Слайд 2
Франциск Скорина - самая популярная историческая личность Беларуси.
Наш
Да Винчи
Любой житель Беларуси знает, кто такой Франциск Скорина.
Более того, это имя когда-то прогремело на всю Европу, и сегодня его очень уважают далеко за пределами Беларуси, ведь Франциск Скорина основал первую в Восточной Европе типографию.
Белорусский просветитель очень гордился своим происхождением «из славного города Полоцка» и четко определял свою этническую принадлежность (русин, рус, т.е. белорус) и национально-патриотическую направленность своей просветительской деятельности в пользу «братии моей руси».
До сих пор немало тайн хранит биография этого удивительного человека…
Слайд 3
Франтишек (Франциск) Скорина (Скарынич) родился в семье полоцкого
купца Луки (Лукаша) Скорины, который впервые упоминается в документах
1492 года под именем Лукиян. Семейная фамилия происходит от древнего славянского слова «скура» (кожа), отсюда - скурняк, по-старобелорусски - скарынич, что означало профессию ремесленника, занимающегося обработкой кож.
Доподлинно неизвестно, когда именно он родился и когда скончался. Среди историков принято считать датой рождения первопечатника 1490 год, а датой прощания с земной юдолью – 1551 год. По разным косвенным данным, наиболее вероятно, что он родился в середине 1480-х годов. В печати называлась также дата 18.3.1470.
Слайд 4
Франциск Скорина родился в относительно обеспеченной семье. Его
отец занимался торговлей, активно вел куплю-продажу с немецкими землями,
с Польшей, а также с Московской Русью. При этом, когда для получения образования более высокого уровня, чем общепринятые в период Средневековья знания, Скорине понадобилось поступить в высшее учебное заведение, он сумел внести лишь самый скромный взнос. Однако юношу приняли.
Слайд 5
Первоначальное образование Ф. Скорина получил в Полоцке, который
имел многовековые книжно-языковые традиции, славился богатыми библиотеками и высокообразованными
людьми. Азы церковно-славянской грамоты Франциск осваивал, наиболее вероятно, дома или при одном из полоцких православных монастырей.
Франциск родился в семье, где исповедовали православие. Однако затем ему пришлось сменить вероисповедание на католичество – так он облегчил себе путь в науку: католику было проще попасть в тогдашний ВУЗ Восточной Европы и окончить его без помех.
В Полоцке или в Вильнюсе будущий просветитель приобрел основательные знания по латинскому языку, без чего нельзя было мечтать о дальнейшем обучении в университетах Западной Европы, где латынь была тогда языком просвещения, науки, литературы, общественных отношений.
Слайд 6
Чтобы получить высшее образование, летом 1504 Скорина, видимо,
вместе с купеческим обозом отправился в Краков, тогдашнюю столицу
Польши, где был известен в Европе и наиболее близкий от Полоцка Ягеллонский университет.
Только закончив его можно было продолжать учебу на одном из специальных факультетов - богословском, юридическом или медицинском, и получить соответствующую профессию.
За два года напряженной работы Скорина освоил полный курс так называемых семи свободных наук, состоявший из тривиума (грамматика, риторика, логика) и квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).
Важное значение для формирования художественного вкуса, литературных знаний и гуманистического мировоззрения белорусского просветителя имела довольно широкое его знакомство в стенах университета с творчеством выдающихся поэтов древности Гомера, Вергилия, Горация, Овидия. Осенью 1506 Скорина успешно завершил обучение на факультете свободных наук и 14 декабря получил первую ученую степень бакалавра.
Слайд 7
Ученые предполагают, что после Краковского университета, в течение
1506-1512 годов Скорина служил секретарем у датского короля. Но
в 1512 году он оставил эту должность и отправился в итальянский город Падуя, в университете которого «молодой человек из очень отдалённых стран» (так о нём говорят документы того времени) получил степень «доктора лекарских наук», что стало знаменательным событием не только в жизни молодого Франциска, но и в истории культуры Беларуси.
Сохранились записи протокола экзамена, где, в частности, говорится: «Он проявил себя столь похвально и превосходно во время строгого испытания, излагая ответы на заданные ему вопросы и отвергая выдвинутые против него доказательства, что получил единодушное одобрение всех присутствующих ученых без исключения и был признан обладающим достаточными знаниями в области медицины».
