 году радистом и виолончелистом Морисом Мартено.
Первый образец «Волн…»
довольно сильно отличался от последующих версий. Он состоял из двух частей, а для исполнения применялась натянутая нить, соединенная с кольцом, надетом на указательный палец музыканта.
Для извлечения звука определенной высоты нужно было натянуть нить до соответствующей клавиши, либо просто нажать саму клавишу.
Слайд 9
Волны Мартено
Инструмент монофонический. Чтобы извлечь звук необходимо зажать
правой рукой клавишу или натянуть нить с кольцом, надеваемым
на указательный палец; а левой рукой нажать на кнопку, играющую роль смычка. Силой и динамикой нажатия на эту кнопку управляется атака и громкость звука. Сам прибор был довольно сложной конструкции и состоял из нескольких элементов: собственно инструмент, изначально — продолговатый деревянный футляр с электросхемами внутри плюс два (впоследствии — три) различных по природе действия резонатора, которые превращали электрические колебания в акустические.
Слайд 10
«Волны Мартено» стали очень популярным музыкальным инструментом, который,
кстати, используется в эстрадно-симфонических оркестрах и в наши дни.
Спустя 20 лет после своего изобретения, Морис Мартено стал профессором Парижской консерватории, и преподавал он именно игру на своем инструменте.
Инструмент можно услушать в академических произведениях французских композиторов, в частности в знаменитой Турангалила–симфонии (да, именно благодаря ей Лила Туранга из Футурамы получила своё имя) композитора Эдгара Варез, Неизданные листки» Оливье Мессиана, некоторые сочинения Мориса Жарра (отца Жан-Мишеля Жарра), и другие.
Каждый из Вас мог слышать Волны Мартено в саундтреках к фильмам
Слайд 11
Синтезатор
Синтезаторы, открывающие перед музыкантами широчайшие возможности для создания
профессиональных аранжировок и экспериментов со звуком, обеспечили появление новых
звуков, новых текстур и нового уровня контроля звучания исполнителем. Богатая палитра реалистичных звуков, разнообразие эффектов, интерактивные функции - эти и многие другие возможности воплощены в современных синтезаторах.