Слайд 8
До сих пор в одном из залов этого
учебного заведения, где находятся портреты знаменитых мужей европейской науки,
которые вышли из его стен, висит портрет выдающегося белоруса работы итальянского мастера.
Слайд 9
Интересная история связана с именем Рафаэля. Исследователи, изучая
наследие великого художника, обнаружили: на одной из его фресок
изображен человек, очень похожий на Франциска Скорину. Более того, Рафаэль нарисовал Скорину рядом с собственным изображением.
О периоде 1512-1516 в жизни Ф. Скорины нам пока ничего не известно. Современные ученые выдвинули предположение, что в это время Скорина путешествовал по Европе, знакомился с книгопечатанием и первыми печатными книгами, а также встречался со своими гениальными современниками — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем.
Слайд 10
Наверняка в Италии, колыбели ренессансного гуманизма, стране высокоразвитого
книгопечатания, не только завершилось формирование гуманистического мировоззрения Скорины, но
и окончательно созрел его большой просветительский замысел - дать своему народу печатную книгу. Там он убедился, как благодаря печатному станку книга становится общедоступной для различных слоев населения. Будучи в Италии, белорусский просветитель не мог миновать близкую Падуе Венецию, где работал выдающийся книгопечатник Альдо Монуций и где в 1506 напечатана Чешская Библия, которая стала одним из источников Скорины.
Слайд 11
Осуществление его великого замысла требовало необычных усилий. Необходимо
было найти немалые средства, чтобы арендовать помещение и печатный
станок, купить бумагу и краски, заказать шрифты, найти квалифицированных мастеров книгопечатного дела. Эти и другие тяжелые проблемы, связанные с учреждением книгопечатания в Восточной Европе, пришлось решать Скорине.
Скорина очень хотел начать книгопечатание и выдать свою первую книгу в тогдашней литовско-белорусской столице - городе Вильнюсе, в общественной и культурной жизни которой уже чувствовались сильные ренессансно-гуманистические веяния. Однако отсутствие необходимых условий заставило его отказаться от первоначального замысла. Выбор пал на чешскую Прагу, где была значительная полиграфическая база, опытные мастера книгопечатного дела, богатые традиции перевода и издания Библии на родном языке.
Слайд 12
Первая печатная Скориновская книга - Псалтырь вышла в
свет 6 августа 1517 г. Затем в течение 1517-19
г. в Праге он издал еще 22 книги Библии:
«Иов» (датировано 10.9.1517),
«Притчи Соломона» (6.10.1517) ,
«Иисус Сирахав» (5.12.1517),
«Екклезиаст» (2.1.1518),
«Песнь песен» (9.1.1518),
«Премудрость божия» (19.1.1518),
4 книги «Царств» (10.8.1518) ,
«Иисус Навин» (20.12.1518),
«Юдифь» (9.2.1519),
«Судеи» (15.12.1519),
обозначенные 1519 книги «Бытия», «Руфь», «Эсфирь», «Плач Иеремии» и « Пророк Даниил », а также не датированы книги «Выход», «Леви», «Цифры» и «Второзаконие».
Четыре книги «Царств» выпущены с нумерацией листов и обозначены одной датой. Поэтому можно считать, что Скорина издал в Праге 23 книги Библии в 20 выпусках.
Слайд 13
ЗАЧИНАТЕЛЬ
Ввел титульный лист
Поставил номера страниц
Содержание книг
Писал предисловия и
послесловия, давал комментарии и пояснения
Текст разделил на главы, части,
подписал разделы
Оригинальный шрифт
Отличал формы больших и малых букв
Использовал 2 цвета: черный и красный
Все виды украшений: иллюстрации (65), заставки, концовки, инициалы, орнаменты, виньетки, фигурный набор текстов
Просветительское значение иллюстраций: объединил смысловое содержание текста и гравюры, чтобы читатель глубже и полнее понял Библию, яснее представил героев, воспринял содержание
Разместил собственный портрет
Слайд 14
ОФОРМЛЕНИЕ КНИГ
Титульная страница
Слайд 19
В предисловии к Библии читаем:
«ВЫЛОЖЕНА НА РУССКИЙ
ЯЗЫК ДОКТОРОМ ФРАНЦИСКОМ СКОРИНОЙ, ИЗ СЛАВНОГО ГРАДА ПОЛОЦЬКА, НАПРЕД
БОГУ КО ЧТИ И ЛЮДЕМЪ ПОСПОЛИТЫМ К НАВЧЕНИЮ».
Вот это — «людемъ посполитым к навчению» — стоит в предисловиях ко всем книгам Скорины. «Людемъ посполитым» — значит не царям, не духовенству, не князьям и боярам, а простым людям к «навчению». И потом здесь же, в Праге, он проделывает поистине неимоверную работу — на протяжении всего лишь трех лет Скорина издает почти все основные книги Библии.
Слайд 20
Предисловия Скорины - важный источник изучения его мировоззрения,
в котором органично соединены иноземные и белорусские национальные, средневековые
и ренессансные традиции. Важнейшие его качества - гуманистически-просветительский и демократический характер. Ради всего народа, ради распространения просвещения, науки, культуры и «добрых нравов» на Родине самоотверженно работал белорусский первопечатник. Движущей силой своей деятельности он считал «большую любовь» к родной земле, патриотизм. Человек широких взглядов и разносторонних интересов, белорусский просветитель ставил общечеловеческие и общенародные ценности выше конфессиональных и сословных.
Слайд 21
Около 1520 белорусский просветитель вернулся на родину. Он
приехал не только со своими книгами, но и с
печатным станком, который приобрел в Праге. Скорина остановился в столице литовско-белорусского государства Вильнюсе, где основал первую в Восточной Европе типографию. Здесь в 1522 вышла его «Малая дорожная книжка», где объединяет Псалтырь, тексты церковных служб и гимнов, и астрономический церковный календарь. В 1525 появилась его последнее издание - Апостол, включающий апостольские деяния и послания. Как и пражский Псалтырь 1517, виленские издания Скорины были напечатаны на церковнославянском языке белорусской редакции и также богато украшены. На этом оборвалась его книгоиздательская деятельность.
Самые разные причины, материальные и идеологические, помешали белорусскому просветителю осуществить задуманное - завершить издание всей Библии, напечатать другие книги.
Слайд 22
Нужны были немалые средства и поддержка влиятельных лиц.
Однако существенной помощи белорусский первопечатник не получил ни от
богатых светских меценатов, ни от высшего духовенства, которое с недоверием относилось к его изданиям, видело в его деятельности подрыв своей монополии.
Несмотря на трудности и сложное положение, Скорину не покидала мысль продолжить книгоиздательскую деятельность.
В конце 20 - начале 30-х г. он попытался заинтересовать своими изданиями и книгопечатанием московское общество. Но эта попытка оказалась преждевременной. Белорусского просветителя в России не поняли и не поддержали, а его книги приказом московского царя были публично сожжены как еретические.
Слайд 23
Язык, на котором Франциск Скорина печатал свои книги,
был основан на церковнославянском языке, но с большим количеством
белорусских слов, и поэтому был больше всего понятен жителям Великого княжества Литовского. Библия Скорины нарушала те правила, которые существовали при переписывании церковных книг: содержала тексты от издателя и даже гравюры с его изображением. Это единственный случай за всю историю издания Библий в Восточной Европе. Из-за запрета на самостоятельный перевод Библии католическая и православная церковь отвергала книги Скорины.
Слайд 24
В 1530 Скорина подался в Королевец (Кенигсберг) к
прусскому герцогу Альбрехту. Пораженный и восхищенный широкой эрудицией, разнообразием
интересов, необычными знаниями и талантом белорусского гуманиста, тот принял его к себе на службу. Однако неотложные имущественные дела и другие неизвестные нам причины заставили Скорину, по сути, тайно убежать обратно в Вильнюс. Высказывалось мнение, что в середине 1520-х г. он посетил г. Виттенберг и встречался там с М. Лютером, однако оно слабо обоснована.
Слайд 25
В целом обстоятельства для Скорины к началу 1530-х
г. складывались неблагоприятно. Он часто оставлял Вильнюс, переезжал с
места на место не только из-за своей неугомонной натуры, но и чтобы избежать различных преследований. Кроме всего прочего, в 1530 во время большого пожара в Вильнюсе настолько сильно пострадала его типография с оборудованием, и восстановить книгопечатание тут случилось невозможно. К тому же, в пожаре погибла и его жена…
Слайд 26
В 1532 Ф. Скорины ждали новые неприятности и
приключения. Варшавские ростовщики несправедливо обвинили его в том, что,
получив наследство своего брата покойного Ивана, он не хочет отдавать им долги последнего, и добились от короля Сигизмунда указа (от 5 февраля) о его тюремном заключении. Этот указ был приведен в исполнение в марте или в начале апреля 1532, и Скорину посадили в тюрьму в г. Познани, куда он приехал по делам виленского епископа Яна. Только благодаря заступничеству последнего и ходатайству племянника Романа 24 мая 1532 король издал указ об освобождении Ф. Скорины из тюрьмы, откуда он, просидев там около трех месяцев, был выпущен на свободу в середине июня.
Слайд 27
Тяжелые обстоятельства вынудили Скорину покинуть родную страну и
искать убежища на чужбине. В 1535 он вернулся в
Прагу, где устроился ученым садовником в королевском ботаническом саду, который тогда закладывался. Скорее всего, Ф. Скорина был ботаником-садоводом. В те времена медицинское образование включало в себя и познания в области ботаники. По некоторым данным, Скорина в Праге специализировался на разведении цитрусовых и трав для врачевания.
Сохранилась переписка чешского короля со своим секретарем, из которой выясняется, что «итальянский садовник Франциск» (так называли там Ф. Скорину) служил у него до июля 1539 г. Именно тогда король удостоил его прощальной аудиенции.
Спустя 13 лет Фердинанд издал грамоту, в которой сообщалось, что «доктор Франтишек Рус Скорина из Полоцка, который некогда жил, наш садовник, в этом королевстве Чешском был чужестранцем, сошел на вечный покой и оставил после себя сына Симеона Руса и определенное имущество, бумаги, деньги и прочее, ему принадлежащее».
Чешский король издал сыну Скорины Симеону специальную грамоту (от 29 января) на право разыскивать по всей стране и наследовать имущество своего отца, уже покойного.
Слайд 28
Многогранная просветительская деятельность Скорины проявилась наивысшим выражением творческих
сил и духовных стремлений белорусского народа давней поры, открыла
новую эпоху в истории белорусского литературы и культуры, проложила новые пути в их развитии. Самоотверженный труд этого титана эпохи Возрождения ради культурного прогресса своего народа послужил примером для многих деятелей культуры не только Беларуси, но и Украины, России, Литвы, способствовал расширению книгопечатания, идей гуманизма, просвещения в Восточной Европе.
В трудные моменты истории белорусского народа его имя служило стимулом и флагом в борьбе за родной язык и культуру, за национальные традиции, новое Возрождение. Наследие Скорины, четко белорусское и одновременно общечеловеческое по своему характеру, имеет всеславянское и всеевропейское значение. Его мудрые мысли и глубокие идеи актуальны и сегодня, так как остаются насущными те важные проблемы совершенствования человека и общества, которые он поднимал, вечные идеалы, к которым он стремился.
Слайд 29
Библия Франциска Скорины
В наше время сохранилось
около 4 сотен книг, выпущенных издательством Франциска Скорины, в
том числе около 100 книг и брошюр. Через Скорину исследователи отыскали и опубликовали более 50 документов на латинском, чешском, старобелорусской и др. языках. Сохранилось около 320 экземпляров Скорининских изданий и их фрагментов, часть из них хранится на его родине, часть – в Лондоне, а несколько экземпляров «осели» в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Это по-настоящему редкие, уникальные издания.
Слайд 30
В Беларуси давно почитают Франциска Скорину. Жизнь и
творчество Ф. Скорины изучает комплексная научная дисциплина — скориноведение
Его
биографию изучают в школах. Его именем названы улицы в Минске, Полоцке, Витебске, Несвиже, Орше, Слуцке и многих других городах Беларуси. Имя Ф. Скорины носит Гомельский государственный университет. Памятники выдающемуся учёному установлены в Полоцке, Минске, Лиде, Вильнюсе. Последний из памятников был установлен в 2007 году в столице Беларуси, рядом с входом в Национальную библиотеку.
Памятник Скорине у входа в Национальную библиотеку
Во всех школах Полоцка введён специальный предмет — «Полоцковедение», в котором Ф. Скорина занимает достойное место.
Музей Ф.Скорины
Слайд 31
В Беларуси введены специальные награды —
орден Ф.Скорины
(1995) и медаль Ф.Скорины (1989).
Орден Ф.Скорины
Медаль Ф. Скорины